Использование техники модерации на уроках истории как эффективное средство повышения качества образования и воспитания учащихся (на примере урока по теме «Натиск с Запада. Александр Невский»)
ГБПОУ «Арзамасский техникум строительства и предпринимательства»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Использование технологии модерации на уроках истории как эффективное средство повышения качества образования и воспитания учащихся
(на примере урока по теме «Натиск с Запада. Александр Невский»)
Подготовила
преподаватель
первой категории
Калинина Е.В.
Арзамас 2015
Инновационные методы в современном образовании
Российское образование вступило в новый очень важный период своего реформирования. Выпускник системы СПО должен обладать определенными качествами личности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы используя современные технологии, искать пути рационального их решения:
четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Среднее образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов.
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования XXI века.
Основными факторами и условиями определяющими эффективность выбранного учителем метода обучения являются:
Заинтересованность учеников изучения данного предмета;
Активная работа учеников во время урока и в неурочное время;
Понятие родителями и учениками необходимости изучения данного предмета;
Оснащенность ТСО учебного класса и умелое использование учителем этими средствами во время урока;
Доступность для учеников к информационным источникам;
Смена общественного устройства страны повлекла за собой переоценку целого ряда ключевых событий отечественной истории. На сегодняшний день в современном образовательном процессе приоритетную роль играют историко-обществоведческие и краеведческие предметы, так как именно они направлены на формирование всесторонних представлений об изучаемом предмете, на развитие умений и ценностных установок, необходимых для формирования исторического мышления, гражданско-патриотической самоидентификации личности и опыта жизни в поликультурном мире, формирование национально-государственной идеологии России.
Модерация как сопровождение коллективной
познавательной деятельности учащихся
Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего интернет-конференции. В Ватикане модератор был лицом, который указывал на самые существенные положения в речах папы. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.
В 1960-е годы модерация разрабатывалась как технология групповой работы, в которой с помощью различных рабочих техник создаются условия для принятия эффективного решения в группах специалистов различного профиля, с разной подготовкой, зачастую различными взглядами на рассматриваемую проблему, разного численного состава.
По мнению Г. Хаусманна и X. Штюрмера, в качестве обобщенной цели модерации может выступать организация групповой работы в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее участников.
Таким образом, модерация может пониматься как:
- направляемый структурированный процесс интеракции в группах с помощью вербализации и визуализации;
- активное участие всей команды в достижении конкретного результата.
Раскрывая суть процесса модерации, А.В. Петров указывает, что в основе модерации лежит использование специальных приемов, методов и техник, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих работника к принятию профессионально грамотного решения за счет реализации его внутренних возможностей.
Модерация групповой работы в большей мере направлена на раскрытие внутреннего потенциала участника. Она не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным. Функция модератора состоит в помощи обучаемому «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения.
Модерация имеет следующие характеристики:
- сосредоточена на конкретной проблеме;
- ориентирована не на конкуренцию, а на кооперацию;
- исключает формальный контроль и оценку;
- содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы;
- создает психологически комфортные условия для субъектов образовательной деятельности.
Важную роль в процессе групповой работы играет сам модератор. Содержание деятельности модератора напоминает собой деятельность наставника в процессе овладения участниками способами групповой работы. Модерация требует от ведущего сохранения нейтральной позиции, особенно недопустимы оценка и эмоциональная характеристика участников и результатов групповой работы, потому что они нарушают доверительную атмосферу процесса коммуникации. Модератор поощряет участников к сотрудничеству, задает интересные и мотивирующие вопросы и выстраивает обсуждение проблемы таким образом, чтобы тема групповой работы была фактически разработана. Важным моментом работы модератора является составление протокола групповой работы, в котором визуально отражаются процесс решения проблемы и наиболее значимые результаты групповой работы.
Модератор должен иметь знания в области модерации той или иной проблемы, но совсем не обязательно, чтобы он был высококвалифицированным специалистом, у которого заранее готово решение.
Модератор − авторитет процесса, а не содержания. Поэтому он должен обладать высоким уровнем социальной и коммуникативной компетенций: он должен легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать групповую динамику, управлять процессом межличностного взаимодействия.
Важным профессиональным качеством модератора является способность преодолевать фрустрации участников групповой работы, связанные с содержанием коммуникации и поведенческими реакциями партнеров по групповому взаимодействию. В ходе многочисленных и разнообразных заседаний группы у любого человека вырабатывается комплекс фрустраций, которые оказывают негативное влияние на результаты последующей групповой работы. Модератор должен знать типичные фрустрации, связанные сходом групповой работы. Именно поэтому в рабочей группе необходимы определенные правила коммуникации. Общие правила коммуникации выражаются в следующих требованиях к участникам группы:
- используй «Я-послание»;
- избегай общих фраз;
- ориентируйся на цель;
- умей слушать;
-будь активен в беседе;
- будь краток;
- осуществляй конструктивную критику.
