Научно-исследовательская работа Особенности формирования общих компетенций в системе воспитательной работы в учреждениях профессионального образования
Особенности формирования общих компетенций
в системе воспитательной работы
в учреждениях профессионального образования
Буланенкова Л.А.
Содержание
Введение.
1.Компетентностный подход в системе воспитательной работы.
1.1.Сущность компетентностного подхода в формировании личностных
качеств обучающихся.
1.2. Воспитательный характер технологий обучения и развития.
2. Технология педагогических мастерских как форма воспитывающей организации
учебного процесса.
3. Творческий час – основная форма работы в студенческой группе.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение.
Воспитательный процесс в учреждениях СПО - динамичная совокупность последовательных взаимодействий педагога и обучающихся, направленных на формирование личности будущего молодого специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда.
Цель воспитательного процесса - ориентация обучающихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию, создание благоприятных условий, содействующих развитию социальной и культурной компетенции личности выпускника-гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, готовой к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к раскрытию творческого потенциала, уважающей права и свободы другого человека, физически и духовно развитой, ориентированной на лучшие традиции отечественной и мировой культуры.
Задачи воспитательной работы.
- Сохранение и развитие лучших традиций российской интеллигентности как единства образованности, воспитанности и культуры.
- Выявление и развитие творческого потенциала личности обучающихся, приобщение их к основам отечественной культуры, формирование ценностных ориентиров, патриотизма, устойчивых нравственных принципов и норм, приобщение к выбранной профессии, укрепление активной жизненной позиции.
- Создание оптимальных условий для развития и самореализации обучающихся, оказание им помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого социального опыта;
- Активизация работы по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному и экологическому воспитанию молодежи.
- Обеспечение взаимодействия органов самоуправления с руководством техникума, органами государственной власти, общественными объединениями и привлечение обучающихся к различным формам социально-значимой деятельности;
- Обеспечение социально-психологической поддержки, адаптация первокурсников и иногородних к изменившимся условиям жизнедеятельности.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни и неприятие асоциальных явлений.
Специфические особенности организации воспитательной деятельности учреждений СПО:
- ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника;
- перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания;
- компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подрастающего поколения;
- профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса.
К приоритетным направлениям воспитательной работы на основе модульно-компетентностного подхода следует отнести:
- профессионально-трудовое воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- правовое воспитание, профилактику правонарушений;
- нравственно-эстетическое воспитание;
- формирование здорового образа жизни;
- студенческое самоуправление.
Для каждого из направлений определены ценностные установки и планируемые результаты.
Анализ, моделирование и развитие компетенций является необходимым условием для успешного обновления системы воспитания, управления ее организацией, а также для эффективного функционирования всех направлений воспитательного процесса в системе СПО.
Компетентностный подход в системе воспитательной работы.
1.1.Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств обучающихся.
Мы живем в обществе бурно развивающихся технологий, когда объем информации удваивается каждые 3 года, список профессий обновляется более чем на 50% каждые 7 лет. Фундаментальные академические знания в эпоху Интернета и электронных справочников перестают быть капиталом. От человека теперь требуется не столько обладание специальными знаниями, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Компетентностно - ориентированное образование – ответ на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетенций обучающихся, т.е. способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.
Понятие «компетентность» (от лат. сompete – «соответствую», «подхожу», competens – «надлежащий», «способный») стало достаточно часто появляться в педагогической лексике, хотя для российской педагогики оно является относительно новым, поэтому наблюдается его разное толкование (Э.Ф. Зеер, Дж. Равен, В.В. Сериков, С.Е. Шишов и др.).
Компетентность – мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Включает, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Наряду с понятием «компетентность» употребляется понятие «компетенция». Есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Согласно первому варианту, компетенция определяется как способность делать что-либо хорошо или эффективно, соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу, способность выполнять особые трудовые функции. В глоссарии терминов рынка труда отмечается, что «...термин «компетентность» используется в тех же значениях». Второй вариант рассмотрения соотношения этих понятий продемонстрирован в словарных статьях. Так, толковый словарь русского языка С. Ожегова, словарь иностранных слов определяют компетенцию как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.
В компетенции входят: управление отношениями, работа в группах, влияние, сбор и анализ информации, принятие решений, личное развитие, генерирование и накопление идей, планирование и организация, управление выполнением задачи к установленному сроку, постановка цели.
Компетенция – это способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках своей компетентности в соответствии со своими правами, обязанностями и областью профессиональных задач, на которые распространяются необходимые полномочия.
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формирование у обучающихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации. Содержательная характеристика личностного развития, данная Б.Ф. Ломовым и Дж. Равен, позволяет заключить, что обучающиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти качества обуславливают формирование компетентной личности в современном мире. Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования называют ключевыми или базовыми. Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны.
Общие компетенции иногда называют инструментальными, безличными, систематическими. Воспитательный потенциал технологий обучения и развития способствует формированию у обучающихся в учебном процессе, в предметной деятельности, следующих компетенций: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции. Их характеристики представлены в приложении № 1
1.2. Воспитательный характер технологий обучения и развития.
Важное место в реализации воспитывающей функции обучения принадлежит технологии саморегулируемого обучения и развивающим технологиям образования.
К ним относятся:
когнитивно-ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.;
деятельностно-ориентированные технологии: методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельно-стные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование и др.;
личностно-ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика, тренинг личностной причинности и др.
Диалоговый подход органично сочетается с предоставлением возможности проявить различные компетенции:
- коммуникативную;
- учебно-познавательную;
- социокультурную;
- ценностно-смысловую.
Одним из примеров технологий обучения, основанных на данном подходе является учебная дискуссия. Обозначенная технология взаимодействия признается одной из форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность обучающихся, развитие рефлексивного мышления.
Алгоритм моделирования учебной дискуссии:
• ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников (обмен информацией);
• допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете;
• возможность критиковать и отвергать любое высказывание мнений;
• побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.
Воспитательные возможности учебной дискуссии отражены в приложении № 2.
Ее основополагающими требованиями являются осознание дискуссионной проблемы и выявление уровня ее разработанности, правильная постановка дискуссионного вопроса и четкое определение ее предмета, что способствует формированию ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенций.
