Доклад Дифферкнцированный подход как средство активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и чтения.


Дифференцированный подход как средство активизация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и чтения в условиях коррекционной школы VIII вида.
Доклад учителя Поповой В.В.
2014-2015 уч.год.

 Актуальность этой проблемы можно объяснить тем,что активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.    
  В процессе деятельности я столкнулась с рядом проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития этих ребят: учащиеся  в основном имеют невысокую степень мотивации к обучению или не имеют ее вообще.  
Цель работы: рассмотреть пути активизации познавательной деятельности обучающихся.
(Слайд 2: игра, учение, труд.)
Задачи:
1.  Изучить и обобщить опыт работы по активизации познавательной деятельности обучающихся в коррекционной школе VIII вида;
2.  Разработать систему приемов для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и чтения;
3.  Провести педагогический эксперимент и оценить его эффективность.
Чтобы решить все поставленные задачи, я использовала такие методы исследования, как:
Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
Теоретическое моделирование.
Наблюдение.
Тестирование.
Сравнение результатов деятельности.
Педагогический эксперимент. 
Длительность работы над опытом. В течение нескольких лет работы по данной теме я убедилась, что задача педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить детей рассуждать, самим делать выводы, ощутить удовольствие от обучения.
Диапазон опыта   (слайд4 )
Работа над темой опыта проводится систематически на уроках и во внеклассной работе. Опытом над данной темой делась с коллегами по работе, провела ряд открытых уроков и мероприятий.
  Тема Дата Место проведения
1. Открытый урок по чтению в7кл. Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин.»  2013-14уч. год. 2. Открытый урок чтения  в 7 классе по чтению Л.Н.Толстой «Кавказский пленник.»  
2014-15уч. год» 3. Игра «Брейн-ринг.»  Январь, 2013 год. Предметная неделя русского языка и чтения.
4. Конкурс рисунков «В гостях у сказки.» февраль, 2013 год Предметная неделя.
5. Олимпиада по русскому языку «Самый умный.»  февраль, 2013 год.  Предметная неделя
6. «Что за прелесть эти сказки!» - открытое внеклассное мероприятие.  Январь, 2012 год  Предметная неделя русского языка и чтения.
7. Литературно-музыкальный час «Оборванной струны последний звук.» Октябрь, 2014 год. Декада русского языка и чтения.
8.
9.
10.
11.
12. Конкурс чтецов, посвященный 200-летию М.Ю.Лермонтова.
Конкурс рисунков «Мой край задумчивый и нежный.»
Конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку.
Занимательная игра «Учить словарные слова легко и интересно.»
КВН по русскому языку.  
Октябрь, 2014 год.
 Декада русского языка
и чтения.
 
Практическая значимость представленного опыта работы заключается в следующем:
Результаты работы могут использоваться не только учителями русского языка и чтения при активизации познавательной деятельности, но также, в переработанном виде, учителями по другим предметам.
Приемы активизации познавательной деятельности, обучающихся  специальных коррекционных классов на уроках русского языка и чтения.
Считаю, что добиться результатов поставленных задач педагог может лишь тогда, когда он будет обладать рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Познавательная деятельность – это деятельность особого склада, хотя  структурно и выражает единство с любой другой деятельностью.(Слайд 5) Познавательная деятельность – это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания..Развитию и активизации учебно-познавательной активности обучающихся специальных коррекционных классов способствуют четкое планирование структуры урока, следующие, применяемые мною на уроках, технологии:
Слайд 6.
1)      технология проблемного обучения,
2)      ИКТ,
3)      игровая технология,
4)      здоровье сберегающая технология,
5)      адаптивная технология,
6)      личностно-ориентированная технология.
Слайд 6.
Методы:
1)      объяснительно-иллюстративный,
2)      репродуктивный,
3)      исследовательский,
4)      проблемно-поисковый,
5)      метод проекта.
Слайд 7.
Формы работы:
1)      коллективная,
2)      групповая,
3)      парная,
4)      индивидуальная.
Слайд 8.
Средства деятельности:
1)      технические и электронные средства обучения и контроля знаний,
2)      раздаточный и дидактический материал,
3)      печатные пособия,
4)      презентации,
5)      словари и энциклопедии.
Одно из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой - либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения.
Слайд 10.Личностно-ориентированная коррекционно-развивающая технология.
2.Дифференцированный поход к обучению.       Доминирующее место на уроках и во внеурочной деятельности я отвожу использованию личностно-ориентированной коррекционно-развивающей технологии, которая позволяет более полно реализовывать индивидуальные возможности каждого обучающегося. Одним из слагаемых данной технологии является создание ситуации успеха. Чтобы у ребенка не сформировалось негативное отношение к школе, я пользуюсь простым правилом: «Хвалить при всех, ругать только наедине». Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверена в поддержке и понимании ситуации в классе.
       Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Для учащихся коррекционной школы VIII вида характерно неустойчивое внимание, снижение всех видов памяти, кратковременное запоминание. Поэтому при закреплении нового материала необходимо использовать разнообразные приемы, которых очень много и которые можно разделить на стандартные и не стандартные. Подробнее остановлюсь на нестандартных приемах, помогающих в активизации познавательного процесса, которые я использовала на уроках закрепления изученного.
      Прием «Опора на зрительную наглядность»
 
