Конструирование технологической карты урока истории с учетом требований ФГОС общего образования
Конструирование технологической карты урока истории с учетом требований ФГОС общего образованияРазработал учитель истории и обществознания: Сопов А. И. МКОУ «Станционная СОШ»Воловского района Тульской области
Технологическая карта урока таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. это способ графического проектирования урока,
Технологическая карта урока позволяет учителю:
Технологическая карта урока позволит учителю
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}№Этап урокаКомпоненты Урока задания упражненияДеятельность учителяДеятельность ученикаФормы организации взаимодействия на уроке Формируемые УУДПознавательныеРегулятивныеКоммуникативные, личностные123456789ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАФормы организации взаимодействия на урокеЭтап урокаКомпоненты урока задания упражненияДеятельность учителяРегулятивныеУУДДеятельность ученикаПознавательныеУУДКоммуникативные личностныеУУДПримеры УУД на этапах урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты урока задания упражненияБеседаРассказ учителяПрезентацияОбобщающая беседаВидеофильмыАудиозаписиДалее
Обучающие и развивающие компоненты урока задания упражненияОпросУстный опросПисьменный опросБеседа по вопросамУстная викторинаТестированиеДалее
Обучающие и развивающие компоненты урока задания упражненияДалееСоставление таблицы по текстуВосстановление неполной таблицыСоставление сравнительной таблицыСоставление хронологической таблицыСоставление синхронистической таблицыЗаполнение таблицы
Обучающие и развивающие компоненты урока задания упражненияДалееРабота с текстом учебникаРабота с иллюстрациями учебникаРабота с исторической картойРабота с историческим документомРабота с исторической картинойСоставление вопросов по заданной теме
Обучающие и развивающие компоненты урока задания упражненияДомашнее заданиеТворческое заданиеПроблемное заданиеПроблемный вопрос
Деятельность учителяДалее
Деятельность учителяДалее
Деятельность учителя
Деятельность ученикаРаботают с историческими документами. Работают с текстом учебника. Работают с исторической картиной. Работают с иллюстрациями в учебнике.Работают с исторической картойОтвечают на вопросы учителя. Выполняют тестыДалее
Деятельность ученикаФормулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Подчеркивают характеристики...
Познавательные УУДУмеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между нимиСоздают структуру взаимосвязей смысловых единиц текстаВыделяют количественные характеристики объектов, заданные словамиВосстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информацииВыделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачиУмеют заменять термины определениямиУмеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данныхВыделяют формальную структуру задачиВыделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частейАнализируют условия и требования задачиВыбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицамВыбирают знаково-символические средства для построения моделиВыражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)Выражают структуру задачи разными средствамиВыполняют операции со знаками и символамиВыбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачиПроводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичностиДалее
Познавательные УУДУмеют выбирать обобщенные стратегии решения задачиВыделяют и формулируют познавательную цельОсуществляют поиск и выделение необходимой информацииПрименяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средствСтруктурируют знанияОсознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной формеВыбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условийИзвлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанровОпределяют основную и второстепенную информациюОриентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилейПонимают и адекватно оценивают язык средств массовой информацииВыделяют и формулируют проблемуСамостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характераАнализируют объект, выделяя существенные и несущественные признакиСоставляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компонентыВыбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектовУстанавливают причинно-следственные связиСтроят логические цепи рассужденийВыдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки
Регулятивные УУДСличают свой способ действия с эталономСличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталонаВносят коррективы и дополнения в составленные планыВносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продуктаВыделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоенияОсознают качество и уровень усвоенияОценивают достигнутый результатОпределяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результатаСоставляют план и последовательность действийПредвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?)Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестноПринимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачиСамостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
Коммуникативные УУДУмеют слушать и слышать друг другаС достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникацииАдекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позицииУмеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной формеИнтересуются чужим мнением и высказывают своеВступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языкаПонимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственнойПроявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позицииУчатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выборУчатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образомОпределяют цели и функции участников, способы взаимодействияПланируют общие способы работыОбмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решенийДалее
Коммуникативные УУДУмеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действияУмеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информациюУчатся разрешать конфликты - выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать егоУчатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действияустанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперацииРазвивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослымиУчатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условийПроявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерамИспользуют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побужденийОписывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельностиДалее
