Статья на тему «Скрап-объекты как дидактическое средство повышения мотивации изучения литературы в школе».
Галинская Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №14 г.о. Балашиха, мкр. Железнодорожный Московской обл.
Статья «Скрап-объекты как дидактическое средство повышения мотивации изучения литературы в школе».
В настоящее время учитель, чтобы достичь желаемых результатов в обучении, должен быть интересен ученикам. Увлечь учеников можно применением различных методик, а также неординарностью личности учителя и даже его увлечением, творчеством.
Мне удалось творческое увлечение связать с профессиональной деятельностью – преподаванием русского языка и литературы. Моё увлечение - скрапбукинг. Скрапбукинг - это вид рукодельного творчества, заключающийся в изготовлении и оформлении открыток, альбомов, блокнотов и других изделий. Для их создания требуется бумага архивного качества, различные декоративные элементы и специальные инструменты. Но главное – вдохновение, творческий порыв, желание воплотить свои идеи в материальные объекты, передающие замысел автора.
Интересен тот факт, что скрапбукингом увлекались известные люди. Например, Марк Твен. Он получил патент, на, так называемый, «Самоклеящийся альбом», на страницах которого помещали полоски клея, чтобы облегчить процесс создания книги.
Одно из направлений моего увлечения – это изготовление открыток. Источником вдохновения при их создании по преимуществу становились произведения художественной литературы.
Еще в 2012 году я попробовала использовать свои работы на уроках литературы сначала в качестве наглядности, затем я обратилась к символическому содержанию работ. Работа с символами позволила углубить представление учеников о героях произведений, раскрыть отдельные сюжетные линии и отношение учителя к произведению. Оказалось, что для учеников это не только интересно, но и познавательно. Их увлекла графическая объемность материала, насыщенность символами. Разгадать символы, увидеть авторский замысел – все это мотивирует учеников. Скрап-работы помогают при проведении разных типов уроков, а также на разных этапах.
Опишем, как применяются скрап-открытки в ходе изучения романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе на уроке введения нового знания. Цель данного урока - дать представление учащимся о главной героине романа посредством личностного восприятия произведения учителем. На этапе включения новых знаний в систему знаний используется созданный автором статьи триптих, который позволил ученикам понять внутреннее состояние героини в разные моменты ее жизни («Маргарита ищет возлюбленного» (Фото 1), «Маргарита перед зеркалом» (Фото 2), «Полет на бал к Сатане» (фото 3).
Фото 1
Фото 2
Фото 3
При помощи символики (цвета, предмета, образа), переданной в открытке, ученики смогли расшифровать внутреннее состояние героини, наполняя символы собственным содержанием и определяя психологическое состояние Маргариты. При этом ученики учатся мыслить нестандартно, неожиданно.
Так, в 1- ой работе («Маргарита ищет Мастера») ребята обратили внимание на то, что единственным спутником главной героини является только одинокая луна, тогда как в 3-ей работе («Маргарита летит на бал к Сатане») они отметили, что луна меняет не только свой цвет, но и форму, а также указали на то, что в путешествии Маргариту сопровождает множество звезд, символизируя собой надежду на будущую встречу героини с любимым. Ученики отметили также появление белого цвета в работе. Таким образом, работа, выстроенная при помощи открытки, позволила активизировать познавательную деятельность учеников, перевести внешние знания во внутреннюю, психическую форму. Затем ребятам была предложена работа в группах: посредством кейс-задач анализировать и синтезировать полученный на уроке материал. Они увидели, что цветовой символ может значить гораздо больше, чем сам предмет, а символ-предмет характеризует самого героя и объясняет концепцию мира писателя, тогда как символ - образ позволяет понять подтекст произведения.
Таким образом, дидактический материал (скрап-открытка) выступает как средство активного усвоения изучаемого материала, а также способствует формированию образного мышления.
Приведём еще один пример использования скрап - работы в проведении внеклассного урока по литературе в 5 классе по рассказу современного писателя А.В. Костюнина. После прочтения произведения ученикам предлагалось задание - попытаться нарисовать словесный портрет героев рассказа. Далее на этапе творческого применения и добывания знаний в новой ситуации была предложена работа с открыткой «Грамматика портретов». (Фото 4, 5, 6)
Фото 4 Фото 5 Фото 6
Далее был задан вопрос: совпадают ли представления учеников о героях с образами, предложенными в открытке. Затем работа строится, прежде всего, на раскрытии символики образа, предмета, цвета, включая в себя и содержание символики фигур. Также ученики пытаются понять, почему были выбраны данные иллюстрации художника Николя Флориана. Приходят к выводу, что они полностью передают характер, настроение, поступки героев рассказа. Неожиданной была «находка» ученицы: пытаясь расшифровать символы, используемые в открытке для «проникновения» в образ главного героя – Юрки Гурова, она обратила внимание на буквы, которые символизировали школьные годы, и увидела слово «АД». Действительно, именно так можно было охарактеризовать жизнь мальчика после того, как учительница повесила на него клеймо «вор». Ученики вновь возвращаются к словесному описанию портретов персонажей в соответствии с личностным пониманием, степенью проникновения в образ; они предлагают собственные идеи для создания открытки. Таким образом, развивается художественное мышление у учеников, стремление к творчеству, активизируется мыслительный процесс. На данном этапе работы появляется интерактивность, т.е. обратная связь.
