Программа внеурочной деятельности по математике курс «Наглядная геометрия» Общеинтеллектуальное направление. Класс: 6













Программа внеурочной деятельности
по математике

курс «Наглядная геометрия»


Общеинтеллектуальное направление.

Класс: 6

Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю: 1


Разработана Куляпиной С.Н.
г.о. Тольятти










Составлена на основе Д.В. Григорьев Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор :пособие для учителя/ Григорьев Д.В., Степанов П.В. – М.: Просвещение, 2010.


Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального среднего образования и сборнике заданий для развития познавательных способностей учащихся 5 – 8 классов.
Актуальность программы
Необходимость включения во внеурочную работу по математике всех учащихся обусловлена повышением интереса учащихся к школьному курсу математики. Необходимость массовой внеурочной работы по математике с учащимися вызвана еще и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Внеурочную работу рассматривают как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Необходимый набор знаний достигается непосредственно через содержание заданий.
Наиболее целесообразной формой работы для шестиклассников являются математические занятия, которые вооружают учеников практическими навыками, обогащают их теоретическими и историческими сведениями. Возрастными особенностями школьников диктуется соблюдение такого требования, как привлечение занимательности. Целесообразно использование ребусов, дидактических игр, викторин, загадок, задач-шуток и т.д.
Курс «Наглядная геометрия» рассчитан на 34 часа; в неделю 1 часа (34 учебные недели).
Данный курс направлен на развитие познавательных способностей учащихся 6 классов, направлен на формирование универсальных учебных действий на основе предметно – ориентированного тренинга.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных знаний, позволяет вызвать у школьников интерес к математике. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса к процессу и содержанию деятельности.


Цели и задачи программы
Цель курса: всестороннее развитие геометрического мышления учащихся с помощью методов геометрической наглядности .
Задачи курса:
Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
Освоение эвристических приемов рассуждений;
Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
Формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Развитие памяти, личностной сферы.

Системно - деятельностный подход.

В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;

Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

Планируемые результаты освоения программы «Наглядная геометрия»

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Привлечение родителей к совместной деятельности .

Компетенции, которые должны освоить занимающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.

развитие основных мыслительных способностей учащихся;
развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
развитие речи;
становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
высокая степень познавательной активности учащихся;
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений; формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Основные направления содержания программы
Учебно-тематический план




Содержание
Кол-во часов


Вводное занятие
1


Разрезание и складывание плоских фигур
4


Точки и ломаные
1


Сложи квадрат
1


Упражнения со спичками
2


Отрезок. Графики
1


Задачи с возможными жизненными ситуациями
1


Площади комбинированных фигур
1


Равные фигуры. Деление треугольника на равные части
1


Комбинированные фигуры. Вычисление площади комбинированной фигуры
1


Конструирование фигур из прямоугольных параллелепипедов. Вычисление объемов этих фигур
2


Мозаики. Головоломки Сома
1


Полимино
2


Иллюзии зрения
1


Задачи комбинаторной геометрии. Покрытия и разрезания
1


Введение в топологию. Лист Мебиуса
1


Зашированная переписка
1


Осевая симметрия
2


Центральная симметрия
2


Орнаменты
1


Секреты квадрата и куба
2


Координатная плоскость
3


Задачи, головоломки, игры
1


Для реализации программы необходима материально-техническая база:
Учебные пособия:
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации;
образовательные ресурсы сети Интернет.

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

Список используемой литературы для составления программы.
Шубаева Н. И. «Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности». Разработана с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В.Степанова; М., Просвещение, 1995.
Доржиева Л.А. , Стромилова Л.М. «Организация внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС» М., Просвещение, 1995.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия». – М., Дрофа, 2012.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку. – М., Просвещение, 1995.
Фотина И.В. «Введение в геометрию», г. Волгоград, «Учитель», 2010.



Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.

№ занятия.
Тема, название занятия.
Формы организации внеурочной деятельности.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Формируемые умения.

1.
Вводное занятие.
Беседа.
Решение задач.
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Осуществление взаимного контроля и оказывание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.
Формирование интереса к изучению геометрии.


