Выступление на педсовете по теме: Работа по ФГОС второго поколения в начальной школе

Работа по ФГОС второго поколения в начальной школе.

В этом учебном году я набрала 1 класс и поэтому по ФГОС второго поколения я работаю первый год. Прежде чем приступить к этой работе, поставила вопрос: что нового будет в моей работе? В чем принципиальное отличие от того, чем я занималась раньше?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
Главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться, то есть не просто дать ученику новые знания и умения, а научить применять их в урочное и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.
На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов не претерпели серьезных изменений. Изменился подход к их изучению. Мы должны научить ребят свободно пользоваться полученными знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять их в жизни.
Внедрение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа. Но ее конечный результат, я уверена, принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное, объединяя усилия ОУ, УДО и социума, мы вырастим образованного и достойного человека.
Поэтому в качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД) - это умение учиться, умение организовать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Кроме того должны быть учтены личные результаты. К ним прежде всего относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе - добро, мир, справедливость, терпение.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в новых стандартах определены результаты воспитания: чувство патриотизма, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина.
Новым направлением в учебном процессе является внеурочная деятельность - это возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на всестороннее развитие ребенка: краеведение, конструирование, экскурсионнная программа, театральная студия, изостудия и т. д. Что очень порадовало родителей.
Еще одной из отличительных черт новых стандартов является расширение общественного участия родителей в жизни школы. Родители получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и более активно вовлекаться в управление школой.
Хотелось бы обратить внимание на то, что центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика не только на муниципалитет и образовательное учреждение, но и в равной степени на семью.
Перед всеми нами остро стоит вопрос: как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования. А перед учителями начальных классов еще и вопрос: как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности.
Встал этот вопрос и передо мной. Как мои малыши адаптируются (привыкнут) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям?
Значение этого периода настолько велико, что от благополучности его протекания зависит не только успешность в учебе, его отношение к школе, но и здоровье ребенка.
Проблема адаптации детей к школьной жизни сегодня стала наиболее актуальной, так как новый стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности школы.
Что же нужно для организации благоприятной адаптационной среды бывших дошкольников, а сегодня - первоклассников?
- правильная организация режима дня;
- оздоровительно-профилактическая работа (с детьми и родителями);
-правильная организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
- организация внеурочной деятельности;
- изучение социально-психологической адаптации детей к школе
Для лучшего протекания этого периода в 1 классе введен ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки.
Форма проведения уроков чаще игровая.
Физкультминутки - два раза за 35 минут урока.
Во избежание перегрузки введены дополнительные(февральские) каникулы (Надо сказать, что с введением дополнительных каникул заболеваемость детей в 1 классе заметно снизилась.) Тогда как для остальных учеников начальной школы третья четверть - очень длинная и утомительная, что влечет за собой повышение заболеваемости детей. (В этот период мы почти всегда на карантине.)
Не могу не сказать о функциональной готовности детей к школе. Здесь нам очень помогают подготовительные курсы.
Решаются две сложнейшие задачи:
- введение ребенка в новую систему отношений;
- введение в новые учебные предметы.
В это время происходит освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. Только после этого первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.
Конечно же, очень важную роль в этот период играет учитель. Ведь мы общаемся с детьми каждый день. Важно не просто проводить занятия, а правильно их проводить. Иметь доверительные отношения с каждым ребенком (это очень важно), в нужный момент поддержать и поговорить, помочь, если что-то не получается, заинтересовать ребенка.
Очень многое зависит и от других детей. Если дети общаются, дружат, помогают друг другу, значит и адаптация у них пройдет быстрее. А если кого-то невзлюбили - этому ребенку адаптироваться будет гораздо сложнее. Ему нужно обязательно помочь.
В этот период дети могут быть шумными, крикливыми, могут отвлекаться на уроках, даже могут вести себя развязно с учителем: дерзить, капризничать.
Некоторые дети кроме себя никого не видят. Они говорят и делают что хотят и когда хотят. Они говорят родителям, что их не спрашивают, даже если их спрашивают на каждом уроке.
Другие наоборот очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, при малейшей неудаче плачут.
У некоторых детей (со слов родителей) нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, книгам, играм для очень маленьких детей. Значит эти дети особенно нуждаются в нашей помощи и поддержке, так как чувствуют себя совсем маленькими и беспомощными.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Такие дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
На мой взгляд, очень важно с первых дней обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса в широком смысле этого слова. Тогда они не скажут, что "школа должна", или "школа виновата", а будут нашими единомышленниками.
А нам в первую очередь нужно начать с себя. Нужно поддержать малыша и помочь ему. Ведь ему сейчас трудно, как никогда. Школа - это его первый шаг во взрослую жизнь. И то, как мы к нему отнесемся, отразится в последующем на его жизни, судьбе, семье и карьере. Если ребенку изначально будет тяжело в школе, со сверстниками, близкими, тогда и во взрослой жизни он будет ожидать подвоха. Ребенок будет с трудом доверять людям, тяжело адаптироваться к рабочему месту, новому месту жительства. Давайте не будем жалеть времени, сил и терпения на своих учеников, и не будем думать, что за нас это сделает кто-то другой!
А еще я хочу вам напомнить 3 составляющие педагогического успеха: любовь к детям, знания и творчество. Я вам всего этого желаю!

15