Программа краткосрочного курса «Основы издательского дела»
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №112
Домовитова О.Н.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 112» г. Перми
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Краткосрочного курса по выбору
«Основы издательского дела»
Класс:
Количество часов: 8
Составитель: Кудымова Ольга Владимировна, учитель физики, информатики
Пояснительная записка
Программа краткосрочного курса «Основы издательского дела» рассчитана на 8 часов (1 час в неделю). Учебный курс ориентирован на учащихся 7-8 классов. Количество участников курса – не более 12 человек.
Неотъемлемой частью жизни школы является продукция школьной газеты, вызывающая у школьников, учителей и родителей необыкновенный интерес. Поэтому назрела острая необходимость разработки курса “Основы издательского дела”, позволяющего приобрести начальные профессиональные навыки журналиста, а также знакомящего учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий. На данном курсе детям предлагается построить одну из не очень сложных картин.
Кроме того, появление компьютерных настольных издательских систем способствовало стиранию граней между отдельными этапами подготовки газеты. Мощность средств, включенных в эти системы настолько велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной. Ребята сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают коллажи.
Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Эта область человеческой деятельности находится в стадии бурного развития. Поэтому необходимо уже в школе давать представление о компьютерных настольных издательских системах.
Цель данного курса как раз и состоит в том, чтобы научить создавать школьную печатную продукцию, сделать издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит - и более привлекательными на вид.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы.
Занятия будут проходить один час в неделю по 45 минут.
Объектом оценивания будет оформленное бумажно-периодическое издание, созданная каждым учащимся.
Требования к объекту оценивания:
Бумажно-периодическое издание, оформленное с помощью программы Microsoft Office Publisher
Критерии оценивания:
Критерий Показатель
Оригинальная идея Наличие собственной оригинальной идеи – 7 баллов
Использование готовых идей – 4 балла
Работа с информацией Наличие интересной информации– 6 баллов
Информация не актуальна – 3 балла
Наличие законченной работы Работа закончена и защищена – 7 баллов
Работа закончена, но не защищена – 5 баллов
Работа сделана, но не до конца и не защищена – 3 балла
Работы нет – 0 баллов
Итого Максимум – 20 баллов
Курс считается пройденным и ставится «зачет», если набрано 10 баллов
Процедура оценивания:
На последнем занятии учащиеся демонстрируют свою работу, защищают ее.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ занятия Тема Содержание занятия Количество часов
1. Правила техники безопасности и правила поведения на занятиях. Техпроцесс Техпроцесс. Печать. Тиражирование. Калибровка монитора и принтера.
Учащиеся должны знать:
- базовые понятия издательского дела;
- иметь представление об издательском процессе.
1
2. Макетирование и верстка. Макетирование. Текст. Иллюстрации. Цвет. Шрифт. Верстка
Учащиеся должны знать:
- понятие макета;
- общие правила набора текста;
- форматы графических файлов;
- цветовые системы;
- основные термины работы со шрифтами;
- основные понятия верстки.
1
3. Обзор терминологии, инструментов и меню Microsoft Office Publisher.
Инсталляция программного обеспечения. Запуск программы. Меню, команды. Контекстное меню. Дополнительные функции.
Учащиеся должны уметь:
- инсталлировать программное обеспечение;
- запускать программу
- разбираться в пунктах меню;
- вызывать контекстное меню и работать с ним.
1
4. Основы работы с текстом Текст с точки зрения верстки. Вставка текстовых блоков. Редактирование текстовых блоков. Текстовые инструменты. Свойства текстового блока. Как оформить текст.
Учащиеся должны уметь:
- форматировать символы;
- работать с текстовыми инструментами;
- форматировать абзацы;
- создавать колонки;
1
5. Основы работы с иллюстрациями Как поместить иллюстрацию на страницу. Вставка графических блоков. Редактирование графических блоков. Редактирование рисунков в блоках. Импорт иллюстраций. Контур вырезания.
Учащиеся должны уметь:
- помещать иллюстрацию на страницу;
- создавать и редактировать графические блоки;
- редактировать рисунки в блоках;
- импортировать иллюстрации из других приложений;
- вырезать иллюстрации. 6. Верстка страниц Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Совместное размещение текста и графики. Печать документа.
Учащиеся должны уметь:
- создавать страницу-шаблон
- совместно размещать текстовые и графические блоки;
- печатать созданный документ.
1
7. Практикум по верстке. Учащимся предлагается выполнить задание:
1) Сверстать газетную полосу формата A3
Учащиеся должны уметь:
- верстать любой вид издательской продукции;
- правильно располагать на странице фрагменты разнотипных объектов.
1
8. Защита работ 1
Список использованных источников
Зеленый дом - http://greendom.net/hobby/274-oshibana.htmlУчебно-методический кабинет - http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/oshibana-master-klas.htmlОшибана или прессованная флористика - http://tkalez.com/dlya-doma-i-sada/oshibana-ili-pressovannaya-floristikaОшибана - http://oshibana.at.ua/index/tekhnika_oshibana/0-14