Программа внеурочной деятельности Подвижные игры народов России


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Подвижные игры народов России»
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные универсальные учебные действия.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу изучения курса.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
характеризовать назначение физкультминуток и физкультпауз, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
раскрывать на примерах положительное влияние подвижных игр на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
характеризовать способы безопасного поведения, организовывать места занятий подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
отбирать упражнения для физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
Выпускник получит возможность научиться:
вести тетрадь с записями физкультминуток, правилами проведения подвижных игр народов России;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
Содержание курса «Физическая культура» (программа внеурочной деятельности «Подвижные игры народов России»)
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Спортивно­оздоровительная деятельность.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр:
Подвижные игры разных народов.
Тематическое планирование с указанием общего количества часов на изучение тем по классам.
Тематическое планирование Содержание учебного предмета. Основные виды учебной деятельности
Знания о физической культуре.
- Физическая культура: инструктажи по предупреждению травматизма при проведении подвижных игр.
1 класс – 4 часа;
2 класс – 4 часа;
3 класс – 4 часа;
класс – 4 часа.
- Из истории физической культуры: беседы из истории создания подвижных игр русского народа и народов Российской Федерации, а также игр, собранных на базе краеведческого материала.
1 класс – 8часов.
Беседа: « Человек и природа» (имитационные игры); исследовательские работы по теме; разучивание считалок; знакомство с игрой «Мяч над головой» из книги С.А. Шмакова « Игры- потехи, забавы -утехи»
2 класс –8часов.
Беседа: «Человек и быт» (игры малой, средней, высокой интенсивности), разучивание считалок; проектно – исследовательские работы по теме; знакомство с игрой «Фантазёры» из книги С.А. Шмакова «Игры-потехи, забавы - утехи»
3 класс – 8часов.
Беседа: « Жизнь русских детей» (игры с бегом, прыжками, метаниями, ходьбой, плаванием и другими видами движений), разучивание и сочинение считалок; проектно-исследовательские работы по теме; знакомство с игрой « Прыжок с поворотом »из книги С.А. Шмакова «Игры-потехи, забавы - утехи»
4 класс – 8часов.
Беседа: «Русские народные состязания» (соревнования в ловкости, меткости, силе и других качествах), разучивание и сочинение считалок; проектно-исследовательские работы по теме, знакомство с игрой «Одноногие футболисты» из книги С.А. Шмакова «Игры-потехи, забавы -утехи»
- Физические упражнения.
1, 2, 3, 4 – в процессе каждого занятия.
2.Способы физкультурной деятельности.
1 класс - 14 часов
1. Игра «Верёвочка».
Каждому игроку ведущий раздаёт по верёвочке и даёт задание – «нарисовать» определённую фигуру, например, лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, ёлочку и т. д.
Выигрывает тот, кто наиболее точно изобразит заданное.
2. Игра «Воробушек, чирикни!».
Игроки садятся по кругу на стульях. Один из играющих выходит в центр, и ему завязывают глаза. Он должен сесть к кому-нибудь на колени, говоря: «Воробушек, чирикни!», на что последний отвечает: «Чик-чирик!» (при этом он может изменить свой голос). Задача водящего – определить, к кому именно он сел.
Не исключено, что водящий перед началом игры запомнит, кто где сидит, и, как только ему завяжут глаза, может направиться к определённому игроку. Чтобы избежать этого, водящего следует несколько раз повернуть вокруг себя – тогда он теряет ориентировку. Есть и другой выход: предложить игрокам поменяться местами после того, как водящему завяжут глаза.
3. Игра «Не ошибись!».
Руководитель поочерёдно показывает листочки с рисунками, а дети в соответствии с ними принимают ту или иную позу.
Мельница: одна рука поднята, а другая опущена и прижата к телу.
Мяч:приседают, спина круглая.
Дровосек: пальцы рук соединены и подняты вверх.
После каждого задания руководитель отмечает тех, кто удачнее других выполнил задание.
4. Игра «Поймай мяч».
Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на своё место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
5. Игра «Мяч через голову» (из книги С.А. Шмакова).
Команды встают в затылок друг другу. Капитанам вручаются мячи. По сигналу ведущего капитаны передают мяч через голову второму игроку. Второй – третьему и т. д. до последнего. Последний, получив мяч, должен обежать свою команду, встать во главе нее и послать мяч назад, точно направив его между ног членов команды. Третий, приняв мяч, бежит вперёд и снова передаёт мяч через голову. Тут важно не только быстро сменить всех игроков, но и не запутаться в последовательности.