Особую значимость в учебной дискуссии, как средстве воспитания, обретает умение не только говорить, но и слушать оппонентов, вставать на их точку зрения, вникать в сущность из взглядов и стремиться их понять. Данная составляющая технологии формирует у обучающихся социокультурную компетенцию.
Проявлять доброжелательность, в корректной форме высказывать критические замечания по содержанию выступлений других участников дискуссии, обращать особое внимание на мнение меньшинства определяется в психолого-педагогических исследованиях как коммуникативная компетенция. Таким образом, учебная дискуссия является одной из форм педагогического общения, в связи с этим обладает эффективным потенциалом в развитии личностных качеств обучающихся.
Дискуссия может протекать в различных формах.
2.Технология педагогических мастерских как форма воспитывающей организации учебного процесса.
Технологичной рефлексивной формой воспитывающей организации учебного процесса является технология педагогических мастерских. Рассмотрим его более подробно. Мастерская включает в себя механизмы исследовательской работы, художественного и технического творчества, игры, вербального и невербального общения, театрализации, индивидуальной работы и социализации, психологических тренингов и рефлексии. Перечисленные формы работы основаны на идее ответственности и инициативы самих обучающихся, что согласно компетентностного подхода изменяет методику преподавания, осуществляя смещение с односторонней активности педагога на самостоятельное учение, ответственность и активность обучающихся, способствуя тем самым развитию учебно-познавательной, социокультурной, коммуникативной, информационной и ценностно-смысловой компетенций.
Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют работу в нужное русло, но внутри каждого задания студенты абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств достижения цели, выбор темпа работы, выбор формы предъявления результата. Общий алгоритм работы в мастерской представлен в приложении № 3.
Таким образом, посредством данной технологии обучающийся способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который продуман и организован педагогом. В мастерской осуществляется особая миссия воспитания, в ходе которой ставится акцент на личность другого, на диалог равноправных сознаний, на слово, мысль, поиск, жизнь обучающегося.
Обучающиеся развивают умение находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, учатся ранжировать, выделять главное, находить связь и структурировать ее, что свидетельствует о формировании у них информационной компетенции.
Владеют многозначностью, то есть умением передавать содержание понятий и теорий с помощью слов, рисунков и математических выражений.
Могут опираясь на конкретное, мыслить абстрактно, находить главные ведущие принципы любого явления. Таким образом, владеют учебно-познавательной компетенцией. Посредством организации данной технологии, обучающиеся включаются в деятельность, связанную с достижением личностно значимых целей, выражающих его ценностные ориентации на данный момент. Таким образом, пробуждая или активизируя различные мотивы в деятельности можно формировать ценностно-смысловую компетенцию. Организация взаимодействия способствует развитию коммуникативных умений: использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации; способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды; умение воспринимать позицию собеседника, слышать его, включаться в общение.
3. Творческий час – основная форма работы в студенческой группе. В своей работе я часто применяю данную форму работы. Рассмотрим ее более подробно. По данному направлению я разработала методические рекомендации и представила их в приложении №4. Так же в приложении представлена разработка творческого часа на тему: « 4 ноября - День народного единства».
Заключение.
Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей обучающихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности.
Чем компетенции отличаются от других результатов образования? Компетенция:
-является интегрированной,
-проявляется ситуативно, в зависимости от задачи.
-в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач,
-в отличие от навыка – осознана,
-в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов.
-в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
Итак, как было сказано выше, роль профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. Большое значение имеет и воспитательная работа. Если образовательный процесс можно как-то оценить, например, система баллов, то оценка эффективности воспитательной работы всегда вызывала большие трудности. В качестве критериев предлагались и уровень воспитанности, и нравственность, и степень развития личности и коллектива. Но ни один из этих и других критериев не стал оптимальным.
Сложность объясняется тем, что на личность влияет как прямо, так и косвенно множество факторов, учесть которые вряд ли возможно.
Кроме того, оценка качества воспитательной работы сложна и ввиду отсроченности результатов и размытости границ воспитательной деятельности.
Организация воспитательного процесса в учреждениях СПО охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, разнообразную деятельность и общение за пределами учреждения. Воспитательная работа проводится усилиями всех участников образовательного процесса: от администрации до обучающихся и родителей.
В результате взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса происходит формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества, творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям и всему миру.
Результативность организации воспитательного процесса во многом зависит от создания педагогически целесообразных программ, методик и технологий, использования потенциала семьи, средств массовой информации.
Список литературы.
1. Мухлынина О.В. Воспитание ответственности у подростков на основе
многомерно- функционального подхода.// Образование и наука. – 2007.- Прил.
№2 –с.73-80.
2. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М., 2002.3. Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2004. - № 11. – С. 3-14 4. Васильева З.И. Воспитание в процессе обучения // Советская педагогика. – 1983. - № 4. – С. 18-20 5. Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. – 2006. - № 5. – С. 19-25 6. Гриншпун С. Личностно-деловой потенциал школьника // Школа. – 1998. - № 5. – С. 25-31 7. Декельбаум В. Дальтон-технология: из опыта работы учителя // Учитель, № 6 – 2005. – С. 3-6 8. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России - № 4, 2005. – С. 23-29 9. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с. 10. Идатчиков Н. Интерактивный урок: авторское видение // Учитель, № 6 – 2005. – С. 7-11 11. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – С. 3-13 12. Савелова Е. Формирование культурной компетентности // Высшее образование в России. – 2004. - № 11. – С. 61-65 13. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с. 14.Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: культура и компетенция // Учитель. – 2005. - № 5. – С. 73-77 15. Селиванова Н. Эффективные способы решения современных проблем воспитания // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43 16. Стрельцов В. Педагогические условия совершенствования процесса социализации учащихся в современных условиях // Учитель. – 2005. – № 1. – С. 30-36 17. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника // Учитель. – 2004. - № 5. – С. 12-17
Приложение № 1
Ценностно-смысловые компетенции.
Умеют адекватно оценивать свои способности и возможности. Сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования. Понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем. Выбирают приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью и интересную работу. При выборе будущей профессии большинство выпускников ориентируются на интерес к конкретной области деятельности, не пренебрегая и материальной стороной. Общекультурные компетенции.
Проявляют личностные качества — гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры. Сформированы представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы. Стремятся жить в гармонии с окружающим миром. Учебно-познавательные компетенции.
