Занятие внеурочной деятельности Покупаем правильные продукты
Занятие 19
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
Класс: 6 класс общеобразовательной школы, обучается в рамках апробации внедрения Федеральных государственных общеобразовательных стандартам основного общего образования.
Количество обучающихся: 21 человек
Уровень: базовый.
Занятие внеурочной деятельности
Тип занятия: отработка умений и рефлексии.
Форма занятия: беседа, работа в группах
Программа внеурочной деятельности по биологии «Правильное питание – залог здоровья» составлена учителем биологии Тимофеевой О.Я. в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Тема Покупаем правильные продукты
Целевые ориентации занятия Личностные:
осознание роли пищевых добавок при выборе продуктов питания и их влияние на организм, воспитание здорового образа жизни.
Метапредметные:
развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.
Предметные: формирование знаний о химическом составе пищевых добавок, роли пищевых добавок на организм и культуре питания.
Тип занятия Отработки умений и рефлексии
Основное содержание темы Пищевые добавки, Е – коды, правила культуры питания, полезные продукты, вредные продукты.
Термины и понятия Пищевые добавки
Планируемые результаты
Личностные
- формирование познавательных интересов;
- формирование личностного отношения к изучению материала;
- осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- осознание ценности культуры питания. Метапредметные
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение как осмысление цели чтения и извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.
Регулятивные: ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; умение объяснять свой выбор при работе с одноклассниками и учителем, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос. Предметные
Ученик должен знать: Знание прав и обязанностей покупателя, как потребителя, значение различных индексов на упаковке, влияние веществ содержащихся на упаковке на организм.
Ученик должен уметь: различать информацию, приведённую на упаковке продукта, научиться расшифровывать коды пищевых добавок (с индексом Е), делать выводы на основе сравнения и моделировать правила поведения покупателя.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы Формы работы
биология, химия
Информационный материал: мультимедийная презентация «Пищевые добавки», видеофрагменты, инструктивные карточки.
Демонстрационный материал:
Интерактивный материал: мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал: инструктивные карточки «Пищевые добавки», продукты питания для исследовательской работ, рабочая карта занятия «Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок»фронтальная
индивидуальная
групповая
Технология изучения темы, направленная на реализацию системно – деятельностного подхода.
I этап. Мотивация к деятельности.
Цели деятельности Ситуативное задание Результат деятельности
- мотивировать учащихся к изучению темы «Покупаем правильные продукты»;
- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации;
- проявлять позитивное отношение к процессу. I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) -3 минуты
Просмотр видеоролика
просмотрев его, подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.
(демонстрация видеоролика)
- подняли настроение, зарядились положительной энергией, а теперь начнем урок, а начать я его хочу с притчи:
«Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь».
II. Актуализация (3 – 4 минуты)
Вопрос классу:
-как вы думаете, почему пациенту так ответил Насреддин?
- какую роль играет в сохранении здоровья питание?
Ваше здоровье – самое ценное, что есть у вас. На всю жизнь вам дается только один организм. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Проблема:
-А когда вы ходите в магазин вы обращаете внимание на упаковки, из чего изготовлен продукт, полезен ли он?
- И так как о чем пойдет речь на нашем занятии, сформулировать тему нашего занятия?
Постановка темы и цели урока: (1 мин.)
Да сегодня тема нашего занятия «Покупаем правильные продукты»
Целеполагание:
А что мы сегодня должны
- узнать….(какие продукты являются вредными, а какие полезные)
- сравнить…(действие разных продуктов на наш организм)
- научиться…(правильно выбирать продукты)
На этом уроке вы узнаете, что здоровье можно улучшить благодаря правильному питанию.
А эпиграфом нашего урока я вам предлагаю взять: «ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗА СТОЛ МНЕ СЕСТЬ, Я ПОДУМАЮ, ЧТО ЕСТЬ!!!» Формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия.
РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование.
ПУУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
II этап. Учебно-познавательная деятельность (15 минут)
Цели деятельности
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) Результат
деятельности
подготовка к усвоению новых знаний необходимых для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. -Что же такое правильное питание?
-А теперь начинаем наше занятие. Вы сможете зарабатывать деньги, не как-нибудь, а собственным умом. Только деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством в один «ум». Помните? Как говориться один ум хорошо, а два лучше. Причем в течение занятия вы можете, как увеличить свои умственное состояние, так и стать банкротом, потеряв свои таланты. У вас на столах мешок с монетами за каждый правильный ответ вы будете брать монету.
-В настоящее время о питании говорят и пишут очень много: статьи, снимают передачи. А древним римлянам принадлежит такое изречение:
« Мы едим для того, чтобы жить, (Слайд №1) А не для того, чтобы есть»
Согласны ли вы с этим? (ответы детей)
Вопрос: какие заболевания являются причиной неправильного питания?
-Между здоровьем человека и тем, что он ест, можно увидеть прямую связь.
Здоровое питание - это отличное настроение, это успех, это желание жить, учиться, играть, бегать, улыбаться…- теперь я вам предлагаю поработать в группах, у вас на столах лежат подсказки на листочках - это поговорки о питании, по ним составьте правила питания, на работу 3 мин.