Карточки – помощники для письма под диктовку с усложнением задания (приложение №1)
 
В классах, которые были и есть у меня есть дети, не умеющие писать под диктовку 
Слайд11.
 
Список учащихся, не умеющих писать под диктовку 2013-14уч.г. Результат
2014-15уч.г.
Норбутаева М. Результата нет.
Советов В. Положительная динамика
Кузьмин В. Положительная динамика
Евтюхин А. Стал писать под диктовку в 6 классе
 
Для того чтобы эти ученики могли вместе со всеми писать под диктовку, я применяла следующий вид работы: для каждого диктанта готовила карточки, усложняя объем самостоятельного письма. Ребята писали вместе со всем классом, пользуясь данными карточками.
К концу каждого года обучения у ребят отмечалась положительная динамика.
 Слайд12.
Образцы карточек, на примере 5 класса:
 
Карточка №1. Текст в полном объеме, подчеркнуты сложные для написания слова (именно для этого ученика).
 
В роще.
    Осень. Редко светит осеннее солнце. Ребята пошли гулять в рощу. Большие берёзы стали желтеть. Не поют больше чижи, не летают стрижи. Только ежи шуршат в сухой траве. В пруду не резвятся ерши и щуки. Дорожки в аллеях покрылись листвой. Ребята нашего класса остались довольны прогулкой. Домой вернулись поздно.
 
Образцы карточек, на примере 5 класса
.
 
Карточка №2. Текст с пропущенными словами.
Лисёнок.
Ранней ____ дед принёс ____. Он подарил его ____. Лисёнок тихо сидел в ящике. Ему было грустно. _____ дали мяса и молока. Он не ел. Дед вынес _____в сарай. Утром _____ в ящике не было. Ночью _____ мать. Она увела _____ в лес.
 
Карточка №3. Текст  с пропущенными предложениями.
Птичьи гнезда
     Большинство птиц строят себе гнёзда. _______________ . Гнёзда хорошо сохраняют тепло. _____________. Самка ____ на яйцах несколько недель. В это время самец должен кормить её. ________. Они разевают клювы и громко пищат. Прибавляется летом работы у родителей!
 
Карточка №5. В тексте остаются только трудные слова.
Дорога
       Глеб ____  _____  _  _____ лошадку. __  _____ __ ___. Узкая дорожка ____ __ ___. ____ _____  лёгкой рысью. Вокруг ____ _____. За полями _____ низкий ______. ______ редкий ____. ____ __ ___ Редькино. ___ ____ избушка. __ ___ ____ Тарас. Огород ______ большой. _____ морковка, репка, ____.
 
 
  Слайд.
 
Таблицы-помощники (схемы-опоры).
Я сделала папку-помощницу (так мы ее называем), в которой собраны следующие таблицы:
Склонение существительных.
Склонение прилагательных.
Склонение местоимений.
Род имен существительных.
Род имен прилагательных.
Спряжение глаголов.
  Слайд.
      Прием «Опора на графическую наглядность»
 
Цифровые диктанты.
Цель цифрового диктанта заключается в следующем: какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается цифрой.
 
