Развитие речевой культуры на уроках математики как средство восприятия учебной информации

Развитие речевой культуры на уроках математики как средство восприятия учебной информации.

М.А. Каменева
Лесниковский лицей, учитель математики
В условиях реализации ФГОС ОО стратегической целью является формирование умения «учиться». Для её достижения ученик должен овладеть основными универсальными учебными действиями (УУД): личностными, метапредметными, предметными. Необходимым условием формирования всей системы универсальных и предметных (математических) действий является развитие математической речи обучающихся. Новый стандарт основного общего школьного образования рассматривает речь как необходимый компонент личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. В частности, отмечается необходимость усвоения обучающимися математического языка и математической речи, выделяется знание языка алгебры, геометрии, а также умение точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
В процессе формирования универсальных и предметных (математических) действий восприятие играет ключевую роль. Непонимание того, о чем говорит учитель, приводит к отсутствию мотивации к предмету, к нежеланию заниматься им. Достаточное овладение любым учебным материалом предполагает обязательное наличие таких компонентов как восприятие, понимание, умение излагать учебный материал. Следовательно, проблема развития устной и письменной речи на уроках математики тесно связана с процессом восприятия информации, вследствие чего ей должно быть уделено особое внимание.
Развитие математической речи - важная задача учителя математики. Грамотная математическая речь существенно влияет на развитие мышления обучающихся, на их общую математическую культуру, содействует углублению понимания изучаемого материала. Низкий уровень сформированности культуры математической речи проявляется в неумении устанавливать отношения между содержанием математического факта и его внешним выражением, в неумении адекватно понять или выразить содержащуюся в том или ином предложении информацию. Анализ ответов обучающихся на уроках математики свидетельствует о том, что во многих случаях они не умеют излагать свои мысли связно, грамотно, логично, грамматически неверно строят предложения, не умеют правильно оформлять записи, чертежи, схемы, допускают много ошибок, неточностей в написании и произнесении математических терминов.
Формирование культуры математической речи обучающихся начинается при общении с учителем на уроке. Развитию речевой культуры, прежде всего, способствует речь самого учителя, которая воспринимается обучающимися как некий образец.
Качествами, определяющими эту речь, должны служить:
Полная ясность выражаемых мыслей;
Научность;
Соблюдение правил синтаксиса;
Литературность.
Каждое слово учителя, каждый сделанный им жест должны содействовать восприятию обучающимися предмета изложения, процессу усвоения учебного материала. Учитель должен логично и грамотно излагать материал, чем формирует у обучающихся цельность представления об объекте изучения. Точность и лаконичность математической речи способствует не только усвоению математических знаний, умению описать ход решения задачи, числового выражения, сознательному выполнению действий, но и обучает математическому языку. Грамотный математический язык является свидетельством четкого и организованного мышления.
Развитие математической речи обучающихся происходит на всех этапах процесса обучения. Наиболее важным из них является этап получения новых знаний. Построение любых математических высказываний учениками должно, в первую очередь, опираться на изученный ранее материал, без чего речь не может стать полноценной. Во-вторых, при этом ученик овладевает новой терминологией и математическим языком, что является важным условием развития математической речи, поскольку владение терминологией и математическим языком даёт возможность ученику понимать то, что говорит учитель, ученики, а также то, что написано в математической литературе.
В-третьих, при этом ученик овладевает логической структурой математических понятий, теорем, умозаключений.
Обозначу основные направления по развитию речевой культуры на моих уроках
Работа над звуковой стороной речи, которая сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических терминов и выразительного чтения любого задания.
Словарная работа, которая сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное, связное высказывание.
Формирование культуры математической речи, которое сводится к устранению грамматических и математических ошибок, употребления «лишних» слов, неправильного порядка слов в предложении.
Развитие связной математической речи, которое сводится к умению строить связные математические высказывания, логические объяснения. (Например, обосновать формулу площади прямоугольного треугольника. Обучающийся должен связать площадь прямоугольного треугольника с площадью прямоугольника и сделать вывод)
Реализация данных направлений возможна при использовании определенного содержания с применением основных видов работ и путей, ориентированных на критерии грамотной математической речи.
В своей работе с целью развития математической грамотности и культуры речи применяю следующие виды работ:
Математический диктант (задания по переходу от словесной записи к символической и обратно; Запись математического термина по его лексическому значению, например «Сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив прямого угла - )
Словарный диктант (правильное написание математических терминов)
Формулировка определений и теорем, доказательство теорем
Устная работа (устные ответы обучающихся)
Решение задач с комментированием ответов
Работа в парах (совместный поиск решения проблемы, обоснование, вывод)
Сообщение (выступление с докладом по теме урока)
Составление и отгадывание кроссвордов и чайнвордов по пройденной теме
Пути формирования и развития культуры математической речи обучающихся:
При проверке тетрадей (творческих работ, индивидуальных заданий) не только смотреть решение и ответ, но и исправлять орфографические ошибки
Творческие домашние задания: подготовить сообщение, доклад с использованием математических словарей, энциклопедий.
Ведение математических словарей (Для того, чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов не только сообщается, но и изучается происхождение термина, дословный перевод, научный смысл)
Слушая устные ответы обучающихся, анализировать не только что говорит, а правильность произношения терминов и определений, построение предложений
Оформление математических стендов в кабинете «Пишите правильно» ( например, «гипотенуза», «биссектриса»), «Говорите правильно» (например «километр», ударение на букву «е»)
Особая роль в развитии речевой культуры отводится работе с книгой, основные задачи которой, развитие техники чтения, пополнение словарного запаса, умение выделять в тексте главное, видеть непонятные слова, умение понимать математический текст, выделять в нём главные и опорные слова.
Оправдано применение других форм работы по развитию грамотности и культуры речи на уроках математики, таких как создание книжек-памяток, закладок с написанными терминами. Учащиеся 5-7 классов любят эту работу и с увлечением выполняют ее. В старших классах предлагается написать эссе, сочинения на тему: «Математика в жизни моих родителей», «Математика в моей будущей профессии», «Почему я люблю математику».
Таким образом, овладение математическими знаниями неразрывно связано с культурой математической речи. Данные формы и методы работы позволяют обучающимся воспринимать научно-учебную информацию, обобщать, сравнивать и делать выводы, что позволяет им быть успешным в учёбе, и жизни.




















Заявка
На участие в международной научно-практической конференции по проблеме
«Развитие смыслового чтения в условиях реализации ФГОС ОО»
Каменева Марина Александровна
МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.» Кетовского района, учитель математики, телефон 8(35231)44240, индекс 640000
Курганская область Кетовский район п. КГСХА д.7 телефон 8(35231)44240 e-mail
Тема «Развитие речевой культуры на уроках математики как средство восприятия учебной информации»
Г. Курган ул. Криволапова д.22 кв. 45 телефон 89638632328, e-mail [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15