Личностные УУДДалееПредставление о территории и границах России, ее географических особенностяхЗнание основных исторических событий развития государственности и обществаЗнание истории и географии края, его достижений и культурных традицийПредставление о государственной организации РоссииЗнание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздниковЗнание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданинаОриентация в правовом пространстве государственно-общественных отношенийЗнание о своей этнической принадлежностиОсвоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах РоссииОсвоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследияОриентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизацияОсновы социально-критического мышленияОриентация в особенностях социальных отношений и взаимодействийУстановление взаимосвязи между общественными и политическими событиямиЭкологическое сознаниеПризнание высокой ценности жизни во всех ее проявленияхЗнание основных принципов и правил отношения к природеЗнание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологийГражданский патриотизмЛюбовь к Родине
Личностные УУДЧувство гордости за свою странуУважение истории, культурных и исторических памятниковЭмоционально положительное принятие своей этнической идентичностиУважение и принятие других народов России и мираМежэтническая толерантностьГотовность к равноправному сотрудничествуУважение личности и ее достоинстваДоброжелательное отношение к окружающимНетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять имУважение ценностей семьиЛюбовь к природеПризнание ценности здоровья, своего и других людейОптимизм в восприятии мираПотребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;Позитивная моральная самооценкаЧувство гордости при следовании моральным нормамПереживание стыда и вины при нарушении моральных нормГотовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера)Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика
Примеры УУД на этапах урокаДалее{35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA}Этапы учебного занятияОбразовательные задачиУУД, формирующиеся на данном этапе1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.1) Регулятивные:- волевая саморегуляция;2) Личностные:- смыслообразование (Я должен посмотреть…)3) Коммуникативные:- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил).1) Познавательные:- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.2) Логические:- анализ, сравнение, синтез.3) Регулятивные:- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).1. Оргмомент
Примеры УУД на этапах урокаДалее{35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA}2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.3. Зафиксировать актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам).4. Организовать обобщение актуализир. способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию.5. Организовать выполнение учащимися учебного действия.6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное)1) Познавательные:- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.2) Логические:- анализ, сравнение, синтез.3) Регулятивные:- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).Этапы учебного занятияОбразовательные задачиУУД, формирующиеся на данном этапе
Примеры УУД на этапах урокаДалее{35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA}3. Усвоение новых знаний и способов действияОрганизовать построение проекта изучения нового знания:1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема).2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)3. учащиеся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.1) Регулятивные:- целеполагание как постановка учебной задачи,- планирование,- прогнозирование.2) Познавательные:- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.3) Общеучебные:Моделирование,выбор наиболее эффективных способов решения задач.Этапы учебного занятияОбразовательные задачиУУД, формирующиеся на данном этапе
Примеры УУД на этапах урокаДалее{35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA}4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи.3. Организовать фиксацию нового действия в знаках.4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.5. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи( в парах или группах, фронтально)1) Коммуникативные:Планирование учебного сотрудничества2) Познавательные:- поиск и выделение необходимой информации- смысловое чтение- построение логической цепи рассужденияЭтапы учебного занятияОбразовательные задачиУУД, формирующиеся на данном этапе
Примеры УУД на этапах урокаДалее{35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA}5. Контроль и самооценка знаний и способов действия1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа 1) Регулятивные:- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.2) Познавательные:-умение осознанно и произвольно строить высказывания.Этапы учебного занятияОбразовательные задачиУУД, формирующиеся на данном этапе
Примеры УУД на этапах урокаДалее{35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA}6. Коррекция знаний и способов действий1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.2. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.1) Регулятивные:прогнозирование7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.1) Познавательные:- умение структурировать знания- оценка процессов и результатов деятельности2) Регулятивные:- волевая саморегуляция- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоениюЭтапы учебного занятияОбразовательные задачиУУД, формирующиеся на данном этапе
Примеры УУД на этапах урока{35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA}8. Рефлексия 1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.1) Коммуникативные:- умение выражать свои мысли- оценивание качества своей и общей учебной деятельностиЭтапы учебного занятияОбразовательные задачиУУД, формирующиеся на данном этапе
Список использованной литературы1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС г. Армавир 2013 г.2 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /{А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.}; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. 3 Технологические карты уроков по учебнику история средних веков 6 класс Е. В. Агибаловой Г. М. Донского , автор составитель Т. А Галауллина Волгоград Учитель 2013 г.4 СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ«Конструирование технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС» Нижний Тагил 2012