Внеурочная деятельность в рамках стандартов второго поколения
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В РАМКАХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Внеурочная деятельность в начальной школе организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника в разнообразных развивающих средах.
Планирование внеурочной деятельности начинается от результата – конкретного универсального учебного действия (УУД). Нужно помнить, что:
· внеурочная деятельность не может быть внеучебной,
· формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД,
· содержание занятий по программе должно быть ориентировано на формирование, закрепление УУД
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, совершенно иным взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов таких, как ценности, ориентиры, потребности, интересы человека, значимость внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих личных интересов и возможностей.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и позволяет решить целый ряд очень важных задач:
· обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
· оптимизировать учебную нагрузку;
· улучшить условия для развития ребенка;
· учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность может организовываться в различных формах:
· школьные научные общества;
· исследования;
· конференции;
· экскурсии;
· кружки;
· секции,
· круглые столы.
В рамках предмета «Информатика и ИКТ» я веду курс внеурочной деятельности «ИнфоЗнайка» в 1-3 классах, предназначенный для работы с детьми, которые хотят не только рисовать, набирать текст на компьютере, а желающими реализовать свои творческие способности, утвердиться в каком-либо деле. «ИнфоЗнайка» рассматривается как курс, развивающий знания школьников в области информационно-коммуникационных технологий.
Выполняя практические задания, учащиеся развиваются, создают сами творческие проекты. В процессе создания творческих работ учащиеся смогут освоить работу с дополнительным оборудованием: сканером, микрофоном; научатся быстро ориентироваться в системе, приложениях и программах, научатся работать с цифровыми фото и видеокамерами. Работая над мультимедийными проектами и представляя их, используя видеопроектор дети освоят новейшие технологии.
Актуальность данного курсазаключается в реализации системно - деятельностного подхода на практике, что позволяет сформировать ИКТ - компетентности, которые являются фундаментом для формирования универсальных учебных действий. Тем самым позволяет раскрыть особенности каждого учащегося, почувствовать себя более успешными. Курс направлен на освоение умений работать с информацией (сбор, получение, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ (текстовые и графические редакторы, видеоредакторы и др.). Программа курса позволяет осуществлять проектный подход к занятиям, а также объединять на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир.
Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск. Подталкивает на создание работ воспитывающего характера, создание проектов, которые можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и т.д., учит детей обсуждать проекты, работать в коллективе (прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свое мнение), учит находить и использовать в своей работе необходимую информацию.
В основу программы внеурочной деятельности «ИнфоЗнайка» положены такие принципы как:
Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей обучаемых).
Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Занятия по данному курсу направлены на достижение следующих целей:
· овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
· развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
· освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
· формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
· воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
· практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
· воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
В качестве основных задач на занятиях ставится:
· освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида;
· создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
· создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
· создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Дети с большим удовольствием посещают курс. Посещение всех 10 часов внеурочной деятельности каждым ребенком не является обязательным: учащиеся и их родители выбрали те направления деятельности, которые им наиболее интересны.
В качестве показателей успешной внеурочной деятельности педагога может быть рассмотрено физическое здоровье ребенка, его психическое равновесие, адекватная самооценка, осознание выпускником школьных лет как события в жизни. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность сочувствовать как людям вообще, так и конкретным людям, среди которых он живет.
Обогащение внеурочной жизни школьников: путь к успеху каждого. Не все ученики должны быть «отличниками» в учебе.
Как говорила Королева из сказки Л. Кэррола «Алиса в стране чудес»: «Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»
Список использованных источников
1. Булин-Соколова Е. И., Рудченко Т. А., Семенов А. Л., Хохлова Е. Н. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам)
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Серия «Стандарты второго поколения»)