Лэпбук как новая форма организации образовательной деятельности для развития речи детей


Лэпбук как новая форма организации образовательной деятельности для развития речи детей
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием. Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт. Именно поэтому для своей работы я выбрала следующую методическую тему: «Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».
Речевые нарушения отрицательно влияют на изменения в развитии не только речи, но и на познавательную, интеллектуальную, социальную сферы личности дошкольника. В связи с этим я начала интересоваться таким вопросом как формирование внимания у дошкольников.
После длительного изучения специальной литературы и опыта ведущих специалистов данной области, мною было разработано методическое пособие, включающее в себя целый комплекс игр для развития всех свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Предлагаемые игровые приемы не только важны для развития внимания, а также способствуют общему развитию детей, помогают подготовить их для дальнейшего обучения и воспитания. Выполнение заданий позволяет: развивать навыки умственной работы, развивать мелкую моторику рук, развивать способность к сосредоточению и усидчивости, развивать коммуникативные навыки.
Продолжая работу по своей методической теме, я столкнулась с проблемой как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребёнка, и он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Учитывая особенности возраста воспитанников, вовлечь их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. Я открыла для себя одну из инновационных форм работы с дошкольниками - создание интерактивной книги - «лэпбука» различной тематики, в основе которой лежит игровой прием. Играя, дети учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы.
Лэпбук представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), и в них организован и записан изучаемый материал.
Мной были разработаны лэпбуки на различные лексические темы, автоматизацию звуков речи, кроме того создана картотека игр и заданий к данным интерактивны книгам, а также индивидуальные папки для каждого ребенка. Кроме того, дети могут поиграть в свободной деятельности с отдельными карточками из пособия для автоматизации поставленных звуков и закреплению пройденного материала.
Используя в своей работе лэпбук, обратила внимание на то, что усвоение изучаемого материала стало происходить быстрее. Дети более усидчивы и внимательны, быстрее происходит процесс автоматизации и дифференциации звуков речи, закрепляются лексико-грамматические категории и развивается связная речь дошкольников. Предлагаемые задания вызывали интерес у детей, стремление их выполнить, повышали их активность, активизировали познавательную деятельность.
Наблюдая за детьми, с которыми проводилась коррекционная работа без использования лэпбука, мною был отмечен спад заинтересованности дошкольников во время образовательной деятельности. Мне приходилось включать фантазию и перестраивать структуру занятия для того, чтобы смотивировать их на дальнейшую работу.
Такая игровая интерактивная книга – это современная эффективная технология обучения, поскольку именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место.
В своей работе я также использую методические разработки ведущих специалистов в области логопедии и разрабатываю сама дидактический материал. Использую подготовительные упражнения для раз- вития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Детям очень нравятся различные виды самомассажа: кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики. На основном этапе логопедической работы использую массажные шарики в сочетании с упраж- нениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматиче- ских категорий, способствующих повышению физической и умственной работоспособности дошкольников. Особое значение придаю развитию фонематического восприятия, как средству профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
Кроме основной работы с детьми, я также активно провожу работу с педагогами нашего детского сада и родителями моих воспитанников. Это непосредственное участие в семинарах-практикумах, творческих мастерских, родительских собраниях, открытых занятиях, конкурсах.