Организация процесса принятия группового решения требует учитывать определенные закономерности. Феноменология совместного решения определяется факторами группового влияния, включающими в себя явления социальной фасилитации и ингибиции. В группах также может наблюдаться явление сдвига риска: участниками принимаются более рискованные решения, чем в ситуации индивидуального решения. Для явления групповой поляризации характерно разделение группы на подгруппы участников с разными мнениями относительно предполагаемого решения.
К переменным составляющим процесса принятия группового решения относится типология групповых задач. Наиболее обобщенная классификация групповых задач разработана Д. Хакменом и Ч. Моррисом. Данная классификация включает в себя следующие типы задач:
- продуктивные (их решение ведет к получению оригинальных, творческих продуктов, например, к генерированию новых идей);
- дискуссионные (требуют от членов группы дискуссии по поводу конкретного вопроса и выработки согласованного решения);
- проблемные (требуют выявления специфики процесса, развертываемого с целью решения некоторой проблемы).
Процесс модерации можно описать как последовательный ряд этапов.
На подготовительном этапе модератор должен в первую очередь ответить на ряд вопросов:
- Что знают участники о проблеме, вопросе, теме?
- Каковы могут быть ожидания, мотивация, намерения отдельных
участников и группы в целом?
- Каковы цели модерации, чего хотим достичь в процессе работы?
- Каковы ограничения в организации процесса?
- Как расположить группу: иерархически, функционально, по интересам, по видам деятельности, перемешать сложившиеся привычки расположения друг относительно друга?
- Что произойдет после модерации? Каков будет результат?
После этих размышлений можно приступить к написанию сценария.
Технологический этап модерации включает уже указанные выше фазы: становление благоприятного климата, выяснение потребностей группы, определение цели занятия, заявление, уточнение и формулировка проблемы, ее визуализация, организация группы в пространстве, расположение групп, организация сотрудничества, соревнования или конфликта как столкновения мнений. (При организации спланированного конфликта недопустим социальный, моральный ущерб). На фазе разработки темы происходит выделение аспектов, возможных решений, обсуждение критериев выбора решения, презентация решения.
На аналитическом этапе осуществляется оценка процесса взаимодействия (письменно, устно, с помощью шкал, например, оси климата и результата), оценка совместно достигнутого результата.
Использование технологии модерации на уроках истории
(на примере урока по теме «Натиск с Запада. Александр Невский»)
Как данную технологию можно применить на уроках истории? Рассмотрим на примере урока по истории России по теме «Натиск с Запада. Александр Невский»
Цели урока:
Познавательный аспект: Сформировать у учащихся представление о русском национальном герое, истинно христианском правителе, благоверном князе Александре Невском. Показать полководческий талант Александра Невского. Создать условия для осмысления выбора Руси между Востоком и Западом.
Развивающий аспект: Способствовать развитию умений извлекать информацию, навыков работы в группах, развивать универсальные учебные действия: способность осмысленного чтения и рефлексии письменных текстов, использование содержания текста для обогащения своих знаний и применения этих знаний на практике.
Воспитательный аспект: На примере деятельности князя раскрыть смысл чувств патриотизма, гражданственности и уважения к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям. Показать историческое значение победы русского войска под предводительством Александра Невского в сражениях на реке Неве и Чудском озере.
Классификация урока в системе образовательных мероприятий: комбинированный урок (Раздел IV, урок 36). Урок с использованием АМО и технологии модерации.
Организация урока:
1 фаза – инициация. Эта фаза знакомства учитель-ученик-предмет. При знакомстве учитель проводит мини – презентацию темы урока, в целях активизации учеников к познавательной деятельности.
Метод «Приветствие»
Цель: создание доброжелательной атмосферы и симпатии.
Группы: все участники.
Проведение: упражнение проводится в кругу, все участники разбиты на пары. Педагог обращается к участникам с вопросом о роли общения в жизни человека, что необходимо, чтобы общение приносило пользу и радость. Затем педагог предлагает вспомнить, как приветствуют друг друга люди разных народов (латиноамериканцы, индийцы и т.д.) и выполнить соответствующие жесты. Упражнение заканчивается обсуждением о том, что могут обозначать эти жесты приветствия (необходима информация учителя, если дети не знают)
2 фаза - вхождение или погружение в тему (формулировка целей урока совместно с учащимися). Основная задача для учителя - построить логическую цепь изучаемых тем по предмету и провести параллель с другими предметами, изучаемыми школьниками. Здесь главное для учителя - заинтересовать ученика к изучению данной темы и о возможности применения знаний по данной теме на других уроках.
