Рабочая программа объединения Мягкая игрушка
Модифицированная программа
творческого объединения
«Мягкая игрушка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном, быстро меняющемся мире, когда многовековые национальные традиции и особенности каждого народа безвозвратно уходят в прошлое, оставляя от себя лишь воспоминания и культурно-исторические артефакты своего некогда былого величия, нам всем с еще большим вниманием и творческой заинтересованностью необходимо заботиться об укреплении источающихся связей ребенка с природой, национальных способов и средств художественного самовыражения. Наиболее ярко эта историческая взаимосвязь культурных эстетических традиций поколений выражалась в произведениях декоративно-прикладного искусства, которым во все времена люди старались украшать свое жилище, создавая, благодаря им, особую, ни с чем не сравнимую среду обитания. Именно поэтому этот вид искусства и отличает такое огромное разнообразие художественных видов работ и техник се исполнения.
Сама жизнь убедительно подтвердила правоту тезиса, что декоративно-прикладное творчество способствует эстетическому развитию детей, учит видеть своеобразие и красоту в окружающей их повседневности, развивает фантазию и образное мышление, помогает овладеть изобразительными и техническими навыками, чувством композиционного равновесия и цветовой гармонии. Именно поэтому эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса. Например, изготовление мягкой игрушки, ставшей сегодня хорошо востребованным и очень любимым всеми возрастами подарком, дает замечательное поле деятельности для многогранной детской фантазии, а простота реализации любого замысла и яркая декоративность мягкой игрушки служит дополнительным стимулом детскому желанию сделать себе собственными руками доброго друга и неразлучного спутника домашних игр.
Модифицированная программа творческого объединения «Мягкая игрушка» составлена на основе государственной программы, методических рекомендациях в помощь педагогу, работающему над модифицированной программой – материалы ГМЦ.
Цель программы:
формирование у школьников практических навыков самостоятельного творчества, трудовой активности, в воспитании художественного вкуса.
Задачи:
1. Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культура родного края.
2. Создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся.
3. Формирование навыков и приемов профессионального шитья, художественного рукоделия, которые признаны помочь детям легко адаптироваться в предстоящей взрослой жизни.
На специально разработанных занятиях учащиеся знакомятся с историей русской народной игрушки, с традициями художественных промыслов Древней Руси, учатся ценить и уважать «живое дерево ремесел», как образно называют декоративно-прикладное творчество, узнают о том, как и когда появилась современная производственная игрушка, а также изучают способы построения и конструирования собственной мягкой игрушки.
Теоретическая часть изучаемого курса, дает возможность ознакомиться с подробным рассказом о том, как и из какого материала была изготовлена та или иная игрушка, учит читать схемы деталей выкройки с комментариями к условным обозначениям и постигать технологию ее изготовления; анализировать этапы производственной работы, а также пытаться создавать эксклюзивные авторские сувениры и игрушки.
Программа предусматривает изготовление игрушек, как по готовым базовым шаблонам, так и по собственным разработкам, придуманным, в процессе обсуждения и творческом постижении образа будущей игрушки. Практическая работа включает в себя зарисовку модели, разборку конструкций модели, составление и разработку чертежа будущей игрушки, заготовку лекал, побор ткани, обмеловку, раскрой, пошив и художественноe оформление готового изделия – весь полноценный технологический цикл.
Для изготовления этих мягких чудес с детской «фабрики игрушек» могут применять абсолютно разные материалы – различной фактуры и качества. Это может быть синтетический мех и совсем ненужный – бросовый материал, различные лоскутки всевозможной ткани, которые без труда можно обнаружить в любом доме, и обычный картон, кусочки пластмассы, или же детали и элементы старых, уже пришедших в негодность игрушек, тесьма, ленты, нитки, гардинные шнуры, бусы, пуговицы, словом, все то, что таким-то труднодоступным или дорогостоящим дефицитом.
При подборе различного не только по фактуре, но и по цвету и качеству материала дети учатся сочетать их в выгодной для будущей игрушки форме, стараясь достигать в процессе этой работы образной необычности, неординарности, которая получается благодаря заинтересованной фантазии начинающих «созидателей» игрушечного мира. Все это вдвойне интересно, так как игрушка – как один из элементов социализации маленького человека – является довольно редкой темой для изучения и анализа творческой природы ребенка. Мир чудес, созданных руками детей, это своеобразная лаборатория чувств, позволяющая познать мечты и устремления юных творцов, ведь игрушка не существует сама по себе, она целиком наделена характером своего «родителя», которого с полным правом можно считать ребенка, создавшего себе «близкого друга» из «того что было», как пелось в некогда популярной песенке о женском счастье.
Продолжительность программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения – 144 часа (два раза в неделю по 2 часа – 1 час занятия включает 15 минут физической разминки).
Программа состоит из учебных модулей:
«История предмета»
«Сувениры из ткани»
«Игрушки из носочков»
«Игрушки с бисером»
«Игрушки из мехового лоскута»
Отличительной чертой данной модифицированной программы является то, что наряду с традиционным мехом, в нее включены элементы плетения и бисероплетения. В программе имеется инструкция по технике безопасности.