2 класс – 14 часов
1.Игра «Вороны и воробьи».
В игре принимает участие чётное число игроков. Игроки выстраиваются в колонну, рассчитываются на 1 и 2. Первые номера 1 команда, вторые 2. По обеим сторонам от играющих в 10-15 шагах от них на поперечных линиях кладут предметы по числу вдвое меньше, чем общее количество участников игры. По условиям предметы, лежащие справа «вороны», слева «воробьи». Ведущий объясняет, какое исходное положение должны принять игроки (стоя, сидя, упор присев), а затем по слогам произносят сигнал «Во-ро-ны!». Все игроки устремляются в правую сторону, стараясь схватить лежащий на линии предмет. Если же была команда «Во-ро-бьи!», то все игроки бегут с той же целью налево. Поскольку предметов меньше, чем игроков, они достаются самым внимательным. Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается число удачных стартов каждой команды и объявляется победитель.
Игра «Красный свет-зелёный свет».
Выбирается ведущий – «светофор». Он стоит спиной на расстоянии примерно 5 метров к остальным детям, задача которых – коснуться «светофора», незаметно приблизившись к нему. Ведущий стоит не поворачиваясь и считает вслух: «Один, два, три... десять – красный свет!». Пока он считает, игроки быстро передвигаются вперед. Произнеся «Красный свет!», он тут же оборачивается и отсылает к стартовой линии всех, кого заметил хоть слегка движущимися после своего сигнала. Ведущий может сделать игру интереснее, если будет менять скорость при счете. Игра закончена, когда все участники дотронутся до «светофора».
Игра «Чур у дерева»
Среди участников игры выбирается водящий. Все, кроме водящего, становятся у деревьев. Водящий старается встать по центру между всеми остальными игроками. Участники игры, стоящие у деревьев, начинают меняться местами, перемещаясь от дерева к дереву. Задача водящего — осалить их, пока игрок не подбежал к дереву и не сказал следующие слова: «Чур у дерева!». В том случае, если водящий успел кого-либо осалить, то этот игрок становится водящим. Соответственно водящий встает на его место у дерева.
Игра «Снежные круги». Место проведения- пришкольная площадка, парк. Инвентарь-фанерные щиты. Дети распределяются по командам по 5-6 человек в каждой. На фанерном щите, укреплённом на заборе, на столбе и т.п. чертятся круги, диаметром 50-60см.Количество кругов должно соответствовать числу команд, которые располагаются линейно на расстоянии 3 м от щита. По сигналу ведущего команды начинают бросать снежки, стараясь как можно скорее залепить ими свой круг.Выигрывает команда, сделавшая это раньше других.
Эстафета «Фантазёры» (из книги С.А. Шмакова ).
Есть эстафеты чисто спортивные (дистанционная, встречная, комбинированная, театрализованная, смешанная и т.д.). В эстафете главное - интересный этап, который надо преодолеть за наиболее короткое время, соблюдая все необходимые правила: передача эстафеты (палочка, игрушка, предмет) партнёру ; преодоление препятствий, выдумка, скорость. Вот примеры таких этапов.
- Бег на четвереньках.
- Бег с кочаном капусты на голове.
- Бег «задом наперёд».
- Бег прыжками боком.
- Бег прыжками на одной ноге.
- Бег по-лягушачьи (руки вперёд на землю, прыжок ногами из положения на корточках).
- Передвижение «тачкой»: один участник держит другого за ноги, а тот идёт на руках ,как тачка.
- Бег с двумя стаканами: один с водой, другой пустой. Бегун на ходу переливает воду, стараясь не разлить хотя бы половину стакана.
- Бег с карточкой, на которой пример с арифметическим действием. Решить его надо на отрезке своей дистанции.
- Скакать, держа левое колено двумя руками.
- Бег с ложкой, в которой яйцо.
- Бег с кувырками на ходу.
- Бег вдвоём обнявшись.
3 класс – 14 часов
1.Игра «Дорожки».
На земле проводят разные по форме линии- это дорожки. Играющие бегают по ним друг за другом, делают сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожке нужно, точно наступая на линию, не мешая друг другу и не наталкиваться на впереди бегущего.
Игру можно проводить с разным количеством детей. Длина дорожки не меньше 3 метров. Можно использовать при проведении эстафет, в конце каждой дорожки поставить флажок. Тот кто первый добежит до флажка, поднимает его над головой.