Умеют самостоятельно планировать свою деятельность. Способны к самореализации, активны в выборе деятельности. Способны к самообразованию. Благодаря участию в проектно-исследовательской деятельности овладели навыками продуктивной деятельности. Информационные компетенции.
При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативные компетенции.
Умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).
Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций. Недостаточно сформированы навыки взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.).
Приложение № 2
способствует: • формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и снижению уровня тревожности; • утверждению самоценности обучающегося и развитию его инициативы; • созданию оптимальных условий для самоактуализации, творчества, личностного развития; • воспитанию потребности и способности общаться;
• формированию культуры общения;
• развитию рефлексивного и критического мышления;
• формированию положительной Я-концепции.
Приложение № 3
Алгоритм работы в мастерской выглядит следующим образом: • «Индукция» («наведение») – это проблемная ситуация, которая характеризует определенное вопросное состояние студента, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действий; создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого. Индуктор – слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. • «Деконструкция» - работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами, моделями) и превращение его в хаос – смешение слов, явлений, событий. • «Реконструкция» - это индивидуальная работа, создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. • «Социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом окончательного результата своего труда. Задача – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. • «Афиширование» - вывешивание произведений студентов и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними: все ходят, обсуждают, или зачитывает вслух автор, другой студент, мастер. • «Разрыв» - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. Появляется информационный запрос, у каждого – свой. • «Рефлексия» - отражение, самоанализ, обобщение чувств, возникших в мастерской. Не оценочные суждения, а анализ движения собственной мысли, чувства, мироощущения.
Приложение № 4
Творческий час
как эффективная форма воспитательной работы
(методические рекомендации)
г. Сафоново
Автор: Буланенкова Лариса Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Классное руководство-как вид педагогической деятельности
Творческий час-как основная форма воспитательной работы
Типы и виды творческих часов
Этапы подготовки и проведения творческих часов
Основы педагогического мастерства
Заключение
1. ВВЕДЕНИЕ
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования приоритетным становится создание воспитывающей среды, способствующей развитию и саморазвитию обучающихся, их социализации. В едином образовательном процессе воспитание занимает ключевую позицию и подчинено идее подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Роль классного руководителя, который непосредственно ее реализует, вновь стала важной и значимой. Классный руководитель – главное звено в цепочке педагогических условий, обеспечивающих подготовку специалистов в системе профессионального образования.
Одна из форм воспитательной работы - творческий час. Творческие часы способствуют формированию и развитию творческих способностей, межличностных коммуникаций и культуры общения. Относиться к творческому часу не следует формально. Творческий час имеет определенные цели, задачи, содержание, типы, виды структуру, организационные формы и методы проведения, определяет роль, функции, позицию педагога и его взаимоотношения со старшими подростками.
В современном образовательном учреждении нет жесткой регламентации, нет предписаний свыше для деятельности классных руководителей. Каждый сам выбирает содержание и средства, устанавливает стиль отношений с подростками, используя в работе свои индивидуальные организационные формы.
Настоящие методические рекомендации ориентируют классных руководителей, мастеров производственного обучения, кураторов на создание комплекса педагогических условий для формирования воспитательного пространства, окажут помощь в подготовке и проведении творческих часов, учитывая и возрастные особенности, и социальный статус обучающихся, и специфику учебного заведения.
2. Классное руководство-как вид педагогической деятельности
Классное руководство- традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания обучающихся в условиях первичного ученического коллектива.
Классный руководитель, мастер производственного обучения являются формальными и фактическими лидерами группы, носителями культуры, организаторами участниками коллективной творческой деятельности своих воспитанников.
В системе работы классного руководителя мастера производственного обучения, куратора можно выделить следующие направления:
Изучение обучающихся в коллективе: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, обученности, индивидуальные особенности и т. д.)Постановка воспитательных задач («перспектив») общих для группы или отдельных групп, обучающихся группы
Планирование воспитательной работы – составление плана для работы с обучающимися, педагогами, родителями содержащего перечень задач и дел по их решению
Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченными планом: проведение творческих часов, коллективных творческих дел, экскурсий, вечеров, родительских собраний и т.д.
Организация работы с родителями: систематическое информирование об успеваемости, поведении, посещении учебного заведения, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение к воспитательной работе с обучающимися
Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдения, опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.
Функции классных руководителей, мастеров производственного обучения, кураторов
Организаторская (проведение работы по всем аспектам)
Воспитательная (формирование личности и коллектива)
Коммуникативная (организация общения)
Координационная (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса)
Коррекционная (преобразование, изменение личности)
Экологическая (защита об-ся от неблагоприятных воздействий)
Административная (ведение личных дел и др. официальных документов).
3.Творческий час-как основная форма воспитательной работы
Творческий час – это форма воспитательной работы, при которой студенты под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Воспитательные функции творческого часа.
Просветительная
Ориентирующая
Направляющая.
Просветительная функция заключается в том, что творческий час расширяет кругозор обучающихся.
Ориентирующая – состоит в формировании у обучающихся деятельности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой.
Направляющая – предусматривает переход разговора о жизни в область реальной практики, направляет их деятельность.
Тематика творческих часов может быть разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей и мастеров п/о. Творческие часы могут посвящаться:
1.Морально-этическим проблемам (на них формируется определенное отношение обучающихся к Родине. Труду, коллективу, природе, родителям, самому себе).2.Проблемам науки и познания. В данном случае цель творческих часов заключается в выработке у обучающихся правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности.3.Эстетическим проблемам. В процессе таких творческих часов обучающиеся знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, труде и поведении. Важно, чтобы у обучающихся сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал.
4.Вопросам государства и права. Целью таких творческих часов предполагается развитие интереса к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, необходимо научить обучающихся видеть суть государственной политики.
5.Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься обучающимися как элементы культуры и красоты человека.
6.Психологическим проблемам. Цель таких творческих часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания организации элементарного психологического просвещения.
7.Проблемам экологии. Необходимо привить обучающимся ответственное отношение к природе.
8.Общеколледжным проблемам (значимым событиям в колледже, юбилейным датам, праздникам и т.д.)
