Статья Кейс-технологии как реализация ФГОС второго поколения в аспекте воспитательной работы классного руководителя
Кейс-технологии как реализация ФГОС второго поколения в аспекте воспитательной работы классного руководителя
Гейда Е. А., классный руководитель 5 класса «Г»
МБОУ СОШ № 166 им. А. А. Микулина
г. о. Самара
Федеральные государственные образовательные стандарты современной школы, помимо развития предметных академических умений и компетенций, призваны расширять и личностные способности ученика соблюдать продуктивный и здоровьесберегающий принцип собственной жизнедеятельности.
Задача классного руководителя в контексте ФГОС второго поколения - выстроить воспитательный процесс в классе на тех же принципах, что положены в основу новых образовательных стандартов. Главный постулат которых заключен не в презентации готовых знаний, формул и выводов, а во включении ученика в мыслительный процесс, обеспечивающий самостоятельный поиск решения воспитательной задачи.
«Самое главное в жизни – это собственный опыт», - утверждал Вальтер Скотт. Как классный руководитель 5 класса «Г» МБОУ СОШ № 166 им. А. А. Микулина г. о. Самара на классных часах я стараюсь активно поддерживать проблемно-ситуативное обучение основам безопасной и продуктивной жизнедеятельности, позволяющее моим подопечным делать собственные выводы, основываясь на предложенных учителем проблемных ситуациях.
В качестве инновационной технологии, поддерживающей те же принципы, что и ФГОС второго поколения, я в своей педагогической деятельности в процессе воспитательной работы с классом внедряю кейс-технологии.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 году, в начале двадцатого столетия. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Хочу сразу оговориться, что внедрение этой образовательной технологии в России является не слепым копированием формата экономической школы Гарварда, а осознанной работой современного педагога, учитывающей ментальные особенности российского школьника и традиционными отечественными постулатами в работе школы с личностью: обучать, развивать, воспитывать.
Кейс-технология – это рассмотрение фактической, реальной жизненной ситуации, где возникает какая-то проблема. Причем проблему в этой ситуации можно вычленить, лишь погрузившись в нее детально.
Особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (кейс), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение, окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. При этом акцент делается не на получении готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, оттачивая речемыслительный процесс и повышая лингвистическую культуру, применять на практике полученные знания, предлагать собственный и (или) групповой взгляд на проблему.
Небезынтересно, что, например, в контексте развития коммуникативных Универсальных Учебных действий кейс-технология представляет собой малоизученный и привлекательный для педагогического сообщества интерес.
В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
Для меня привлекательность кейс-технологии обусловлена возможностью для ученика не только найти решение проблемы, рассмотрев ее вместе с одноклассниками со всех сторон, но и выявить цель и задачу, так как ее формулировка представлена не явно.
Чем отличается кейс-технология от проблемной ситуации?
Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, напротив, участникам образовательного и (или) воспитательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в кейсе – ситуации, сформулировать ее, подобрать разные варианты-пути решения проблемы, оценить все и выбрать лучший алгоритм решения вопроса.
Так, например, классный час по теме «Здоровый образ жизни» в формате кейс-технологии был представлен пятиклассникам в виде социального ролика - новостного репортажа о создании и функционировании социальной гостиницы для людей без определенного места жительства. Необходимо отметить, что согласно оценкам отечественных психологов, пятиклассники в силу своих возрастных особенностей по уровню восприятия информации лучше всего усваивают визуальный тип информации, которая наиболее задевает душу ребенка через зрительный ряд просматриваемого на экране материала.
Ребята самостоятельно рассмотрели проблему лишнего человека, проговорили пути, ведущие личность в социальный приют, и сформулировали проблему занятия «Как надо научиться жить, чтобы не стать лишним человеком в обществе, и куда необходимо расставлять акценты мыслящей и всесторонне развитой личности, чтобы не оказаться за бортом жизни.
Таким образом, тема классного часа «здоровый образ жизни» с помощью наводящих вопросов классного руководителя была сформулирована пятиклассниками самостоятельно, включила их мозг на вхождение в чужую ситуацию, вовлекла и задействовала через психологическое сопереживание эмоциональную сферу личности ребенка – запустила активный речемыслительный процесс.
Класс был поделен на 4 группы, где участникам было предложено подготовить сообщение об одном из вариантов решения ситуации лишних людей.
1 группа подготовила сообщение
о «Здоровых привычках в питании и питье»
вторая группа сообщала о пользе физических нагрузок
третья – о формировании у человека эстетических потребностей в виде культурных запросов и предпочтений
четвертая – об ответственном выборе друзей и компаний, оказывающих безусловное влияние на личность.
В процессе обсуждения друг с другом отдельно взятого аспекта в решении проблемы ребята сформулировали основные тезисы, помогающие прожить счастливую полноценную и активную жизнь всесторонне развитой личности.
Ученики сошлись во мнении, что, оставив без внимания хотя бы один аспект жизни человека без внимания, личность начинает деградировать, а значит, чтобы быть достойным гражданином, надо жить полноценной социально активной жизнью.
Необходимо отметить, что разбор ситуации лишнего человека в контексте темы классного часа «Здоровый образ жизни» представлен на уровне четырех групп исключительно по причине возрастных особенностей пятиклассников. В старших классах подобная тема может рассматриваться шире и ситуационно более вариативно.
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации.
Однако выбор в пользу применения данной технологии в образовании и воспитании не должен стать самоцелью, так как технология ситуационного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.
15