Презентация к итоговому педсоветуСистемно- деятельностный подход в обучении как организация перехода на стандарты второго поколения


Педсовет:Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОСМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Сладковская средняя общеобразовательная школа»2013-2014 учебный год Составитель: Сабурова С.А. Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно - деятельностного подхода в обучении.Задачи: 1). Обсудить деятельность педагогического коллектива  в условиях обновления содержания системы образования;2). Обобщить и систематизировать теоретические положения о системно - деятельностном подходе в обучении;  3). Выявить опыт работы педагогов по применению системно-деятельностного подхода в обучении;  4. Выработать рекомендации.   Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…А. Дистервег,немецкий педагог-демократ XIX в., последователь Песталоцци В чём инновационность ФГОС ?1. Идеология образования на ступени обучения;структура требований к ООП (три Т);содержание ФГОС НОО, ООО.2. Стандарт включает в себя следующие требования к :-результатам метапредметным, предметным;-структуре ООП;-условиям реализации ООП, в том числе кадровым,финансовым, материально-техническим, учебно-методическим, информационным. Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программыМетапредметныеЛичностныеПредметныеОсновы системы научных знаний.Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знанияУсвоенные межпредметные понятия и УУД.Управление своей деятельностью, самостоятельность.Речевая деятельность, навыки сотрудничества.Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д. Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образованияОбеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Работа в группахНарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите вид деятельности ученика в школе. Теперь разделите каждый лучик на 10 баллов и отметьте на каждом, на сколько баллов ученик занимается тем или иным видом деятельности. Работа в группахСистемно-деятельностный подход- это… Работа в группах Работа со справочным материалом 1.ключевые слова, словосочетания__________________________;2.ключевые предложения______________________________3.ключевая мысль текста___________________________________; Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действиеКак учить?обновлениесредствобученияРади чегоучить?ценности образованияЧему учить?обновлениесодержанияСистемно-деятельностный подходВектор смещения акцентов нового стандартаОсновной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подходаЛ.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевД.Б. ЭльконинП.Я. ГальперинВ.В. Давыдов ДеятельностьМотивацияПробное действиеЗатрудне-ниеРеализация проектаСамо-контрольСамо-оценкаСтруктура деятельности согласно методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон) Технология деятельностного методаЭтапы урокаОрганизующая роль учителя1Мотивация к учебной деятельностиСоздают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).2Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.3Выявление места и причины затрудненияОрганизует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.4Построение проекта выхода из затрудненияОрганизует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. 5Реализация построенного проектаОрганизует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.6Первичное закрепление с проговариванием во внешней речиОрганизует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).7Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуОрганизует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. 8Включение в систему знаний и повторениеОрганизует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.9Рефлексия учебной деятельности.Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. Карта анализа урока в системно- деятельностном подходеПараметрыКритериибаллы1231.Мотивация1 уровеньЭмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)12 уровеньЭмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др)23 уровеньЭмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал)32.ЦелеполаганиеЦель урока определяется учителем1Цель урока согласуется в обсуждении с учениками2Оформляются несколько целей урока (учителем- для себя, учениками- для себя)33.Характер учебных заданийРепродуктивный (выполнение по образцу)1Репродуктивный с включением самостоятельной работы2Поисковый, творческий34.Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика деятельности учащихся на урокеУченик:-принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;-принимает цели и задачи, поставленные учителем;-использует предложенный алгоритм действий;Использует предложенные ресурсы1111Ученик:-принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;-ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели;-выбирает алгоритм решения задач из предложенных алгоритмов;-выбирает необходимые ресурсы;-самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий.12233Ученик:-самостоятельно выявляет и формулирует проблему;-ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты;-создаёт алгоритм действий;-находит ресурс для выполнения действий;-соотносит запланированный и полученный результат;-планирует свою дальнейшую деятельность.333333 5.Формы освоения урока-самостоятельная;-работа в парах;-работа в группах;-индивидуальная;-фронтальная;112336.Методы, используемые на уроке-исследовательский;-проблемное изложение;-репродуктивный;-эвристический;-объяснительно- иллюстративный;11223337.Применение инновационных технологий (эффективность применения)-ИКТ;-проектная деятельность;-технология достижения прогнозируемых результатов;-Технология продуктивного чтения;-Проблемно- диалогический урок;-исследовательская3333338.Коммуникация учащихсяСоблюдает речевые нормы и процедуру работы в группе1Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе.2Используют средства письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией39.Формирование УУДВо время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем;1Как учитель работает над формированием УУД.123Активное объяснение материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы3Оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся. Объяснение материала носит проблемный характер23 10.Организация обратной связи на урокеОбратная связь на уровне контроля:Учитель спрашивает - ученик отвечает.Отношения на уровне «субъект-объект» (учитель учит ученика)1Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п.), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне «субъект- объект/субъект». При организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися.2Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей как учителя, так и учеников. Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности.311.Система оценивания достижений учащихсяСамооценка учащихся на основе словесной характеристики1Включение учащихся в обсуждение ответа2Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку.312.РефлексияУченики высказываются по поводу результата урока1Ученики оценивают результат и процесс деятельности2Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности313.Результативность урокаРезультаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем1Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками2Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза314.Домашнее заданиеЗадания, подобные классным. Объём не более 25-30% от классной работы1Задания, дифференцированного характера. 2Контекстные задания, для решения которых необходима информация. 3ИТОГО БАЛЛОВ: ТехнологииТехнология, основанная на создании учебной ситуации Технология проектного обучения ТРКМИнформационно- коммуникационные Технология проблемно- диалогического обучения Технология прооблемно- диалогического обучения Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания вместе с детьми.// Начальная школа: плюс-минус. 1999. №№ 5,6,7,8Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра.// Начальная школа плюс до и после. 2005. № 6. С.33-35.Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог.// Начальная школа плюс до и после. 2008. № 8. С.3-8.Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя.// Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3. С.48-49 Школа 2100 Проект решения педагогического совета1. Всем педагогам активизировать работу по самообразовательной деятельности, посещая уроки коллег с целью изучения опыта реализации СДП.2. Использовать теоретические знания и опыт работы коллег для активизации применения системно - деятельностного подхода в учебном процессе.4. Разместить материалы на школьном сайте об использовании СДП в обучении и воспитании.3. Продолжить изучение новых педагогических технологий: Технологии творческих мастерскихТехнологии «Образ и мысль»Технологии «Кейс - стади» (Case study)Технологии проблемно – диалогического обученияТехнологии продуктивного чтения (подготовка к ЕГЭ)