9.Особый цикл составляют творческие часы по нравственному воспитанию. В этом случае чаще всего используется этическая беседа или ситуативные практикумы о нравственных качествах: о дружбе, товариществе, честности и правдивости, доброте, душевной щедрости, проблемах современной молодежи и т.д. Эти беседы должны помочь молодым людям уяснить принципы общечеловеческой морали, осмыслить имеющийся жизненный опыт; посмотреть на окружающий мир не только с позиции 16-18-летних, но и старшего поколения. Живое слово классного руководителя здесь чередуется с ответами, размышлениями, мнениями обучающихся.
Такие беседы рекомендуется начинать с определения содержания нравственного понятия. Целесообразно использовать конкретные примеры, помогающие осознать и суть соответствующих нравственных категорий. Однако использовать примеры нужно разумно; лучше, если, они будут положительные, неизбитые, малоизвестные ребятам. При анализе отрицательных примеров необходимы большой такт, чувство меры: разбирать следует не столько поведение людей, сколько моральную сторону их поступков. Нельзя сводить беседу к поучениям, ибо воспитательная позиция педагога должна быть скрыта от обучающихся. Например, взрослым в большинстве случаев не нравятся телевизионные молодежные передачи, зарубежные кинобоевики или современная музыка. Обсуждая эту проблему, классный руководитель может попасть в категорию «отставших», «устаревших» людей, не разбирающихся в современных течениях моды, живописи, музыки или искусства. В данном случае целесообразно «оттолкнуться от обратного» - предложить подросткам самим рассказать о новинках киноискусства или музыки, а в ходе диалога умело направить разговор на нормы и правила, опереться на мнения известных искусствоведов, нормы современного законодательства. В формировании нравственных представлений и убеждений, гражданско-правовой культуры студентов важное значение имеют творческие часы – диспуты. Дискуссия возможна в том случае, если у молодых людей есть некоторые знания, собственные мнения по обсуждаемому вопросу, поэтому чаще всего диспут является продолжением серии творческих часов по нравственным проблемам или разговора, возникшего на учебных занятиях. Диспут в определенной мере позволяет увидеть и результат, действенность проведенных ранее творческих часов, воспитательной работы в целом.
4.Типы и виды творческих часов
Творческие часы разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. Тем не менее делаются попытки их типизации. Так, выделяют воспитательные часы, в основе которых лежат:
- рассказ, беседа, сообщение самого классного руководителя;
- выступление специалиста;
- встреча с интересным человеком, новатором производства, ветераном и т.д.;
- сообщения самих ребят по определенной теме или проблеме;
- элементы театрализации событий;
- познавательная или развлекательная деятельность.
В зависимости от этого творческие часы можно подразделить на три вида.
К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Обучающиеся лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, например, творческие часы на тему:
- «О самовоспитании»
- «Что такое самообразование»
- «Почему ты выбрал наш техникум?»
- «Молодежь и право»
- «От прав подростка до прав студента»
- «Как уберечь себя от чумы ХХ! Века ?»
Творческие часы данного типа целесообразно проводить, привлекая специалистов: врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя оказать им помощь в подготовке выступления.
Второй вид – характеризуется совместной деятельностью педагогов и обучающихся. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит преподавателю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с подростками. Под руководством педагога ребята готовят фрагменты воспитательного часа, педагог ведет творческий час, привлекая молодых людей к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в одно целое. Примерные темы творческих часов:
- «О культуре внешнего вида»
- «О красоте внутренней и внешней»
- «Твори добро ради добра»
- «Как найти свое место в жизни?» и др.
Третий вид – предполагает активную самостоятельную работу самих обучающихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на несколько человек из учебной группы. Классный руководитель вместе с данными студентами продумывает лишь идеи, общую композицию творческого часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам молодые люди проявляют много выдумки, фантазии. Между микрогруппами возникает дух соревнования: кто интереснее представит свою часть творческой работы. Ведут творческий час сами ребята, педагог незаметно направляет их. После проведения творческих часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе студентов. Данный тип творческих часов возможен в том случае, если:
- в учебной группе царят взаимопонимание и взаимоуважение между студентами;
- обучающиеся имеют некоторые знания по обсуждаемой проблеме, она была близка и доступна им для самостоятельного осмысления;
- значительная часть обучающихся владеет навыками и умениями коллективной творческой работы, самостоятельна и ответственна.
Выбор вида творческого часа зависит от темы, содержания материала, возраста обучающихся, уровня знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, сформированности коллектива учебной группы, а также педагогического мастерства классного руководителя, характера его взаимоотношений с обучающимися. Такие творческие часы, как правило, посвящены датам календаря или традиционным студенческим праздникам (Татьянин день, посвящение в студенты, День Святого Валентина, Новогодний карнавал, вечера отдыха и тд.)
Особо следует выделить те творческие часы, когда перед обучающимися выступают приглашенные гости. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь тогда, когда удовлетворяют интересы подростков ( в ходе встречи с интересным человеком или специалистом они нашли ответы на внутренние вопросы, интересующие их по данной проблеме) и реализуют педагогические «замыслы» воспитателя. Подготавливая встречу, классный руководитель создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, его идейной направленности, об особенностях коллектива учебной группы, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог готовит к встрече обучающихся, вызывая у них интерес к предстоящему, рассказывая о достоинствах гостей.
5.Этапы подготовки и проведения творческих часов
Подготовительный этап.
Это один из наиболее важных моментов. На данном этапе определяется тема, осуществляется подборка литературы и выбор участников. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция классного руководителя, при которой педагог не просто предлагает обучающимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ним. Коллективное обсуждение, итогом которого становится рассмотренная и одобренная активом обучающихся перспективная тема творческого часа помогает уже с первого момента подготовки творческого часа поставить обучающихся в позицию активных его участников.На данном этапе разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видео- сюжеты и т.д. В период завершения подготовительного этапа педагог переходит к следующему этапу – основному, в котором окончательно определяет его структуру (план).
ОСНОВНОЙ ЭТАП.
На этом этапе разрабатывается план проведения творческого часа, выбирается форма проведения, тип и вид мероприятия. Утверждается сценарий. Хотя каждый творческий час классного руководителя неповторим, все таки его структуру можно представить в виде 3-х частей:
- Вступительной;
- Основной;
- Заключительной.
Назначение вступительной части: активизировать внимание обучающихся, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.
