Доклад на тему Лингвистическая разминка на уроках русского языка как эффективное средство подготовки учащихся к всероссийским проверочным работам
Лингвистическая разминка на уроках русского языка как эффективное средство подготовки учащихся к всероссийским проверочным работам
Назначение ВПР по русскому языку - оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требования ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями. ВПР основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. Исходя из этого, на мой взгляд, лингвистическая разминка- это и есть наиболее эффективный метод работы в системно-деятельностном подходе.
Так задание 1 проверяет традиционные правописные умения правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. На первый взгляд, что может быть легче - списать текст? Но в ряде случаев сталкиваемся с проблемой, вытекающей из отсутствия умения читать осознанно, или его недостаточной сформированности. Так, например неосознанное чтение текста про цветы-сережки у деревьев привело к орфографической ошибке цветы-серенки. Вывод: успешное выполнение задания предусматривает сфомированный навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в представленном тексте). В своей практике уже более 10 лет я использую рабочие тетради «КАТ», на сегодняшний день существует множества вариантов рабочих тетрадей на развитие умения комплексного анализа текста. Но это работа в силу больших объемов текста больше подходит для внеурочной или домашней работы, как правило, в конце изученной темы.
Как подготовиться на каждодневных уроках к такому списыванию? Это синтаксические пятиминутки, где предложения уже содержат в себе пропущенные пунктограммы и орфограммы, где нужно не только разобрать предложения по членам, объяснить орфографические и пунктуационные правила, но и определить его тему, выразить главную мысль словосочетанием. Определить, к какому типу и стилю речи можно отнести это предложение, и почему. Таким образом, из урока в урок будут повторяться такие понятия, как тема текста, тип и стиль речи. Задание 8,9,10 ВПР. Целесообразнее при подготовке к уроку подбирать осложненные предложения, например однородными членами, предложения с прямой речью, чтобы отрабатывать навык пунктуационной зоркости. Это задания 5,6,7 ВПР.
Ведущим в уроке русского языка, несомненно, является работа со словом. В ходе такой работы будет постепенно формироваться, по словам известного лингвиста Л.Щербы «твёрдый зрительный образ» слова.
Слово на уроке рассматривается одновременно в четырёх аспектах:
Орфоэпическом (написанное на доске слово должно прозвучать);
Лексическом (выяснение значения слова);
Орфографическом (учимся писать это слово);
В контексте с другими словами (составляем словосочетания или предложения).
Задание 3, 11,12 ВПР
Виды работ: 1. Орфоэпический диктант- правильное произнесение записанных на доске слов. Набор слов с трудным произношением не очень велик, поэтому он не меняется из урока в урок, и многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносительных норм.
2. Диктант «Угадай словечко!» - учитель дает толкование, дети записывают само слова.
3. Лексический диктант - диктуемым словам дети должны дать толкование. Эти увлекательные задания не просто обогащают словарный запас учащихся, вызывают желание освоить как можно больше слов для свободного их употребления, но и формируют взыскательность, критичность по отношению к себе.
4. Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить- предоставить, одеть- надеть, экономный - экономичный); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Так идет усвоение лексико-семантического уровня слова.
5. Зрительные диктанты используют как на первом, так и на втором этапе работы со словом. Возможен и такой вариант, когда для зрительного диктанта берутся 3-7 предложений, записанных на доске или полосках бумаги. Эти предложения поочередно демонстрируются учащимся по 10-30 секунд. За это время ученики должны прочитать предложение про себя и запомнить его, затем молча записать в тетрадь. После окончания диктанта записанное читается. Этот диктант обязательно проверяется. Набор предложений не меняется до тех пор, пока не будет ни одной ошибки ни у одного ученика в классе. Тогда появляется новый зрительный диктант и начинается та же самая работа, но с другими словами и предложениями. Такой вид упражнений в V-VI классах, кроме прочего, еще помогает улучшить технику чтения. Зрительный диктант особенно полезен, на мой взгляд, при работе с непроверяемыми написаниями, так как на помощь слуху учащихся и их знаниям по грамматики приходит зрение как серьезный фактор, способствующий запоминанию нужных орфограмм, выработки навыка правописания. Именно на зрительную память опирается и работа с орфографическим словарем.
Школьный орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. С пятого класса начинаем систематическое его использование. Хорошее знание алфавита, быстрота психической реакции, сноровка, любознательность учащихся - подспорье в этой работе. Кроме орфографического и грамматико- орфографического словаря, нам необходим также и толковый словарь.
К.Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения ... всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности в использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарем, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры.
Включив новое слово в контекст, то есть, составив словосочетание и предложение, ученик не завершает этим освоение слова. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания - это тоже работа со словарем.
Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса (последнему- обогащению словарного запаса - программа не отводит специального времени). Ну и в силу того, что в языке связано со словом и проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучение всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и развитием навыков связной речи, т.е. словарная работа присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для нее, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его. Я практически всегда отвожу словарной работе не менее 5-7 минут, вводя ее в урок на разных его этапах.
Для того чтобы лингвистическая разминка была еще интереснее и познавательнее, каждый вид работы можно интересно назвать. Например, задание по орфоэпии и фонетике «Слово под микроскопом», задание по словообразованию «Рождение слова», задание по лексикологии «Ларец слов», задание, связанное с умением строить схему предложения «Конструктор», и обязательно задания повышенного уровня в рубрике «Знатоки русского языка».
В учебно-методическом пособии Н.А.Сениной « Русский язык 5 класс. Подготовка к всероссийским проверочным « работам читаем:
«Специальная подготовка к проверочной работе не требуется. Контролируемое содержание отражено в учебниках».