Задание. Сформулируйте правила питания, анализируя поговорки
1группа. – анализ поговорки «Лучше 7 раз поесть, чем 1 раз наесться»
«Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу»
2группа. Сформулировать следующее правило питания помогут изречения:
«Обжора роет себе могилу собственными зубами», «Пища, которая не переваривается, съедает того, кто её ест» (Абуль – Фаорадж)
«Если много съешь, то и мёд горьким покажется»
3группа. Ещё одно из правил питания характеризуют следующие народные мудрости: «Хорошо прожуёшь – сладко проглотишь», «Кто долго жуёт, тот долго живёт»
«Щи да каша - пища наша», « Корова рогата, да молоком богата», « Гречневая каша- матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной»
Вывод: чтобы быть здоровым нужно соблюдать эти правила.
Составляют «Фишбон», правила питания
За каждое правило получают монету в один «Ум»
Работа с информационными материалами
Прием «Инсерт»
«v» – это я знаю;
«+» – новая информация;
«-» – информация, противоречащая моим знаниям;
«?» – хотел бы узнать об этом побольше.
Прослушаете информацию, и поставьте на полях специальные пометки.
- Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам.
- Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.
Вопрос классу: вспомните сказки о могущественных магах и волшебниках, как они колдуют над котелком с варевом?
-Приблизительно по тому же принципу готовятся современные продукты питания. Только технологии усовершенствовались и волшебные слова – это длинные названия формул, а в качестве волшебных порошков используются пищевые добавки.
Работа с презентацией (слайды 4-18)Что вы уже знали из полученной информации?
Что узнали нового?
Что противоречит вашим знаниям?
Что хотели бы узнать?
Итак, для чего добавляют пищевые добавки?
Как они влияют на организм? ЛУУД: личностная мотивация учебной деятельности.
ПУУД: использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования.
РУУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
КУУД: учитывать позицию собеседника (партнера);- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;- адекватно передавать информацию.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. (10 мин) Цели деятельности Групповая и парная работа с диагностическими материалами Результат деятельности
- научить школьников: соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной деятельности. А сейчас мы узнаем действительно те продукты, которые вы любите покупать, полезны? Проведем исследование:
«Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок»
Цель: выявить, как пищевые добавки влияют на организм
Задачи: научиться использовать информацию на упаковках (этикетках) продуктов питания на наличие пищевых добавок, научиться расшифровывать коды пищевых добавок (с индексом Е).
Объект исследования: продукты питания
Предмет исследования: этикетки на продуктах питания, инструктивная карточка пищевых добавок и их влияние на организм.
Гипотеза: предположим, что пищевые добавки с Е-кодами оказывают вредное воздействие на организм
Проанализируйте данные и сделайте вывод о наличии пищевых добавок в продуктах питания, о целесообразности применения данных продуктов, учитывая их влияние на организм. ( заполняют таблицу. Приложение 3)
Наименование продукта Производитель Пищевые добавки Опасное воздействие на организм
ФизминуткаНа прошлом занятии мы с вами провели соцопрос: Какие продуты на ваш взгляд являются вредными, а какие полезными, а так же домашним заданием было у вас, узнать, как они влияют на организм. (выступление творческих групп с мини-проектами «Вредная пятерка», «Полезная десятка»)
Учащиеся заполняют таблицу, оценивают свою деятельность
Учитель: Ребята, мне все-таки не дает покоя один в вопрос: многие из вас знают о вреде этих продуктов, но почему, же вы так упорно их покупаете?
- Получается, что все вы - просто несчастные жертвы рекламы. Но вы, же знаете, что наносите непоправимый вред своему здоровью. РУУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Цели деятельности IV этап. Рефлексивная деятельность. (5 мин) Результат деятельности
осознание уч-ся своей учебной деятельности А теперь представьте, что в нашей школе необходимо провести акцию по здоровому питанию, с какими лозунги вы бы вышли на эту акцию, составьте по одному – два лозунга в каждой группе.
Составляют 2-3 лозунга в группах, в рабочих картах записывают и зачитывают их.
Итак, мы познакомились с пищевыми добавками продуктов питания, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?”
Учитель: вначале урока я вам предложила эпиграф «ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗА СТОЛ МНЕ СЕСТЬ, Я ПОДУМАЮ, ЧТО ЕСТЬ!!!», как вы думаете можно ли взять его за девиз нашей жизни? ПУУД Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование
КУУД Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений
ЛУУД Оценивание содержания
РУУД Контроль, коррекция, оценка
Цели деятельности Самоанализ и самооценка ученика (4 мин) Результат деятельности
научить школьников:
-соотносить полученный результат с поставленной целью;
-оценивать результат своей деятельности;
-оценивать результат учебной деятельности.
Самоанализ
I. Задание на самоанализ.
- Исследование, какой темы вели на занятии?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Где можно применить новые знания?
-Был ли полезен урок?
II. Задание на самооценку.
Посчитайте монеты своей группы и узнаем, кто же стал лидером нашего занятия ПУУД: общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
КУУД: умение выражать свои мысли.
РУУД: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Домашнее задание:
VI. Инструкция по выполнению дом. задания (2 мин)
Домашнее задание на выбор: 1. составить памятку Е – кодов, для своей семьи.
2. Нарисовать постер-рекламу о запрете вредных пищевых добавок
Всех благодарю! За плодотворную работу, вам раздам я витаминки - мандаринки.
Будьте здоровы! Спасибо за урок.