Цели основной части – определяются воспитательными задачами творческого часа, функциями или формой проведения. Здесь рассматривается основное содержание проблемы.
В заключительной части важно стимулировать потребность обучающихся в самовоспитании, создать у всех студентов чувство удовлетворения от состоявшегося разговора, возбудить у подростков желание внести изменения в свое поведение, в жизнь учебной группы. Заключительная часть может быть большей по времени, если разговор перешел в русло практических дел. Она не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить впечатления от основного содержания.
При составлении плана творческого часа эти его части полезно иметь в ввиду, чтобы было легче проверить логическую связь и и наличие логического стержня:
Постановка вопроса – в первой части;
Его решение - во второй;
Определение значимости решения – в третьей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Данный этап – обсуждение мероприятия, самоанализ педагога, в котором он комментирует положительные и отрицательные, если они были, стороны проведенного мероприятия.
6.УРОКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
При проведении творческих часов нельзя забывать об основах педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствующее искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.
Какими же педагогическими способностями должен обладать классный руководитель?
Коммуникативные - способности, которые позволяют устанавливать правильные отношения с учащимися, вызывать у них доверие и доброжелательность, готовность к сотрудничеству с педагогом;
Перцептивные – это способности, лежащие в основе умения проникать во внутренний мир ребёнка, чувствовать его внутреннее состояние;
Конструктивные – это способность предвидеть ход, развитие и результаты учебно-воспитательной работы, способность и «проектировать личность»;
Суггестивные – способности, с помощью волевого твёрдого слова добиваться нужного результата воздействия, проявлять эмоционально-волевое влияние на обучающихся, заставлять их соглашаться с установкой преподавателя и принимать её;
Эмоциональная устойчивость – способность управлять своим внутренним состоянием, чувствами, поведением;
Дидактические (обучающие) – это способности излагать материал доступно, интересно, понятно и вызывать мыслительную активность, пробуждать ум и чувства обучающихся;
Организаторские – эти способности проявляются, во-первых: в способности организовывать обучающихся, вовлекать в различные виды деятельности (творчество, спорт, создание коллектива); во-вторых: это способности, позволяющие педагогу организовывать свою собственную деятельность, т.е. собранность, аккуратность, ответственность.Научно-познавательные или академические способности к овладению информацией, что помогает подбирать материал, пополнять знания, расширять кругозор;
Креативные – способности к творчеству.
Педагогические способности проявляются во взаимодействии.
Необходимо напомнить и о педагогической технике – форме организации поведения классного руководителя, мастера п/о. она включает в себя две группы умений:
Умение управлять собой, т. е. владение своим телом, мимикой, жестами, эмоциональным состоянием, техникой речи;Умение взаимодействовать в воспитательном процессе, т.е. контактировать с обучающимися.
Педагогическая техника – это совместимость умений владеть своим поведением приемами личного воздействия педагога, мастера п/о на обучающихся.
ПУТИ ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКОЙ
Знать психологию общения и межличностных отношений.
Знать особенности восприятия звучащей речи и уметь пользоваться голосо-речевым аппаратом.
Уметь выразительно показывать чувства и отношения.
Вырабатывать умение самореализации своих психических состояний способы управления этими состояниями (самонаблюдение, самоконтроль, самоприказ).
Знать особенности своей речи, темперамента, особенности взаимодействия с другими людьми; о своих манерах, привычках, поведении.
Добиваться автоматизации некоторых действий, умений (осанка, походка, речевое дыхание, дикция, темп, громкость речи).В совершенстве владеть мимическими и пантомимическими навыками.
Развивать в себе такие качества, как рефлексия и эмпатия.
Для тог, чтобы сделать педагогическое общение эффективным, необходимы 3 шага.
1 шаг. – подайте себя обучающимся таким образом, чтобы вызвать интерес (самопрезентация).
2 шаг. – Внимательно отобрать и использовать такие средства общения, как речь, мимика, пантомимика.
3 шаг. – Постараться точно ощутить изменения в группе обучающихся в результате вашего взаимодействия; ели необходимо скорректировать своё поведение.
Часто бывает, что отношения не складываются и рушатся самые изящные приемы, замечательные методики, современные технологии. Причина в том, что не состоялся контакт. Поэтому, планируя творческие часы, следует планировать и общение, иначе могут возникнуть трудности.
Функции педагогического общения.
Сообщение информации и обмен ею.
Организация взаимоотношений.
Познание личности обучающихся.
Организация деятельности своей и обучающихся.
Самоутверждение личности обучающихся, т.е. помочь им осознать свое «я».
Все эти функции должны действовать в совокупности, если из этого веера функций выбирается какая-то одна, или , наоборот, выпадает какая-либо, то система общения разлаживается.
7.Определение и функции творческого часа.
Типы творческих часов.
Творческие часы разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. Тем не менее делаются попытки их типизации. Так, выделяют воспитательные часы, в основе которых лежат:
- рассказ, беседа, сообщение самого классного руководителя;
- выступление специалиста;
- встреча с интересным человеком, новатором производства, ветераном и т.д.;
- сообщения самих ребят по определенной теме или проблеме;
- элементы театрализации событий;
- познавательная или развлекательная деятельность.
В зависимости от этого творческие часы можно подразделить на три вида.
Виды творческих часов.
К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Обучающиеся лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, например, творческие часы на тему:
- «О самовоспитании»
- «Что такое самообразование»
- «Почему ты выбрал наш техникум?»
- «Молодежь и право»
- «От прав подростка до прав студента»
- «Как уберечь себя от чумы ХХ! Века ?»
Творческие часы данного типа целесообразно проводить, привлекая специалистов: врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя оказать им помощь в подготовке выступления.
Второй вид – характеризуется совместной деятельностью педагогов и обучающихся. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит преподавателю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с подростками. Под руководством педагога ребята готовят фрагменты воспитательного часа, педагог ведет творческий час, привлекая молодых людей к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в одно целое. Примерные темы творческих часов:
- «О культуре внешнего вида»
- «О красоте внутренней и внешней»
- «Твори добро ради добра»
- «Как найти свое место в жизни?» и др.