Эта же работа «Грамматика портретов» помогла в осуществлении исследовательского проекта, целью которого было повысить читательскую активность обучающихся. На этапе проведения внеклассного мероприятия по литературе использовалась открытка, с помощью которой автор статьи как руководитель проекта и старшеклассники как участники проекта попытались заинтересовать учеников среднего звена в прочтении рассказа А.В. Костюнина «Рукавичка». Объектами исследования являлись два класса (5 «В» и 6 «А»), в которых средний балл по литературе примерно одинаковый. Содержательный материал и этапы проведения мероприятия были идентичными, за исключением одного этапа – этапа работы со скрап-открыткой. Анкетирование, проведенное через несколько дней после мероприятия, показало, что учеников удалось заинтересовать чтением рассказа писателя А.В.Костюнина, используя предложенный прием работы со скрап-открыткой. Так, в 5 «В» классе из 26 обучающихся рассказ прочитали 19. А в 6 «А» классе из 26 - 8. Приемы по использованию скрап-открытки показали свою эффективность. Мотивация учащихся повысилась, благодаря применению нетрадиционного приёма работы.
Опишем работу со скрап-объектом на этапе создания проблемной ситуации при работе с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Тема «Женские образы в романе «Герой нашего времени» является традиционной. Стремление привнести нечто новое в содержание урока по данной теме способствовало появлению скрап-альбома под названием «О самолюбие!..». Цель создания этого альбома - показать собственное видение женских образов, занявших в судьбе главного героя романа Печорина определенное место. Альбом помог мне как учителю в создании проблемной ситуации, а ученикам – в постановке проблемных вопросов. Рассматривая обложку альбома, переднюю и заднюю, (Фото 7, 8)
Фото7 Фото 8
ребята формулировали вопросы: Самолюбие… Как оно проявилось в герое по отношению к каждой героине романа? Почему женщина осталась для Печорина, образно говоря, «образом скрытым под вуалью»?
Содержание альбома стало своеобразным ключиком к познанию внутренней жизни героя Григория Печорина. Ученики обратили внимание на обилие кармашков, имеющихся в альбоме, в которых они находили «мысли героя», отражающие его отношение к героиням романа (фото 9, 10):
Фото 9 Фото10
Назвав кармашки тайниками, соотнесли их с чувствами Печорина, переживаниями, со скрытыми мыслями, которые ученики пытались понять. Таким образом, скрап-объект позволил расширить, углубить представление учеников о героинях романа, активизировать творческое мышление.
При отработке умений и навыков работы с литературоведческими терминами в старших классах также эффективно используются скрап-объекты. Так, для распознавания антитезы обращаемся к работе под названием «Мертвые души, или путешествие раскрывает душу» (Фото 11):
Фото 11
Ученики вспоминают персонажей поэмы. Далее, по просьбе преподавателя, называют образ поэмы, который можно противопоставить действующим лицам произведения. Ученики называют образ России. Следующее задание ученикам - найти образ России, который незримо присутствует в открытке. Ученики указывают на преобладание коричневого цвета (цвета земли, труда, а значит, возрождения) и белого (цвета чистоты, но и печали). Делается вывод и о цветовом противопоставлении светлых и темных тонов как символических знаков.
Затем ученикам предлагается вспомнить и другие средства выразительности, например, такие, как «метафора», «перифраза». Ребятам дается дифференцированное задание: сильные ученики при помощи открытки пытаются создать собственные примеры тропов. Так, они придумали следующие метафоры: «пригвожденные к позорному колесу», «объемное прошлое»; перифразы - «путешествие в страну самодовольства», «пристанище маниловых и плюшкиных». Слабоуспевающие дети составляют словосочетания, характеризующие образы помещиков, используя эпитеты, появившиеся в результате работы с открыткой. Данная работа развивает ассоциативное образное мышление.
Для раскрытия творческого потенциала ученика большое значение имеют нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Традиционное задание, предполагающее нарисовать рисунок к произведению, можно заменить нестандартным творческим – создать свои небольшие произведения: открытку, альбом, блокнот, – дающие возможность ребенку, не владеющему техникой рисования, все же стать художником и создать собственное творение с использованием техники скрапбукинга. У ребенка будут неограниченные возможности … (Фото 12, 13):
Открытка ученицы 5 «В» класса Мольковой Открытка ученицы 5 «В» класса Баскаковой Эмилии
Анны по рассказу А.В. Костюнина «Рукавичка» по рассказу А.В.Костюнина «Рукавичка».
Фото 12 Фото 13
Резюмируя выше изложенное, мы пришли к выводу о том, что скрап-объект как дидактическое средство, на наш взгляд, является эффективным средством, помогающим заинтересовать учеников чтением художественной литературы. А также данное дидактическое средство повышает познавательный интерес, читательскую активность, развивает и активизирует образное мышление, способствует творческому сотрудничеству между учеником и учителем.