Тема «Имя существительное»
1 – мужской род       2 – женский род       3 – средний род
Дождь, стена, облако, мышеловка, телевизор, директор, этаж, поэма, люстра, полотенце, повидло.
Код проверки: 1, 2,3, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 3, 3.
 Слайд.
Графические диктанты.
На время превращаемся в художников-графиков. Цель графического диктанта заключается в следующем: какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается линией или геометрической фигурой.
Тема « Род имен прилагательных»
Женский род       __            Мужской род       /          Средний род  
Красивая, солнечный, большое, яркая, голубое, зеленый, пушистое, милая.
Код проверки:    ___/ __/___
Слайд.
      Прием «Верные и неверные утверждения» 
  Тема: «Местоимение».
1.Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной (да, нет)
2. В предложении местоимения бывают только подлежащими (да, нет)
3. В предложении местоимения бывают второстепенными членами и подлежащими (да, нет)
4. Местоимения могут быть 1, 2, 3 лица (да, нет)
      Прием «Корзина идей»
      Это прием организации индивидуальной и групповой работы. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по теме. На доске рисунок корзины, в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изученном материале.
      Прием «Создание викторины»
При использовании этого приема учащиеся самостоятельно готовят вопросы для викторины или на уроке, или даю домашнее задание.
      Прием «Лингвистические угадайки»
Угадать героя по описанию.
Угадать героя по принадлежащим ему вещам.
Третий лишний.
Загадки-шутки.
      Прием «Буквенный диктант»
Применяю часто при изучении новой темы. Тему урока не называю, а даю ученикам задание. Они дают ответы и записывают на лист только первые буквы слов.
Пример задания при изучении рассказа Тургенева «Муму»
Урок, на котором считают   (Математика)
Главная работа ученика  (Учеба)
Первое слово, которое произносит ребенок  (Мама)
Книга, по которой занимается ученик. (Учебник)
 