Третий вид – предполагает активную самостоятельную работу самих обучающихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на несколько человек из учебной группы. Классный руководитель вместе с данными студентами продумывает лишь идеи, общую композицию творческого часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам молодые люди проявляют много выдумки, фантазии. Между микрогруппами возникает дух соревнования: кто интереснее представит свою часть творческой работы. Ведут творческий час сами ребята, педагог незаметно направляет их. После проведения творческих часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе студентов. Данный тип творческих часов возможен в том случае, если:
- в учебной группе царят взаимопонимание и взаимоуважение между студентами;
- обучающиеся имеют некоторые знания по обсуждаемой проблеме, она была близка и доступна им для самостоятельного осмысления;
- значительная часть обучающихся владеет навыками и умениями коллективной творческой работы, самостоятельна и ответственна.
Выбор вида творческого часа.
Выбор вида творческого часа зависит от темы, содержания материала, возраста обучающихся, уровня знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, сформированности коллектива учебной группы, а также педагогического мастерства классного руководителя, характера его взаимоотношений с обучающимися. Такие творческие часы, как правило, посвящены датам календаря или традиционным студенческим праздникам (Татьянин день, посвящение в студенты, День Святого Валентина, Новогодний карнавал, вечера отдыха и т. д.)
Особо следует выделить те творческие часы, когда перед обучающимися выступают приглашенные гости. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь тогда, когда удовлетворяют интересы подростков (в ходе встречи с интересным человеком или специалистом они нашли ответы на внутренние вопросы, интересующие их по данной проблеме) и реализуют педагогические «замыслы» воспитателя. Подготавливая встречу, классный руководитель создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, его идейной направленности, об особенностях коллектива учебной группы, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог готовит к встрече обучающихся, вызывая у них интерес к предстоящему, рассказывая о достоинствах гостей.
8.ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЧАСА.
Творческий час и групповое собрание.
Не следует забывать, что творческий час и собрание учебной группы имеют разные задачи, содержание, организационные формы и методы проведения, иначе определяют роль, функции, позицию педагога и его взаимоотношения со студентами. Творческий час представляет собой форму воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время. В отличие от собрания учебной группы он не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам.
В то же время следует учитывать, что формы проведения творческого часа тесно взаимосвязаны. Так, очень часто проблемы, рассматриваемые на творческом часе, завершаются принятием конкретного решения по данному вопросу на собрании учебной группы. Таким образом, необходимо исходить из конкретной ситуации. Возможны экстренные сборы коллектива учебной группы в случае решения неотложных вопросов, смещения сроков проведения творческих часов по объективным причинам, сочетание в одном творческом часе различных форм (ученическое собрание и собрание родителей, творческий час и ученическое собрание и т. д. )
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рекомендациях собрана информация для классных руководителей , кураторов и мастеров производственного обучения, организующих воспитательную работу в учебных группах, подготовку и проведение творческих часов.
Творческие часы можно проводить в различных формах. Классным руководителям важно разнообразить эти формы по содержанию и методике проведении, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных воспитательных задач.
Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам в работе.
Желаем творческих успехов!
ЛИТЕРАТУРА
Информационное, педагогическое, научно-методическое издание: Профессионально образование 2002-2004 г.
Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. – М., 1997
Дружинин. Психология общих способносей. 21 изд. Санкт-Петербург, 1999
Леветес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М., - Воронеж, 1998
266700116840Методическая разработка
внеклассного мероприятия.
Тема:
«4 ноября – День народного единства».
Форма проведения: историко- патриотический
устный журнал
Разработал: Буланенкова Л. А.
00Методическая разработка
внеклассного мероприятия.
Тема:
«4 ноября – День народного единства».
Форма проведения: историко- патриотический
устный журнал
Разработал: Буланенкова Л. А.
Цели:
1.Закрепить знания обучающихся о событиях Смутного времени начала XVII века.
2.Развитие коммуникативных способностей обучающихся.
3.Воспитание патриотизма у обучающихся на примерах героев Народного ополчения 1611-1612 гг.
Оборудование:
Компьютер
МультимедиапроекторЭкран
Сценарий устного историко-патриотического журнала.
Звучит музыка из оперы М.Глинки «Иван Сусанин».
Ведущий1: Добрый день, уважаемые гости и обучающиеся! Сегодня мы собрались с вами на творческий час, посвященный Дню Народного единства.
Ведущий2: Все проходит. Остается Родина-
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
Ведущий1: 4 ноября наша страна будет отмечать День народного единства. Этот праздник близок нам, т.к. связан с освобождением России от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения, созданного по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина. Сегодня мы с вами ерелистаем страницы нашего устного историко-патриотического журнала, посвященного Дню народного единства и вспомним о событиях начала XVII века, когда была освобождена Москва и было положено начало выхода страны из Смуты, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.
Страница 1. “Россия, Русь! Храни себя, храни!..”
Ведущий2:
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет, Родина – не старится,
Не пускает старость на порог.
Ведущий1:
Мы прошли столетия с Россией
От сохи до звёздного крыла.
А взгляни – всё то же небо синее,
И над Волгой та же тень орла.
Ведущий2:
И ещё не мало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины.
Людям никогда не обрести.
Ведущий1:
С этим чувством человек рождается,
С ним живёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, а Родина – останется,
Если мы то чувство сохраним.
Ведущий2:
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
(Н. Рубцов. Видение на холме)
Сообщение обучающихся о Смутном времени.
1 обучающийся: Корни смутного времени уходят во времена правления Ивана Грозного. Политика Ивана Грозного поставила страну на грань национальной катастрофы. Опричные грабежи, проигранная Ливонская война, крымское разорение привели к массовому бегству крестьян, запустению имений, обнищанию служилых людей.
2 обучающийся: Иван Грозный вверг страну в династический кризис. Он в ссоре убил своего старшего сына царевича Ивана Ивановича. В 1584 г. Царь умер, оставив двух сыновей – слабоумного Федора и малолетнего Дмитрия. Перед смертью Иван Грозный «поручил» слабоумного сына и царство ближним боярам. Среди них вскоре начались раздоры. Реальная власть сосредоточилась в руках царского шурина Б. Ф. Годунова. Наследником бездетного Федора является его младший брат Дмитрий, проживавший с матерью в своем уделе – Угличе. Дмитрий погиб. В обществе считали, что он был убит по приказу правителя.
