Статья на тему: Формирование лексических навыков на уроках английского языка


Статья на тему:
«Формирование лексических навыков на уроках английского языка»
Учитель английского языка
Макаревич Валерия Андреевна
Одной из наиболее важных проблем в обучении иностранному языку является изучение лексики. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Лексика придает высказыванию конкретный смысл. Слова постоянно находятся в динамичном состоянии и постепенно пополняют язык. Технологии, наука, культуры других народов очень влияют на лексику, и в настоящее время информационные технологии способствуют развитию лексического запаса.
По степени употребительности лексику можно разделить на две части: активную и пассивную.  Активный запас – это слова, которые употребляются в любой обстановке общения, в своей речи, а пассивный запас лексики – это слова, которые употребляются в речи достаточно редко, однако присутствует понимание значения этих слов (архаизмы, историзмы, неологизмы). Из этого следует, что лексический минимум по иностранному языку должен включать две части: активную и пассивную лексику. Наукой установлено, что активный минимум должен быть в 2,5 - 3 раза меньше пассивного.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, формирование и совершенствование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и, поэтому составляют один из основных компонентов содержания обучения иностранному языку.
На этапе первичной тренировки учащихся в её усвоении должны быть решены по крайней мере три задачи. Требуется обеспечить:
правильность и точность восприятия школьниками образа слова, установление прочной связи между образом и значением;
правильную локализацию слова в памяти ученика на основе привлечения информации о других словах родного и иностранного языков;
правильное и разнообразное комбинирование новых лексических единиц с другими, уже известными ученикам словами иностранного языка.
Выполнению  важных методических задач, таких как создание психологической готовности детей к речевому общению; обеспечение естественной необходимости многократного повторения учащимися лексического материала; тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи  вообще, способствуют различные устно-речевые упражнения, в частности, игра.
Применения игр — эффективный способ повторения языковых явлений. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
В основном, новая лексика всегда идет в начале темы и чтобы ее проработать именно на начальном введении новых слов, учитель должен построить урок так, чтобы учащиеся имели возможность как можно больше повторить новые слова, прослушать, воспроизвести в речи и закрепить лексическими упражнениями.
Лексическая правильность иноязычной речи выражается, прежде всего, в правильном словоупотреблении, т.е. в сочетании слов изучаемого иностранного языка по его нормам.
Учитель должен обладать и способностью к творческой деятельности. Ведь именно благодаря интересному и правильно спланированному уроку, учащиеся стремятся развить свой словарный запас, стремятся говорить на иностранном языке. Возможность изучать новый лексический материал в ситуациях общения дают игровые методы, способствующие повышению мотивации к изучению иностранного языка. Главная задача учителя состоит в том, чтобы добиться полного освоения учащимися программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного и пассивного словарного запаса на среднем и младшем этапах обучения.