2.Игра «Удочка»
Для проведения игры «Удочка» очерчивается круг, диаметр которого зависит от количества игроков (расстояние между ними примерно полметра) . Участники размещаются по этому кругу, они не должны покидать свои места. Выбранный водящий – «рыбак» становится в центре круга. В его руках «удочка» — скакалка или веревка длиной чуть более радиуса окружности. «Рыбак» начинает вращать «удочку» в любом направлении, стараясь коснуться ей ног игроков. Участники подпрыгивают, чтобы избежать касания. Если «рыбаку» удается подцепить игрока, они меняются местами.3.Игра «Горелки»
Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:
"Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три. Последняя пара гори, беги!".
На слово "беги" пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и стать впереди. Водящий должен занять свободное место. Оставшийся без пары становится ведущим. Вместо слов "последняя пара" можно сказать: "Вторая пара" и т. д. Все пары должны знать свои номера и быть очень внимательными.
4.Игра «Царь горы»
Царь горы — игра, задача игрока в которой занимать вершину горы или любую другую определенную правилами игры область и не пускать туда остальных игроков. Один из числа играющих детей взбирается на невысокую снежную горку и оттуда кричит всем с вызовом: «Я — царь горы!» Остальные участники веселья со всех сторон самоотверженно бросаются на штурм этой горки. Каждый из нападающих игроков старается сам захватить её, свергнув самозванного царя горы. В такой стремительной и веселой борьбе играющие стаскивают друг друга со снежной горки. При этом действии не разрешается резко и жестоко толкать, использовать грубые травмоопасные приемы.
5.Игра «Прыжок с поворотом» ( из книги С.А. Шмаков).
Очертить на земле круг. Встать в центр круга, затем подпрыгнуть как можно выше, сделать в воздухе полный поворот и точно опуститься в центр круга.
4 класс – 14 часов.
Игра «Пятнашки»
Играющие выбирают водящего — пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.
Варианты.
Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.
Пятнашки-зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах — он в безопасности.
Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих — пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя.
Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой. Пятнашки с именем. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса). Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком.
Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них — пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.
Игра «Охотники и зайцы»
Из числа играющих детей выбирают двоих: «охотника» и «бездомного зайца». Остальные дети-«зайцы» чертят для себя на игровой площадке кружки-«домики» диаметром до 50 см.
Каждый заяц занимает свой «домик»-кружок. Воспитатель подает сигнал, по которому охотник начинает преследовать «бездомного» зайца. Убегая от охотника, «заяц» петляет между домиками, а потом неожиданно может заскочить в любой домик и стать за спиной живущего там «зайца». В тот же момент этот «заяц» превращается в «бездомного», должен покинуть «домик» и убегать от гоняющегося теперь за ним охотника.
Как только охотник догнал зайца и дотронулся до него рукой, они меняются местами: заяц становится охотником, а охотник — зайцем.
Вариант игры: общее число зайцев уменьшается, а вместо кружочков «домиками» для «зайцев» служат дети, по 3—4 взявшиеся за руки.
Они открывают «двери» (поднимают руки) перед «бездомным зайцем», пуская его в дом, и закрывают перед «охотником». Одновременно через другие «двери» домик покидает заяц, находившийся в нем. В остальном игра идет по тем же правилам.
Игра «Бездомный щенок».
Стулья ставятся по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут влево или вправо. По второму сигналу каждый старается занять стул, но т.к. стульев меньше, то один игрок останется без места. Он выбывает, а из круга убирают один стул. Выигрывает тот, кто останется последним на стуле.
4.Игра «Перелизы».Играющие берутся за руки, образуя круг. Один из них- ведущий- остаётся в круге. Все приговаривают:
«У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей и все сыновья;
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят.
И все делают вот так».
Водящий в центре круга делает какое-либо движение, а играющие должны его повторить. Кто опоздает или выполнит по-своему – платит фант. Движения должны быть интересными и не вызывать трудностей.
5.Спортивная игра «Одноногие футболисты» (из книги С.А. Шмакова).
Играющие все время держат обе ноги вместе и мяч бросают сразу двумя ногами, иначе они выбывают из игры на одну минуту без замены. Площадка уменьшена до размера волейбольной. Длина ворот 3 метра, высота 2 метра.
В каждой команде 5-7 играющих: вратарь, 2-3 защитника, 2-3 нападающих. Так как играющие передвигаются только подскоками, тайм продолжается 5 минут, перерыв между таймами 3 минуты. Проводить более трех таймов не следует.
Знания о физической культуре.
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные игры и развлечения). Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Беседа.
Рассказ.
Инструктаж.
