Урок по обществознанию Политическое сознание общества (11 класс)
Политическое сознание.
Урок обществознания в 11 классе
Цель: познакомить учащихся с основными чертами и сущностью политического сознания.
Задачи:
образовательные: определить основные идеи и ценности, которые лежат в основе каждой из идеологий, выяснить мотивы политического поведения;
развивающие: развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, рационально решать познавательные и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые действия, работать с источниками;
воспитательные: развивать отношение к проблеме формирования политического сознания.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, карточки-сигналы.
Тип урока: урок-диалог с постановкой проблемных задач.
Ход урока
Слайд с изображением фрагментов политической жизни общества.
Беседа с учащимися по определению общего содержания данных фрагментов.
Учитель: Происходящие в политике явления и процессы неизбежно вызывают у человека определенный интерес, то или иное субъективное отношение к ним. На этой основе и формируется политическое сознание (на доске появляется тема урока).
Сформулируйте цель нашей работы в рамках заданной темы.
Учащиеся: предлагают определить основные черты и сущность политического сознания.
Учитель: Давайте начнем работу с определения понятия (варианты определений даны на справочных листах).
Политическое сознание - это совокупность распространённых в обществе теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей к политическому строю, системе, а также к деятельности политических институтов и лидеров.
Задача: выделите два главных элемента в данном определении.
228600194945Политическая психология
Идеи, теории
Политическая идеология
Отношение
00Политическая психология
Идеи, теории
Политическая идеология
Отношение
Учитель: давайте остановимся на сущности понятия «идеология»
Слайд с утверждениями, касающиеся понятия «идеология»
Задача: какое из утверждений кажется вам ближе к истине? Аргументируйте свой выбор.
А. «Идеология» – это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето)Б. «Идеология» – это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм)
В. «Идеология – это неузнаваемая ложь» (Б.А.Лий)
Г. «Идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э.Шилз)
Вывод: идеология – это система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности.
Какие политические идеологии, существующие в современном мире, вам известны?
Ответы учеников
Учитель: корректирует ответы учащихся и на доску выводятся современные политические идеологии в виде схемы.
-114300132715Политическая идеология
либеральная
консервативная
фашистская
социал-демократическая
националистическая
00Политическая идеология
либеральная
консервативная
фашистская
социал-демократическая
националистическая
Группам предлагается характеристика идеологий и иллюстративный материал, соответствующий данным идеологиям.
Задача 1: определите соответствие характеристики и идеологии, выделите ключевую позицию каждой идеологической системы и подберите иллюстрацию, которая будет соответствовать политической идеологии.
Задача 2: обсудите вопрос о роли идеологий в политической жизни.
Результаты обсуждения представлены в выводах
1.Идеология укрепляет объединение людей в одной политической организации.
2.Идеология помогает сделать свой выбор во время выборов.
3.С помощью идеологии политические организации распространяют среди населения свои оценки прошлого и настоящего, свое понимание политической ситуации, представления о будущем.
4.Идеология становится мотивом политической деятельности.
5.Идеология играет мобилизующую роль.
Задание на дом группам: разработайте модель общенациональной идеологии.
Учитель: В структуре политического сознания важную роль играет политическая психология. Перед вами на рабочих столах схема. Изучите ее
и приготовьтесь к обсуждению.
Политическая психология
0133350Политическая психология – это политические чувства, эмоции, настроения, мнения и другие психические компоненты и стороны политической жизни общества и личности.
00Политическая психология – это политические чувства, эмоции, настроения, мнения и другие психические компоненты и стороны политической жизни общества и личности.
3314700140335переменные части: настроения, эмоции, переживания, ожидания.
00переменные части: настроения, эмоции, переживания, ожидания.
342900140335устойчивые части: нравы, менталитет этносов, здравый смысл.
00устойчивые части: нравы, менталитет этносов, здравый смысл.
-228600128905Практическая психология формируется в процессе взаимодействия граждан с институтом власти.
00Практическая психология формируется в процессе взаимодействия граждан с институтом власти.
228600111125Психические процессы, влияющие на политическую деятельность
00Психические процессы, влияющие на политическую деятельность
57150015938500297180015938500514350015938500
411480027305Политические эмоции – они часто преобладают над логикой в силу сложности политический отношений.
00Политические эмоции – они часто преобладают над логикой в силу сложности политический отношений.
171450027305Политическое мышление – суждения, умозаключения, крайне нелогичны, т.к. определяются уровнем политической культуры.
00Политическое мышление – суждения, умозаключения, крайне нелогичны, т.к. определяются уровнем политической культуры.
-45720027305Политическое восприятие - первый этап переработки политической информации.
00Политическое восприятие - первый этап переработки политической информации.
Вопросы для обсуждения.
Что такое политическая психология?
Назовите устойчивые и переменные части политической психологии.
В чем вы видите отличия политической психологии от идеологии?
Назовите и проанализируйте три блока психологических процессов, которые влияют на политическую деятельность.
Итоги урока. Рефлексия.
Русский социолог Питирим Сорокин писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных условиях, одобряющих применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утолению голода. Как вы понимаете эту мысль?
К каким идеологическим направлениям вы отнесли бы следующее высказывание:
«Величайшей ценностью, завоеванной государством, является ценность неотчуждаемых прав личности, священных прав свободы совести, слова, собраний, союзов: неприкосновенность личности вообще» (Б.П.Вышеславцев)
Домашнее задание: параграф 52, разработать модель общенациональной идеологии Республики Казахстан.