«Семейная лаборатория», как форма развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольников».



«Семейная лаборатория», как форма развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольников».
КлимовскаяТ.И., воспитатель МДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 27 п. Разумное»
" Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму "
Приобщить дошкольников к миру науки, развить у них способность находить множество путей решения одной проблемы, сформировать познавательный интерес – что может быть проще и интереснее.
Современная жизнь требует, чтобы человек не только знал и владел, но и умел добывать знания самостоятельно. Поэтому среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО делает акцент на том, что
«.. ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать».
Дети от природы очень любознательны, они постоянно экспериментируют, занимаясь любимыми делами: бросают камешки в воду, пытаются намыливать руки мылом до появления мыльных пузырей, приносят снег в группу и т.д.
Учеными доказано, что детское экспериментирование наравне с игрой – ведущая деятельность дошкольников. Поэтому задача не только педагогов, но и родителей - использовать природное любопытство детей, их стремление к познанию нового в форме простейших опытов, тем самым поддерживая и развивая интерес к процессу самостоятельного получения знаний. Часто родители думают, что дети получают знания только в организованной образовательной деятельности и возлагают всю ответственность на детский сад. Это неверно. Ведь возможность совместного экспериментирования это еще один способ познавательного общения родителя и ребенка.
То, что экспериментировать интересно – ни у кого не вызывает сомнений, а вот как это организовать – вопрос для многих.
В нашей группе одной из форм взаимодействия с родителями по познавательному развитию ребенка является семейная лаборатория.
Чем интересна и полезна данная форма взаимодействия?
Со стороны педагогов: установить контакт с родителями, выяснить интересы родителей и ребенка, систематизировать имеющиеся знания у ребенка по определенной проблеме, с тем, чтобы составить индивидуальную траекторию его развития.
Со стороны родителей: показать, что каждый ребенок любознателен, пытлив, уникален в той или иной деятельности. Вызвать интерес и желание взаимодействовать совместно с ребенком, уважать право ребенка сделать свое открытие, а не то, которое ему навязал взрослый.
Родителей необходимо подвести к тому, что нужно спокойно и доброжелательно реагировать на разлитую детьми воду, рассыпанную крупу, испачканный краской стол. Ведь ребенок не обладает еще теми умениями, которые есть у взрослого: аккуратность, точность.
При проведении любого эксперимента ребенка нужно подвести к выполнению определенных правил:
1. Прежде всего определить цель эксперимента: для чего мы проводим, что хотим узнать?  
2.Подбор необходимого материала.
 3.Обсудить этапы проведения эксперимента. 
4.Подвести итоги ( описание ожидаемого результата).
 5.Объяснить доступными для ребенка словами: почему не получилось?
Любое место в доме может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
В группе в доступном месте находится картотека опытов и экспериментов в соответствии с возрастом детей. Родители выбирают тот или иной эксперимент, исходя из пожеланий детей.
Например:
ОПЫТ №1
«Вода и её свойства»
Цель: научить яйцо плавать.
Вывод:
Плотность яйца больше плотности пресной воды, поэтому яйцо тонет.
Плотность яйца меньше плотности соленой воды, поэтому яйцо плавает.
ОПЫТ №2
«Надуваем шарик»
Цель: надуть шарик без помощи человека.
Вывод: при смешивании уксуса возникает химическая реакция, в результате которого выделяется углекислый газ. Этого газа становится всё больше и больше, именно поэтому шарик и надувается.
ОПЫТ №3
«Волшебный шарик»
Цель: лопнет шарик, если его проткнуть иглой?
ВЫВОД: воздушный шарик легко лопается, если его проткнуть иглой. Но если проткнуть его иглой в тех местах, где резина растянута менее всего, а именно на полюсах, то шарик останется целым. 
ОПЫТ №4
«Почему не выливается вода?»
Цель: узнать, почему вода не выливается из банки.
Вывод: Благодаря такому свойству воды, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе. И если размер отверстий небольшой, то пленка не рвется даже под тяжестью воды!
ОПЫТ №5
«Носить воду в решете»
Цель: можно ли носить воду в решете?
ВЫВОД: решето (или сито) держит воду, потому, что покрыто масляной плёнкой и вода не вытекает. Но если в него капнуть моющее средство, вода вытечет.
ОПЫТ №6
«Свеча в банке»
Цель:  увидеть, что огонь горит при помощи воздуха, сжигая его.
ВЫВОД: потухла свеча в банке, так как в ней нет воздуха.
А вот не накрытая свеча будет гореть, пока не сгорит до конца.
ОПЫТ №7
«Летающий мяч»
ЦЕЛЬ: может ли шарик парить в воздухе, не падая?
ВЫВОД: на шарик действуют две силы, притяжение земли и физическое воздействие.
ОПЫТ №8
«Цветные полоски»
Цель: показать, что бумага впитывает воду;
познакомить с понятием капиллярности.
ВЫВОД: бумага впитывает воду.
В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
Таким образом, можно сказать, что прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей нашей группы, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома, заметно повышение компетентности родителей в организации этой деятельности. Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным.
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».