Положение о шефстве-наставничестве в МБОУ Гимназия № 22


ПОЛОЖЕНИЕ
О ШЕФСТВЕ – НАСТАВНИЧЕСТВЕ
В МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 22»
1. Общие положения.
1.1. Школьное шефство-наставничество - разновидность индивидуальной работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравст​венными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенство​ванию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руко​водством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую  индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.3.    Правовой основой школьного наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки РФ, Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, комитета по образованию города Барнаула.
2. Цели и задачи наставничества
2.1.  Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказа​ние помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
2.2.  Основными задачами школьного наставничества являются:
​ привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и за​крепление учителей в образовательном учреждении;
​ ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способ​ности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанно​сти по занимаемой должности;
​ адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
3. Организационные основы наставничества.
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора гимназии.
3.2.   Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебной воспитательной работе и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.
3.3.  Руководитель методического обьединения подбирает наставника из наиболее под​готовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, комму​никативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
3.4.   Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического обьединения, согласовываются с заместителем директора по учебной работе и утверждаются на заседании Методического обьединения. Кандидатуры наставников согласовываются с профсоюзным комитетом.
3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого на​ставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому спе​циалисту на срок не менее одного года.
3.6.  Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
​ впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
​ выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учрежде​ний, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудо​вого стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
3.7. Замена наставника производится приказом директора гимназии в случаях:
​ увольнения наставника;
​ перевода на другую работу подшефного или наставника;
​ привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
​ психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8.  Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на проме​жуточном и итоговом контроле.
3.9.   Для мотивации деятельности наставнику по итогам работы возможно поощрение.
4. Обязанности наставника
​ знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
​ разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педа​гогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
​ проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
​  оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
​ личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
​ участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
​ подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника:
​ с согласия заместителя директора по УВР подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы.
6. Обязанности молодого специалиста.
6.1.  Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора гимназии.
6.2.  В период наставничества молодой специалист обязан:
​ изучать нормативные документы, определяющие его слу​жебную деятельность, структуру, особенности деятельности гимназии и функциональные обязанности по занимаемой должности;
​ постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
​ учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
​ совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
7.    Права молодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:
​ вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенство​ванию работы, связанной с наставничеством;
​ защищать профессиональную честь и достоинство;
​ знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его рабо​ты, давать по ним объяснения;
​ повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной работе.
8.2. Заместитель директора по УВР обязан:
​ представить назначенного молодого специалиста учителям ГИМНАЗИИ, объявить при​каз о закреплении за ним наставника;
​ создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
​ посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
​ оказывать наставникам методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
​  изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставни​чества в образовательном учреждении;
​ мотивировать молодого учителя к участию в конкурсах профессионального мастерства.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет назначенный приказом директора администратор.
9. Документы, регламентирующие наставничество.
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
​ настоящее Положение;
​ приказ директора гимназии об организации наставничества.