2-5
Разрезание и складывание плоских фигур
Беседа, работа с демонстрационным материалом. Решение задач.
Совместная работа по принятию и осмыслению цели предстоящей деятельности в постановке учебных задач.
Участие в диалоге. Установление причинно-следственных связей.
Развивать логическое и образное мышление.

6.
Точки и ломаные
Беседа.
Решение задач.
Совместная работа по принятию и осмыслению цели предстоящей деятельности в постановке учебных задач.
Установление причинно-следственных связей.
Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать

7.
Сложи квадрат
Беседа.
Решение задач.
Совместная работа по принятию и осмыслению цели предстоящей деятельности в постановке учебных задач.
Обсуждение проведенных занятий, личного участия каждого ученика.

Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать

8-9
Упражнения со спичками
Решение проблемных задач

Использование проблемных ситуаций.
Установление причинно-следственных связей.
Формирование пространственных представлений и пространственного воображения

10.
Отрезок. Графики
Практикум.

Организация практической работы
Применение на практике теоретических знаний.
Формирование адекватной самооценки учащихся.

11.
Задачи с возможными жизненными ситуациями
Беседа. Решение проблемных задач.
Совместная работа по принятию и осмыслению цели предстоящей деятельности .
Осмысление и принятие цели предстоящей деятельности в постановке учебных задач.
Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных

12.
Площади комбинированных фигур
Беседа. Решение задач.

Организация беседы.
Осмысление и принятие цели предстоящей деятельности в постановке учебных задач.
Развивать логическое и образное мышление.

13.
Равные фигуры. Деление треугольника на равные части
Решение задач на построение.
Организация практической работы
Применение на практике теоретических знаний.
Развивать логическое и образное мышление.

14.
Комбинированные фигуры. Вычисление площади комбинированной фигуры
Решение задач на построение.
Совместная работа по принятию и осмыслению цели предстоящей деятельности .
Осуществление взаимного контроля и оказывание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.

Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

15-16
Конструирование фигур из прямоугольных параллелепипедов. Вычисление объемов этих фигур
Решение задач.

Использование игровых технологий.
Установление причинно-следственных связей.
Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

17.
Мозаики. Головоломки Сома
Беседа. Решение задач.

Использование игровых технологий.
Осмысление и принятие цели предстоящей деятельности в постановке учебных задач.
Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

18-19
Полимино
Беседа. Решение задач.
Использование игровых технологий.
Применение на практике теоретических знаний.
Развивать логическое и образное мышление.

20.
Иллюзии зрения
Беседа.
Организация беседы.
Установление причинно-следственных связей.
Формирование пространственных представлений и пространственного воображения

21.
Задачи комбинаторной геометрии. Покрытия и разрезания
Беседа. Решение задач.
Организация беседы.
Осмысление и принятие цели предстоящей деятельности в постановке учебных задач.
Развивать образное мышление.

22.
Введение в топологию. Лист Мебиуса
Беседа. Решение задач.
Организация беседы.
Установление причинно-следственных связей.
Формирование пространственных представлений и пространственного воображения

23.
Зашифрованная переписка
Беседа.
Использование проблемных ситуаций.
Осуществление взаимного контроля и оказывание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи
Развивать логическое и образное мышление.

24-25
Осевая симметрия
Беседа. Решение задач на построение.
Организация беседы.
Осмысление и принятие цели предстоящей деятельности в постановке учебных задач.
Развитие основных мыслительных способностей учащихся

26-27
Центральная симметрия
Беседа. Решение задач на построение.
Организация беседы.
Применение на практике теоретических знаний.
Развивать логическое и образное мышление.

28.
Орнаменты
Беседа. Решение задач на построение.
Организация практической работы
Применение на практике теоретических знаний.
Становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля

29-30
Секреты квадрата и куба
Беседа. Решение задач на построение.
Использование проблемных ситуаций
Активное взаимодействие со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний.
Формирование пространственных представлений и пространственного воображения

31-33
Координатная плоскость
Беседа. Решение задач на построение.
Использование проблемных ситуаций
Установление причинно-следственных связей.
Развитие различных видов памяти, внимания и воображения

34.
Задачи, головоломки, игры
Практикум.
Использование игровых технологий
Активное взаимодействие со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний
Становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
высокая степень познавательной активности учащихся;


13PAGE 15


13PAGE 14215










15