Статья по теме: Создание целостной системы работы с одаренными детьми в свете ФГОС второго поколения


«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ»
ФГОС нового поколения в пространстве филологического образования: содержание и проблемы внедрения.
Н.В. Черноскутова,
МАОУ СОШ № 7 с. Патруши Сыссертского р-на
Свердловской области
СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных задач современного образования является формирование личности, способной не только активно влиять на существующую действительность, но и пытаться изменять ее к лучшему. Определены основные требования по формированию личности ребенка: умение творчески мыслить, быть активной, социально ответственной, профессионально грамотной, способной нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
Именно перед современной школой стоит задача создания всех возможных условий, при которых ученик мог бы не только всесторонне развиваться, но и самосовершенствоваться, укреплять свое интеллектуальное и психическое здоровье. В условиях сельской школы задача индивидуализации образования и работы с одаренными детьми является особенно актуальной, так как возможности сельской глубинки не сравнимы с возможностями города или крупного мегаполиса.
Федеральная целевая программа «Дети России» (распоряжение Правительства РФ от 26.01. 2007 № 27-р) разработала концепцию одаренности детей. Однако, это не смогло снять психологические и педагогические трудности, связанные с наличием большого количества видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов, а также малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.
Педагогическая наука сегодня выделяет следующие категории одаренных детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
- дети с высокими творческими (художественными) способностями;
- дети с высокими лидерскими способностями;
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.
Таким образом, исходя из данных категорий, понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития как основополагающую цель работы с одаренными детьми. Развитие особой внутренней мотивации ребенка и создание условий для ее развития в рамках школы должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного развития. Работа по выявлению одаренности детей должна осуществляться на всех ступенях обучения.
Полагаю, что для создания условий развития одаренных детей в сельской школе необходимо разработать программу «Выявление способностей и сопровождение одаренных детей». С помощью психолога и школьных методических объединений необходимо подобрать методики для выявления одаренности и направленности личности, проанализировать возможности учебного плана, материально-технической и методической базы, а также создать службу сопровождения одаренных детей, где будут определены принципы, стратегии, формы обучения и развития одаренных детей. Необходимо понять, что одаренность – это социально-психологическая проблема, решение которой несет не только трудности, но и преимущества. Решение данной проблемы богато развивающими идеями как для обучающихся, так и для педагогов. Работа с одаренными детьми в рамках нашей школы предполагается как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На уроках английского языка активно используются такие формы работы как: работа в парах и группах, интеллектуальные игры, проблемно-развивающее обучение, использование дифференцированных заданий, а также заданий творческого и нестандартного характера, активно внедряется проектно-исследовательская деятельность и ИКТ.
Внеурочная деятельность характеризуется вовлечением детей в конкурсное движение: всероссийские конкурсы «Вдохновение», «Веселое детство», «Английский лев», «Британский бульдог», «Талантоха». Наши дети ежегодно принимают участие в школьном фестивале проектов, фестивале «Радуга» в рамках всероссийского проекта «Фактор Роста». Широко представлено участие детей в олимпиадах: от школьного этапа Всероссийской Олимпиады Школьников до участия детей в предметных олимпиадах, предлагаемых всероссийскими организациями: «Интеллект Экспресс», «Мир Знаний», «Центр поддержки талантливой молодежи». В качестве дополнительных условий по раскрытию потенциала одаренных детей мы рассматриваем курсы по выбору, которые прививают интерес к иностранному языку, а также работу по индивидуальным планам, предусматривающие подготовку и участие одаренных детей в проектно-исследовательской деятельности, в конкурсах, олимпиадах и фестивалях по иностранному языку.
ИКТ помогают сельской школе не только существенно повысить эффективность образовательной деятельности, но и позволяют поддерживать обучающихся. Создание образовательных продуктов обучающимися с использованием ИКТ в различных форматах, обучение их с использованием материалов в сети Интернет, обеспечение способа общения через электронный дневник и, конечно, возможность участвовать в различных дистанционных конкурсах способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся, позволяют делиться своими достижениями.
Однако, становится понятным, что необходимы новые новаторские приемы работы с одаренными детьми, а именно индивидуальные программы обучения и оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку. В условиях внедрения ФГОС второго поколения – это построение индивидуальных образовательных траекторий, подразумевающих персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. При этом степень индивидуализации, способы сочетания вариативного содержания индивидуальной образовательной траектории с обязательной программой требует тщательной проработки и решения для каждого ученика. Индивидуальная образовательная траектория требует взаимодействия «ученик-учитель-родитель»: именно в таком контексте можно обсуждать программу обучения для каждого отдельного ребенка с элементами усложнения и ускорения обучения, курсы по выбору, примерный план подготовки и участия ребенка в различных мероприятиях и конкурсах, направления проектно-исследовательской деятельности, формируя, таким образом, внутреннюю мотивацию школьника к изучению предмета. Такое сотрудничество, несомненно, даст положительные результаты через реализацию индивидуального подхода к каждому одаренному ребенку, создание электронного банка достижений обучающихся и поднятие рейтинга школы. Работа в данном направлении может стать началом новой традиции в жизни школы, когда в конце учебного года будут чествовать не только учеников, но и их родителей, которые в сотрудничестве с учителями помогли своим детям достичь хороших результатов в творческих и интеллектуальных конкурсах и мероприятиях. Таким образом, все перечисленные мероприятия позволят выстроить систему работы с одаренными детьми, которая будет включать и выявление одаренных детей, и их психолого-педагогическое сопровождение.
ПРИМЕЧАНИЕ
Александрова, Е.М. Индивидуализация образования: учиться для себя // Народное образование. 2008. № 7. С. 243-250.
Бискер, Л.М. Программа "Одаренные дети" // Завуч. 2001. №4. С. 39-45.
Завельский, Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // Завуч. 2000. №1. С.107-116.
Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей. Ярославль: Академия развития, 2004. 304 с.
Панютина, Н.И., Рагинская, В.Н. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. Волгоград: Учитель, 2007. 204 с.
Петросян, Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // Дополнительное образование детей. 2001. № 24. С.37-39.
Подласый, И.П. Педагогика. М.: Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, 2003.576 с.