Реализация ФГОС второго поколения на урока русского языка и литературы в 5 классе


Муниципальное образовательное учреждение
«Рыбачьевская школа»
Реализация ФГОС «второго поколения»
на уроках
русского языка и литературы в 5 классе
Учитель русского языка и литературы Факидова С.Э.
Заседание педагогического совета _____________
             С 1 сентября 2015 года наши пятиклассники обучаются в основной школе по программам, составленным на основе ФГОС «второго поколения». Что это означает?
        В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной  личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?»
            Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
 •  анализировать свои действия;
 • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
 •  отличаться мобильностью;
 •  быть способными к сотрудничеству;
 •  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
              .  Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык — это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.
 
В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
             
                             
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению».  Ян Амо́с Ко́менский чешский педагог-гуманист, основоположник научной педагогики.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.  
На уроках русского языка и литературы в 5 классе, в условиях введения ФГОС нового поколения,  я включаю следующие шесть  основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня являются:- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;- технология развития критического мышления через чтение и письмо
-проблемное обучение
- игровые технологии;- здоровьесберегающие технологии.
Как сам урок, так и подготовка к нему у меня состоит из шести шагов.
1. Определение нового. Я четко определяю, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..2. Конструирование проблемной ситуации.
 Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цели, я должна четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.
Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением».
-Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога я подвожу учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  
-Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения я должена добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
3. Планирование действий. 
Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.  При подготовке к уроку предусматриваются возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, я планирую применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или  выполнения ряда заданий по изученному материалу
4. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо:
1. сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;
2.выбрать такие источники  получения необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком)
3. необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы.
5. Планирование результата. Здесь я продумываю выражение для решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6.  Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
  Виды работы, которые я использую на уроках русского языка и литературы в 5 классе, по ФГОС:
технология развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю :- дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету: урок- путешествие, заседание, конкурс, игра, экскурсия и т.д., вызывая удивление, такой урок активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, они быстро включаются в процесс, создается положительный настрой у всех учащихся.
Создание проблемной ситуации.
С помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:
1. Самостоятельный поиск новой информации.
2. Самостоятельная работа с учебником.
3. Овладение навыком решения задачи.
4. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
5. Развитие личностных качеств.
6. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
7. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
Пример:
Обращение к заранее записанным на доске словам:
Прибежать, привязать, прервать, прекрасный, приоткрыть, пришкольный, пребольшой, преувеличить.
1. При помощи каких приставок образованы эти слова? (ПРИ- и ПРЕ-).
2. Исходя из этой записи, к какой группе приставок мы отнесём приставки при- - пре-?
(К изменяемым, потому что есть два варианта написания приставки).
3. Зависит ли написание приставок при- - пре- от каких- либо внешних условий? (Нет, не зависит).
4. А почему тогда в одних словах мы пишем приставку при-, а в других – пре-? От чего же зависит написание этих приставок?
(Дети встают перед конкретным затруднением, поскольку имеющийся у них запас знаний не позволяет им ответить на этот вопрос).
5. Работа с таблицей значений приставок
3. Часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты, и задание по типу «найди лишнее», которое прививает умение синтеза и осмысления информации.
4. Работа в парах ребятам очень нравится.
Традиционно в начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений, мини-сочинений.
В начале урока можно провести взаимодиктант (по следам сделанных в тетради ошибок). После изучения какой-либо большой темы или раздела, каждый ученик составляет «карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.
5.В устной работе я использую такие виды заданий: взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски.
На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры.
6.В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Заранее говорится, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…».
Очень помогает работа в парах при написании сочинений. При чтении своего или чужого сочинения вслух легко заметить речевые неточности, стилистические ошибки: что-то сам ученик исправит, а что-то сосед увидит, поможет переделать.
Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки пользуются особым успехом у ребят.
Мне очень нравится (да и детям тоже) игра «Эстафета». С последней парты передается листок, на который по цепочке нужно написать примеры на правило. Выигрывает та команда, которая первой передаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах .После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.
Закрепляя изученное, группы составляют коллективный текст с использованием слов – исключений, вводных слов, обращений или пишут письмо соседней группе.
«Рассказ правила по цепочке». Условие – соблюдать логику изложения.
Победит та команда, которая даст самый логичный и полный ответ.
Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам.
Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета,
«Подбери пару», «Из двух - третье», «Вырасти дерево» и т.д.
Например, при изучении темы «Словообразование» группы получили карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д.      Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает та группа, которая сделает это быстрее 
( «пол»  «оса»,     «яр»  «марка» ).    Можно усложнить это задание: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, попробуйте образовать новое.   (  «боб» + «уста» = суббота,    «ива» + «карп» = крапива). Благодатный материал для групповых игр дает «Лексика» и «Фразеология». Это и шарады, анаграммы, «Спрятанные слова» «Звездный час», кроссворды, чайнворды.  
Ученики дома готовят вопросы для другой группы и задают их на уроке. Если ответа нет, то отвечает та группа, которая задала вопрос.
Возможна и такая форма, как урок – прессконференция. Выбираются наиболее знающие учащиеся. Остальные (в роли журналистов) задают им вопросы потруднее, да и отличникам скучать не приходится – нужно проявить свои знания, эрудицию, смекалку.
Часто ребята занимаются проектной деятельностью – развивают кругозор и умение работать в коллективе проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника»,
«SMS как новый речевой жанр».
Особое внимание уделяю  урокам развития речи. Уроки развития речи способствуют расширению словарного запаса, помогают решать вопросы нравственно-патриотического воспитания. Отдельные учащиеся порой сами предлагают темы и подбирают к ним материал с желанием выступить перед одноклассниками, что также мною поощряется и приветствуется, и дает возможность как самой использовать технические средства обучения, так и детям применить полученные задания на уроках с использованием ИКТ. Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад и сегодня. На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания.Типы домашнего задания: творческая работа; подготовка иллюстраций к литературным произведениям; рисование обложек к литературным произведениям; инсценировка художественного произведения; наблюдение за природой; подготовка словарных диктантов; составление конспекта, опорных таблиц; письмо по памяти. Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребѐнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребѐнка обобщать, систематизировать материал по теме.
На уроках литературы:
1.Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками.
Открывает возможности целостного видения произведения.Выбираю текст для чтения, заранее делю его на смысловые части, продумываю вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков..Прямо в тексте отмечаю, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
 Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
2.Приём «Знаю-хочу узнать-узнал-научился»
Этап «Знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;
«хочу узнать» - формулирование цели;
«узнал» - соотношение новой и старой информации;
«научился» - осознание результативности деятельности.
3.Верные – неверные утверждения
Предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии выясняем, какие утверждения были верными.
4.Прогнозирование
На литературе предлагаем спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной ситуации.
5.Работа с текстом
Приём составления плана (для более глубокого осмысления текста).
Приём составления граф - схемы. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры, символические изображения, рисунки и их соединения.
Приём тезирования – формулирование основных тезисов, положений, выводов текста.
Приём логического запоминания: самопроверка по вопросам, пересказ в парах с опорой на конспект, подготовка докладов и т.д.
6.Инсерт (чтение с пометами)
Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня.
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
7.Кластер
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
8.Синквейн
Один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке. аким образом, синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, пишется по определённому плану.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.
строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Пример: Книга
Поучительная, добрая.
Воспитывает, формирует, создаёт.
Книга учит чувствовать и переживать.
Читайте!
9.Работа в группах
10.Работа в парах
11.Театрализация
12.Проектная и исследовательская деятельность
13.Создание учащимися литературных произведений и т.д.

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка.
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» (Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, профессор Лондонского университета)
А учитель должен помочь, направить, подсказать….