      Прием «Ключевые слова»              
Этот прием использую на стадии рефлексии. Определяю ключевые слова, связанные с темой урока. Записываю их на доске, затем ученики по ним составляют предложения или небольшой рассказ.
Пример: 9 класс  М.Горький «Песня о Соколе»
Горы, Уж, ущелье, свернулся, Сокол, разбитая грудь.
      Прием «Восстановление текста»
Учащимся дается текст с пропущенными словами.
Учащимся дается текст с рядом слов в скобках, необходимо выбрать нужное слово.
Учащимся дается текст, который разделен по вертикали пополам и сдвинуты строки (прочитать текст и определить есть ли несоответствия )
      Прием «Взаимоконтроля и самоконтроля»
       Много времени на уроках русского языка и чтения отвожу самостоятельной работе учащихся. Одной из причин нарушения навыков письма и чтения является недостаточная сформированность у учащихся самоконтроля.
Одним из эффективных приемов самоконтроля стала  взаимопроверка, так как многие учащиеся более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке собственных. Но при этом я обязательно учитываю психологический климат коллектива на данном этапе урока. Часто использую самопроверку
      Прием «Опора на тестовую форму»
Тест по произведению  «Ель».
Кто автор сказки «Ель»
А.С.Пушкин.     Х.К.Андерсен.     М.Зощенко2. Где выросла елочка?
На поляне ,     в лесу ,       в овраге .
О чем мечтала елочка?
Вырасти,     не расти,     стать птицей.
Кто рассказал елочке о кораблях?
Аист,     ласточки,    синички.
Кто рассказал елочке о празднике в городе?
Воробьи,     аист,    заяц.        
Где поставили елочку?         
В зале,     в сарае,     на улице .       
Кто наряжал елочку?           
Дети,    зайцы,    слуги и девушки.     
Какую сказку услышала елочка?          
«Думпе-Клумпе» ,     «Иведи-Аведи»,      Клумпе-Думпе».
Куда отнесли елочку после праздника?
На чердак,    в лес ,   в сарай.
Кому елочка рассказывала истории?    
Зайцам,    мышатам,    воробьям.
Для ответов у каждого ученика карточка для создания ключа, в которой они закрашивают ответы.
Ключ к тесту.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   
Затем показываю правильный ключ, ребята сверяют. Проверка происходит очень быстро и мне видно, кто как справился с заданием.
     Кроме цветных электронных тестов разработаны тесты с гиперссылкой. Пример теста с гиперссылкой по произведению Х.К.Андерсена «Снежная королева» (приложение .Презентация. «Снежная королева»). Пользуюсь и уже готовыми тестами с интернет ресурсов
       В процессе обучения детей с легкой умственной отсталостью все большее применение находит метод проектов. Этот метод я применяю в старших классах (8–9 классы).
Слайд.
Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках чтения. К урокам по теме курса ребята готовили сообщения, подбирали картинки, тексты. На уроках ребята очень ответственно излагали подобранный материал, пробуждая интерес у ребят, которые имели более слабые, неустойчивые знания и умения.  (Пример самостоятельной подготовки сообщения к уроку по произведению Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед» - видеофрагмент урока).  Сообщения сначала помогали готовить воспитатели, потом стали пользоваться печатными источниками из библиотеки. В прошлом году сообщение о писателе  И.А.Крылове подготовил ученик 7 класса, Васильев В.,пользуясь компьютером.
Слайд.
      Еще одним современным и развивающим средством познавательной активности считаю использование адаптированной технологии. Работать в парах начинаю учить с 5 класса. Обязательное условие при создании пар для работы- учитывать психологическую совместимость учеников. Организация работы в парах дает положительные результаты: раскрепощает мышление ученика, принимаются и по достоинству оцениваются способности к выдвижению интересных идей, самоанализу; развиваются коммуникативные навыки.
       Часто на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, даю школьникам предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Для облегчения задачи использую иллюстрирование. Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.
При сообщении научных знаний я стараюсь добиться, чтобы учащиеся  не только слушали, понимали и умели воспроизводить сообщаемые сведения, но и творчески осваивали получаемые знания. Чтобы у них возникало желание вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и каким-то образом решать их. Так, например, происходило знакомство со склонением имён существительных (5 класс). Я предложила детям просклонять в тетрадях существительные: «сосна», «земля», «Юра», «стол», «конь», «окно», «степь». Выделяются окончания.
            - Ребята, какие слова склоняются одинаково, сходно? Как эти 7 имён существительных можно разделить на три группы? Какие существительные отнесли к первой группе (1 скл.)? ко второй группе (2 скл.)? к третьей группе (3 скл.)? обратите внимание на окончание и род имён существительных.
            С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к 1-ому склонению, ко 2-ому склонению, к 3-ему склонению.
         Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
       Огромное значение при активизации познавательного процесса занимает игровая технология, которая является неотъемлемой частью на моих уроках и во внеклассной деятельности по предмету. Игра способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, а это  значит,  процесс обучения становится более эффективным. Все игры, которые я использую на уроках и внеклассных занятиях, я разделила на группы: деловые игры, коррекционно-развивающие, театрализованные. Приведу примеры использования некоторых видов игр.
Деловая игра. Урок-экспедиция по произведению Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед». Группа ребят на уроке «превращается» в научных сотрудников  (историк, географ, биолог, биограф), которые знакомят «участников экспедиции» с Шотландией.
Театрализованные игры.  Инсценирование басен, сказок, рассказов. Больше всего инсценировок проводила по басням И.А.Крылова, которые изучаются в каждом классе. Для инсценирования басен приготовлена атрибутика.
Коррекционно-развивающие игры использую на каждом уроке. Собран большой материал по данной теме («Шифровальщики», «Третий лишний», «Найди отличия», кроссворды, , перевертыши, ребусы и т.д.)
 Активно применяю игры и во внеурочной деятельности. Именно там раскрываются более широкие возможности для проведения игр, которые способствуют более гармоничной, менее болезненной адаптации ребёнка в современном  обществе. Игровые технологии я применяю не только на традиционных уроках, но и провожу нетрадиционные формы уроков, к которым я отношу урок-игру. Были проведены следующие уроки в игровой форме;
1.  Урок-экскурсия «Русские писатели 19века» - 7 класс (чтение)
2.  Урок-викторина «Грамоте учиться – всегда пригодится» - 7 класс (обобщающий урок по теме «Падежные окончания имен существительных.»)
3.  Урок – путешествие «Учись видеть красоту» - 6 класс (внеклассное чтение
4.  Урок – соревнование  «Два корабля» - 6 класс (обобщающий урок русского языка по теме «Имя существительное.»)
5. Интегрированный урок по рассказу Н.Носова «Фантазеры» (внеклассное чтение,5кл.)
6.Урок-викторина по сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев» (6кл. внеклассное чтение.)
   К организации игр для учащихся подхожу требовательно и выделяю ряд положений для успешного проведения игр:
Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление – красочным, разнообразным.
Обязательный элемент каждой игры – ее эмоциональность. Игра должна вызвать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда производит к усилению самоконтролю учащихся, четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.
В таких играх завоевание победы, выигрыш – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
Используя игровые формы на уроках, отмечаю, что у ребят повышается мотивация обучения, познавательный интерес к предметам. 
      Развитию познавательной деятельности обучающихся помогают уроки с использованием информационно – коммуникационных технологий.
На моих уроках ИКТ выступает как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Презентации к урокам делаю сама или беру готовые с интернет ресурсов и частично перерабатываю. Для уроков чтения создала ряд слайд-шоу.  Слайд-шоу создаю с помощью программы «Фотошоу про».
Самостоятельно разработанные презентации:
1.Занимательная грамматика.
2.Игра «Здоровье».
3. «Обращение»- к урокам по русскому языку.
4. И.Ю.Коваль «Капитан Клюквин.»
5.Басни И.А.Крылова.
6.А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане.»
Самостоятельно разработанные слайд-шоу:
«Красавица зима» - чтение 5-9 классы по теме «Стихи о зиме»
«Эдвард Григ» - чтение 6 класс «Корзина с еловыми шишками»
    Эффективным приемом активизации познавательной деятельности является также использование кинофильмов и кинофрагментов. В классе есть телевизор, поэтому использую на уроках показ экранизаций изучаемых произведений, и кинофрагментов.
Моя фильмотека:
А.С. Пушкин. Экранизация классики.
Н.В. Гоголь. Экранизация классики.
Л. Толстой. Экранизация классики.
Сказки странствий.
5.Золотые русские сказки.
6. Полезные уроки. Русский язык 10 минут в день.
7.Русский язык. Морфология, орфография.
8.Домашний тренажер. Русский язык.
9.Русский язык. Учебное пособие.
10. Школьный курс русского языка.
11.Аудиозаписи и аудиокниги в исполнении мастеров художественного
чтения.
12.Г.Х.Андерсен.Новое платье короля.
13.Сказки Андерсена.