1 обучающийся: Когда умер бездетный царь Федор, Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Начало Смутного времени пришлось именно на его царствование . Благополучное царствование Бориса Годунова прервал голод, начавшийся в 1601 году в результате неурожая и продолжавшийся 3 года. Хлеб подорожал в 100 раз. Попытки Бориса ограничить цены успеха не имели. Светские землевладельцы и монастыри спекулировали хлебом. Годунов открыл для голодных царские амбары, но хлеба всем не хватило, тем более что, заслышав о раздачах, люди со всех концов страны потянулись в Москву. В Москве голод был особенно страшным. Умерли свыше 120 тыс. человек ( видео Годунов).
2 обучающийся: Голод подорвал авторитет Бориса. В массовом сознании человека Средневековья только «добрый» царь был законным. Поскольку при Годунове начались бедствия, он перестал быть «добрым», а следовательно, его власть утратила законный характер. То, что Годунов не был прирожденным царем, лишь укрепило уверенность в том, что происходящее – Божья кара за неправедное овладение престолом (за убийство царевича Дмитрия).
1 обучающийся: В народе распространялись слухи, что царевич Дмитрий жив. В 1601 г. В Польше объявился человек, именовавший себя «счастливо спасшимся» царевичем Дмитрием. Московские власти заявили, что под его личиной скрывался беглый монах Григорий Отрепьев. Он сумел убедить польские власти в своем царском происхождении и получил поддержку задуманного им похода на Москву.
2 обучающийся: В августе 1604 г. С отрядом из 3000 казаков и около 600 польских шляхтичей Лжедмитрий перешел русско-польскую границу. «Сына» Ивана Грозного повсюду встречали с ликованием, и его войско быстро росло. 13 апреля 1605 г. Скоропостижно скончался Борис Годунов, на престол возвели его сына Федора.
1 обучающийся: 20 июня 1605 г. «царевич» Дмитрий торжественно въехал в Москву, встреченный колокольным звоном. Федор Годунов был низложен и задушен вместе с матерью. Началось 11-месячное правление Лжедмитрия 1. 17 мая 1606 г. В Москве вспыхнуло восстание, «истинный» царь был убит (видео). А на престол «выкрикнули» нового царя – Василия Шуйского. Однако Смута продолжалась.
2 обучающийся: Появлялись все новые и новые самозванцы. Летом 1607 объявился Лжедмитрий 2. Под его знамена собралось разношерстное воинство из казаков, части дворян и польско-литовских отрядов. Весной 1608 г. Оно стояло под стенами Москвы, но взять город самозванцу не удалось, и он осел лагерем в селе Тушино
1 обучающийся: Положение Шуйского было тяжелым, и он решился просить помощи у соседей. В результате сложных дипломатических переговоров весной 1609 г. во внутренние дела России была втянута Швеция. Польский король Сигизмунд 3, находившийся в состоянии войны со Швецией, увидел в этом усиление своего противника и также двинул войска в русские пределы. Начался тяжелейший для России период интервенции. 17 июня 1610 г. Василий Шуйский был низложен. Пришедшая к власти «семибоярщина» заключила мир с поляками, предложила русский престол королевичу Владиславу и впустила в Москву польские войска. Шведы захватили Новгород, осадили Псков.
Страница 2. “Народное ополчение”
2 ведущий.1610 год. Страшное время… Смутное время!.. Россия расколота…Правительства нет. На северо-западе хозяйничают шведы. В центре бесчинствуют шайки “тушинского вора” Лжедмитрия II.
1 ведущий.В Москве хозяйничают поляки. “Семибоярщина” фактически признала право на русский престол польского королевича Владислава.
2 ведущий. Находящийся под арестом святейший патриарх Гермоген отказался сотрудничать с иноземцами. По городам Руси рассылаются его послания, в которых звучит призыв к освобождению Русской земли от захватчиков.
1 ведущий. Призывы Святейшего Патриарха были услышаны в Нижнем Новгороде. В сентябре 1611 года по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина начался сбор средств на формирование и содержание народного ополчения.
2 ведущий. По предложению Кузьмы Минина на должность военного руководителя ополчения был призван князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
1 ведущий. Главной святыней ополчения становится икона Богородицы, перенесенная в Нижний Новгород из Казани.
Сообщение обучающегося: Какой путь из Нижнего до Москвы ближе – прямой или окольный? “Конечно, прямой!” - скажут некоторые. Оказывается, не всегда так бывает. Так и в 1612 году ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве через Балахну, Юрьевец -Волжский, Кострому, Ярославль. В Ярославле ополченцы пробыли до конца июля. Сюда подходило подкрепление со всех концов Руси, собирались деньги, подвозили оружие. И только в начале августа через Троице-Сергиев монастырь всенародное ополчение выступило к столице. Сюда же спешил и польский воевода – гетман Ходкевич. 20 августа ополченцы подошли к столице и заняли Земляной и Белый город. Казаки Трубецкого не присоединились к ним. 21 августа к Воробьевым горам подошел Ходкевич и 22 августа предпринял попытку прорваться к осажденному в кремле польскому гарнизону. Атака была отбита. 23 августа поляки перемещаются к Донскому монастырю и на следующий день атакуют Замоскворечье. В разгар боя казаки, не обращая внимания на приказ Трубецкого, вступаю в бой на стороне ополченцев. Это придало еще больше отваги русским воинам, и поляки были отброшены. Еще месяц продолжалась осада Китай-города и Кремля. В начале ноября начался новый штурм, и Китай-город был взят.Столица была в руках ополченцев. Польско-литовский захватчики с позором покинули Кремль и сдались на милость победителей.В течение нескольких дней по московским улицам шли очистительные Крестные ходы с главными святынями Руси – иконами Божьей Матери Владимирской и Казанской. Россия вновь стала свободной!
Страница 3. Ключевая роль Смоленского края в рождении государственного праздника Дня народного единства.
Смоленск сыграл ключевую роль в годы тяжелейших испытаний Смуты. Легендарная, героическая 20-месячная оборона города 1609-1611 г. Под руководством воеводы Михаила Шеина от армии польского короля Сигизмунда 3, разрушила планы этого честолюбивого монарха на занятие русского престола. Дала время на сплочение сил русского общества.