Проектная деятельность.
Разучивание считалок.
Разучивание игр.
Творческая работа по сочинению считалок.
Разучивание игр.
Организация и проведение игры.
Спортивно­оздоровительная деятельность.
1 класс – 7 часов (игры народов России)
1. «Юрта» - башкирская игра.
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
2. «Выбей из круга» - дагестанская игра.
На игровой площадке чертится круг диаметром 30 см. На расстоянии 3—4 м от него проводят линию. У каждого игрока (играют 5—6 детей) имеется плоский камень диаметром 5 см и двадцать маленьких камешков или косточек.
Каждый игрок кладет в круг определенное количество камешков (от двух до пяти — по договоренности). С помощью считалки определяют, кому начинать игру. Тот, кого выбрали, бросает свой плоский камень в круг, стараясь попасть в кучу маленьких камешков. В случае промаха камень остается лежать на месте. Если никто не попадет в круг, то тот игрок, чей камень находится ближе к кругу, должен разбить кучу камешков, бросив в круг свой плоский камень с того места, где он лежит. За ним бросает следующий, у кого камень лежит ближе к кругу.
Итак, каждый бросает свой камешек в круг до тех пор, пока не будут выбиты все камешки.
Правила игры:
выигрывает тот, кто выбьет из крута наибольшее количество камешков;
бросать камень нужно только от линии или от того места, куда он упал;
если у игроков камень упадет на одинаковом расстоянии от круга, игру начинают заново.
3.Игра «Серый зайка» - удмуртская сказка
На площадке чертится квадрат (6X6 м) это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (десять игроков) располагаются полукругом в 3-5 м у противоположной стороны забора. Участвующие в игре говорят: «Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту съел?»
На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его, окружая сцепленными руками.
Правила игры. Заяц считается пойманным при полном смыкании круга. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права
2 класс – 7 часов (игры народов России)
1."Катание мяча"- марийская народная игра.
Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3 - 5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди.
Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.
Правила игры. Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.
2."Серый волк" -татарская игра.
Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20–30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):
Вы, друзья, куда спешите?
В лес дремучий мы идем.
Что вы делать там хотите?
Там малины наберем.
Вам зачем малина, дети?
Мы варенье приготовим.
Если волк в лесу вас встретит?
Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
Соберу я ягоды и сварю варенье,
Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!
После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово – туда, где прятался сам. Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.
Иголка, нитка и узелок – бурятская игра
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
3 класс – 7 часов (игры народов России).
«Достань шапку» — дагестанская игра.
Игроки делятся на две команды. На расстоянии 10 м находятся шапки. Играющие парами движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигается первая пара, затем вторая и т.д. Например, первая пара прыгает вперед на одной ноге, вторая ползет на четвереньках, третья — идет на пятках и т.п. Взять шапку имеет право тот, кто дошел к шапке первый. Побеждает команда, набравшая больше шапок.
Стрелок (Уксы) – башкирская игра
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 - 15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
Хлопушки (Абакле) – татарская игра.
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
Хлоп да хлоп - сигнал такой:
Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
4 класс – 7 часов (игры народов России)
«Ищем палочку» - бурятская игра.
Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см.) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет её, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и «запятнать». Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.
Правила игры: Осаленный должен быстро передать палочку.
«Сокол и лиса» - якутская игра
Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.
«Хищник в море» - чувашская игра
Для этой игры надо закрепить в центре поля или площадки колышек (столбик). На этот колышек надевается сверху веревка, которая закрепляется на высоте 20—30 см от поверхности земли с помощью незатягивающейся петли. За другой конец веревки берется водящий. Он прижимает этот конец веревки к своему бедру и бежит по кругу.Образованный с помощью веревки круг — это «море», а веревка — это «хищник». Остальные дети — «рыбки», которые стремятся убежать от «хищника» — веревки, перепрыгнув ее.«Водящий» может закручивать веревку то по часовой стрелке, то против, то убыстрять, то замедлять свой бег, а «рыбки», задевшие «хищника» (веревку), выбывают из игры. Игру следует продолжать, пока в море не останется всего 2—3 «рыбки». Затем можно выбирать нового водящего и продолжать игру. 3.Спортивно­оздоровительная деятельность.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр. Подвижные игры разных народов.
Разучивание игр.
Организация и проведение игр.
Спортивно-игровые праздники.
Оценка результатов планируемых достижений:
2, 3, 4 класс – 2 часа По усмотрению учителя. 1.Защита портфолио.
2. Создание альбомов.
3. Проведение праздников и театрализованных представлений.