       Большое внимание сейчас уделяется здоровью детей, тем более. Что дети нашей школы имеют различные патологии. Поэтому неотъемлемой частью моих уроков является применение здоровьесберегающих технологий. В урок включаю физкультурные паузы с речевыми и музыкальными упражнениями; дыхательную гимнастику;  упражнения на развитие мелкой моторики рук; упражнения с предметами ( особенно нравятся ребятам со скороговорными лентами – сшивается лента двух цветов, на концах палочки для закручивания ленты; дается задание: назвать одушевленные существительные, поговорку о труде и т.д. – ребята выполняют задания в паре, скручивая ленту – необходимо быстрее дойти до середины). Для коррекции внимания, расширения угла зрения, тренировки мускулатуры глаз использую тексты для чтения разного размера шрифта, которые располагаю в разных направлениях (перед глазами, сбоку на стенах, на столах и т.д.).
Организационному моменту, эмоциональному настрою на уроке уделяю особое внимание, так как от его результатов зависит эффективность последующих частей урока.
            Учитывая трудную переключаемость таких детей с одного вида деятельности на другой, во время организационного момента стараюсь  снять у них излишнюю возбудимость, настраиваю на изучаемый материал.
 Свои уроки стараюсь превращать в уроки творчества, начиная их словами: «Сегодня у нас необычный урок…», «К нам в гости пришла сказка…». Вместе с любимыми сказочными героями учащиеся знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал. На уроках чтения использую музыкальные паузы и элементы аутотренинга.
           
Результативность опыта. Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся. У детей безболезненно проходит период адаптации в 5 классе, ребята ощущают себя полноправными членами классного коллектива с его правами и обязанностями. Регулярное использование на уроках  специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило  кругозор  младших школьников, способствовало умственному развитию, повысило качество подготовленности, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные  знания в повседневной жизни
За отчетный период, учащиеся, которые занимались у меня, принимали активное участие в предметных неделях по русскому языку. Во время предметных недель проводились олимпиады, конкурсы чтецов, на которых учащиеся занимали призовые места (приложение).
2014 – 2015 учебный год:
Участие в областном конкурсе творческих работ, посвященном 100-летию со дня рождения писательницы Туве Янссон.
Колесникова А.-победитель конкурса в номинации « Литературное творчество».
2.Участие в областном конкурсе «Книжное приключение.»
3.Подготовка к Митяевским литературным чтениям.
2013-2014 учебный год:
Участие в литературном расследовании «Герои книг А.В.Митяева».
Выдан сертификат как победителям литературного расследования, благодарственное письмо.
3.Участие в городском фестивале художественного творчества детей, подростков ,молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
Награждены -3место в номинации «Театральное искусство.»
Подводя итоги работы по теме,  могу сказать, что вопрос активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания русского языка, чтения представляет сложную проблему. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации познавательной деятельности обучающихся применительно к грамматике и правописанию остаётся  актуальной  и по сей день. В связи с поиском эффективных приемов обучения, исходя из опыта своей работы, я  предлагаю использовать вышеперечисленные  методы и способы активизации учебной деятельности.