После взятия Смоленска многие дворяне края отказались присягнуть польскому королю и стали оплотом 1-го и 2-го земских ополчений. Именно смоленские, вяземские и дорогобужские дворяне первыми вошли в воинство князя Дмитрия Пожарского, освободившего Москву от поляков. Выдающийся патриотизм смолян спас Россию и российскую государственность, но цена этого подвига была чрезвычайно высока. Город лежал в руинах, значительная часть жителей погибла. Смоленск и смоляне принесли себя в священную жертву во имя спасения России.
О значении, роли Смоленска в спасении российской государственности говорит памятная скрижаль, установленная почти 100 лет назад у входа в главный храм области – Свято-Успенский кафедральный собор: « Упорным сопротивлением Смоленск, задержав неприятеля, дал возможность собраться всей земской Руси и тем спас Москву и все государство в смутную пору».
Страница 4. Духовный смысл Дня народного единства.
Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века (после революции – только церковью).
День народного единства тоже отмечается 4 ноября. Совпадение этих двух праздников весьма знаменательно. Обратившись к истории, мы увидим, что икона Богородицы, именуемая Казанской, не раз помогала русскому воинству. В 1611 году в период Смуты Московский Кремль заняли иноверцы. За их неприятие патриарх Гермоген был заключен в темницу, где его уморили голодом. Перед смертью он узнал, что на очищение Москвы из Нижнего Новгорода идет земское ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Патриарх благословил ополчение иконой Казанской Богоматери. После этого Богородица Казанская появилась в ополчении. Чудотворный образ был принесен в Нижний Новгород из Казани в смутный 1612 год, и отсюда сопровождал народное ополчение до самой Москвы. С ним войска ополченцев победоносно вошли в столицу в начале ноября 1612 года и очистили ее от захватчиков. Память об этом событии всегда жила в народном сознании, и поэтому с 1649 г. в день 22сентября (4 ноября по новому стилю) по православному календарю установлен осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери, который хронологически был привязан к освобождению Кремля бойцами народного ополчения 1612г.
Согласно церковному календарю, празднование в честь Казанской иконы совершается также 8 июля (21 июля по новому стилю) – в память чудесного обретения иконы в Казани в 1579 г.
По историческим источникам именно икона Казанской Божьей Матери, которую вынесли к стенам Китай-города во время штурма, и потом внесли ее в Московский Кремль и поклонялись ей. Эта икона помогала народному единству, она помогала победе, она помогала преодолению Смуты.
Позже в честь иконы Казанской и в память обо всех погибших в период Смутного времени Д.М. Пожарский на свои средства на Красной площади выстроит Казанский собор.
На Руси праздник Казанской Божией матери считался важной датой в крестьянском календаре. Это был своего рода пороговый день, вслед за которым почти сразу наступала настоящая зима. В этот день в России любили играть свадьбы, так как считалось, что тот, кто женится на Казанскую, будет счастлив в браке.
Страница 5. “Спасители Отечества. Минин и Пожарский».
Обучающиеся: Козьма Минин – русский национальный герой, один из создателей 2 народного ополчения, освободившего Россию от польских интервентов. Был нижегородским посадским человеком, торговцем мясом. В сентябре 1611 г. избран земским старостой и обратился к нижегородцам с предложением – пожертвовать все свои накопления для борьбы с польскими интервентами. Он сам подал пример, отдав свое имущество в казну создававшегося народного ополчения. Козьма Минин настоял на том, чтобы нижегородцы вынесли решение: каждый был обязан отдать пятую часть своего имущества на содержание войска, уклонившиеся от взноса денег, должны были подвергнуться разграблению. «Вера и отечество наше погибают; но мы можем спасти их. Не пощадим жизни своей и имущества для избавления Москвы. Умрем за Русь святую!» По его предложению руководителем 2 народного ополчения был избран князь Дмитрий Пожарский. Нижегородцы избрали Козьму Минина казначеем ополчения. В 1612 г. во время боев с отрядом польского гетмана Ходкевича, показал себя как умелый и храбрый командир. В 1613 г. был возведен в сан думного дворянина и стал заседать в Государевой (Боярской) Думе. Подвиг его навсегда остался в памяти народа. В Москве и Нижнем Новгороде К. Минину установлены памятники.
Сообщение обучающегося о Пожарском Дмитрии Михайловиче.
Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1642) – русский национальный герой, военный руководитель 2 ополчения, освободившего Россию от польских интервентов. Происходил из семьи обедневших князей Стародубских. Участвовал в работе Земского собора 1598 г, на котором Б. Годунов был избран царем. Принимал участие в подавлении восстания И. Болотникова. Умело организовал борьбу с гетманом Ходкевичем, шедшим в Москву выручать поляков, укрывшихся за стенами Кремля и Китай-города. В1613 г. Дмитрий Пожарский был возведен в ранг боярина. В дальнейшем возглавлял ряд московских приказов, был новгородским воеводой, участвовал во многих дипломатических переговорах, а во время русско-польской войны 1632-1634 г. командовал резервной русской армией. Его патриотическая деятельность отражена во многих литературных произведениях. В Москве и Нижнем Новгороде Д. Пожарскому установлены памятники.
Веущий 2. Подвиг Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского и возглавляемого ими ополчения навсегда вошел в историю России как пример самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству. В память и назидание потомкам Минину и Пожарскому был поставлен памятник в Москве на Красной площади. (слайд)
Страница 6. Заключение.
Ведущий 1. Уважаемые гости! Сегодня мы с вами вспомнили, что за событие произошло 4 ноября 1612 г. в России, через наше мероприятие мы прикоснулись к нашему героическому прошлому, перенеслись на 4 века назад.
Ведущий 2. А 4 ноября 2005 года, этот день правительством России и Президентом России В.В. Путиным был провозглашен национальным праздником Единения и Согласия.
Ведущий 1. Итак, 4 ноября должно стать днем, напоминающим о подлинном и бескорыстном служении Родине и людям. Во все времена это считалось почетным делом, и было идеалом для многих поколений россиян. И такие общественные устремления, такие нравственные начала сплачивали наш многонациональный народ в единую российскую нацию, а в трудные годы испытаний делали его монолитным и непобедимым.
Чтец:
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.
Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги – нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна.
(В.Крючков)
Ведущий 1. А закончить наше мероприятие нам бы хотелось исполнением Государственного Гимна, как гражданам и патриотам Великой России (звучит Гимн).