Метод «Давайте вспомним» (работа в группах)
Учитель: Давайте вспомним, какие события произошли на Руси в середине 13 века.
Работа в группах:
Группа 1.
Нанесите на карту условные обозначения, показывающие вторжение захватчиков с востока на Русь в XIII в.
Группа 2
Что означают эти слова и картинки к ним (баскак, выход, ярлык, пайцза, улус, Золотая орда)
Группа 3.
Расставьте в хронологической последовательности события (битва на Калке, захват монголо-татарами Киева, разорение Рязани Батыем, избрание главой монгольского государства Чингизхана). Карточка с заданиями.
По истечении 5 минут член группы представляет ответ. Учитель оценивает выступление команды по бальной системе. Критерии оценки описаны в выданной группе карточке с заданием.
Далее – переход к новой теме.
Пример – изучение темы «Экспансия с Запада». На экране демонстрируется фрагмент фильма «Александр Невский» (1938). Ученикам учитель задаёт вопрос:
«О ком этот фильм?», «Где ты еще мог слышать об этой исторической личности?», «О каких исторических событиях?».
3 фаза - формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока). Цель: выяснить ожидания обучающихся.
Метод «Информационный садовник»:
Заранее готовятся два больших плаката, с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Слива». Ученикам раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и сливы. В начале урока предлагаю ученикам попробовать более четко определить, что они уже знают об этом историческом герое, а что хотят узнать. Свои выводы ученикам предлагается записать на яблоках (знают), а отрицательные – (хотят узнать) – на сливу. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания «плюсов и минусов» можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги анализа.
4 фаза - интерактивная лекция (передача и объяснение информации). Цель: сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления для дальнейшей работы на уроке.
Метод «Кластер»
1.Учитель в ходе лекции представляет основные мысли на доске, используя подготовленную презентацию, комментирует новую информацию.
5 фаза - проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
Работа в группах:
Прочтите текст и ответьте на вопросы:
Невская битва 1240, битва между русскими и шведскими войсками на р. Неве 15 июля. Целью вторжения шведов был захват устья р. Невы и г. Ладоги, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки» , находившимся под контролем Новгорода Великого. Получив известие о появлении шведов под командованием зятя короля Эрика XI Биргера, новгородский князь Александр Ярославич, не ожидая подхода всех своих сил, двинулся вниз по р. Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан; к этому времени шведы с союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья р. Ижора. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага; только наступление темноты прекратило битву и позволило спастись остаткам войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. В Н. б. особенно отличились Гаврила Олексич, Збыслав Якунович, Яков Полочанин и др. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Военно-политическое значение Н. б. состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции.
Группа 1. Какие цели ставили перед собой немецкие рыцари?
Группа 2. Почему войско князя Александра Ярославича победили в битве?
Группа 3. Какое значение имела эта победа?
6 фаза - эмоциональная разрядка (разминки).
Цель: снять напряжение и усталость; привить навыки здорового образа жизни.
Физкультминутка
Давайте устроим переменку и выполним упражнения. (Упражнения можно придумать самим) – 1 мин
7 фаза - подведение итогов (рефлексия, оценка урока).
Метод « Закончи предложение…»
Цель: дать возможность обучающимся выразить свое мнение по уроку и вспомнить основные этапы урока.
Учитель предлагает обучающимся вернуться в начало урока, на этап формирования ожиданий и опасений. Дети отвечают на следующие вопросы:
На уроке я Оцените свою работу по 5-бальной шкале
Имею все необходимые учебные принадлежности В группе только слушал В группе активно исках ответы на вопросы Отвечал устно по теме домашнего задания Помогал учителю заполнять кластер Отвечал устно по тексту Общее кол-во баллов: На уроке: - я узнал, что
- было интересно
- я понял
- меня удивило
Учитель анализирует ответы обучающихся и делает вывод, на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
Домашнее задание:
Параграф 23, с. 144-145, учить, отвечать на вопросы 2,3,4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреас Эдмюллер, Томас Вильгельм. Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров.- М.:Изд-во «Омега-Л», 2007.
Лазаренко И. Модерация - инновационный проект(результаты международного сотрудничества в области повышения квалификации), ОБЩЕСТВО "ЗНАНИЕ" РОССИИ, 2004.
Плаксина, И. В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании : метод. пособие / И. В. Плаксина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 163 с.