/
Требования к уровню подготовки воспитанников
По окончании цикла занятий, намеченного в программе, юные мастера успевают познакомиться с историей и традициями создания народной игрушки, вырабатывают уважение к русской культуре, овладевают полной технологией изготовления игрушек любого вида, от каркасных и шарнирных, до настенных и настольных, умеют легко разбираться в подборе необходимого материала для их изготовления и прекрасно ориентируются в терминологии швейного искусства Могут самостоятельно уменьшить или увеличить имеющуюся выкройку, придумать или сконструировать собственную, помогают младшим товарищам по кружку учиться создавать свои игрушки, и с интересом давать «мастер классы» одноклассникам, впервые постигающим искусство прикладного творчества.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
сотрудничества и ответственности;
сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Кроме того, обучение по программе построено по принципу «от простого – к сложному».
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в объединении.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Контроль может осуществляться в следующих формах: участие в конкурсах, выставках, ярмарках.
Возраст обучающихся – младшие школьники.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество
часов
Из них:
теория
практика
1.
Вводное занятие
2
2
2.
Декоративно-прикладное искусство России
2
2
3.
История текстильной игрушки
2
2
4.
Основы материаловедения
2
1
1
5.
5.1
5.2
Ручные стежки и строчки
Шов «вперед иголку», «назад иголку»
Обметочный шов
4
2
2
2
1
1
2
1
1
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
«Сувениры из ткани»
Шляпка-игольница
Сердечко
Змейка
Динозаврик
Такса
24
2
8
4
8
2
5
1
1
1
1
1
19
1
7
3
7
1
7.
7.1
7.2
7.3
7.4
«Игрушки из носочков»
Гриб
Гусеница
Кактус
Рыбка
26
6
8
6
6
4
1
1
1
1
22
5
7
5
5
8.
8.1
8.2
8.3
8.4
«Игрушки с бисером»
Поросенок
Яблоко с червяком
Овечка
Обезьянка
16
4
4
4
4
4
1
1
1
1
22
5
7
5
5
9.
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7
9.8
9.9
«Игрушки из мехового лоскута»
Кошка Муся
Собачка Кнопка
Заяц Тепа
Мишка Миня
Белочка Попрыгунья
Мышонок Пик
Пингвин Пигги
Чебурашка
Ежик Пыхтелкин
64
8
8
8
8
6
6
6
8
6
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
55
7
7
7
7
5
5
5
7
5
10.
Итоговое занятие – выставка работ объединения
2
Итого
144 ч.
31 ч.
111ч.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
Цели, задачи и содержание программы обучения. Оснащение учебной мастерской. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в мастерской.
Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство России (2 часа)
Народные промысла и ремесла. Декоративно-прикладное искусство, его влияние на современную культуру.
Раздел 3. История текстильной игрушки (2 часа)
Знакомство с традициями различных народов по изготовлению текстильных игрушек.
Раздел 4. Основы материаловедения (2 часа)
Классификация материалов по происхождению. Виды, свойства тканей и меха, обусловливающие широкий спектр их применения. Уход за тканевыми изделиями.
Практическое занятие. По предложенным образцам органометрическим методом определить вид материала, область его применения.
Раздел 5. Ручные стежки и строчки (4 часа)
Тема 5.1. Овладение швом «вперед иголку».
Прерывистый шов, состоящий из отдельных стежков. На иголку набирается определенное количество нитей ткани, например 5, и такое же количество оставляется под иголкой.
Овладение швом «назад иголку».
Движением иглы справа налево делают стежок и пропуск одной длины. Для выполнения второго стежка нитку укладывают слева направо. Иголку вводят в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону левее второго стежка.
Тема 5.2. Овладение обметочный швом.
Он применяется для обшивки края изделия. Очень прочный, как бы обвивающий край ткани шов.
Раздел 6. «Сувениры из ткани» (24 часа)
Тема 6.1. Шляпка-игольница (2 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 6.2. Сердечко (8 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 6.3. Змейка (4 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 6.4. Динозаврик (8 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 6.5. Такса (2 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Раздел 7. «Игрушки из носочков» (26 часа)
Тема 7.1. Шляпка-игольница (2 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 7.2. Гриб (6 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 7.3. Гусеница (8 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 7.4. Кактус (6 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 7.5. Рыбка (6 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Раздел 8. «Игрушки с бисером» (16 часа)
Тема 8.1. Поросенок (4 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 8.2. Яблоко с червяком (4 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 8.3. Овечка (4 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 8.4. Обезьянка (4 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Раздел 9. «Игрушки из мехового лоскута» (64аса)
Тема 9.1. Кошка Муся (8 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 9.2. Собачка Кнопка (8 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 9.3. Заяц Тепа (8 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 9.4. Мишка Миня (8 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 9.5. Белочка Попрыгунья (6 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 9.6. Мышонок Пик (6 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 9.7. Пингвин Пигги (6 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 9.8. Чебурашка (8 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Тема 9.9. Ежик Пыхтелкин (6 часа)
Теория: просмотр образца поделки, подбор материала, технология изготовления.
Практика: изготовление выкройки, раскрой, пошив, оформление.
Раздел 10. Итоговое занятие – выставка работ объединения (2 часа)
Список литературы
1. Программа для внешкольных учреждений, общеобразовательных школ "Культура быта". М. Просвещение. 2007.
2. "Внеурочные занятия с учащимися начальных классов /1-4 классы одиннадцатилетней школы/. Программы Министер. РФ. М. Просвещение. 2004.
3. Методические рекомендации педагогу, работающему над модифицированной программой - материалы ГМЦ.
4. "Кружок изготовления игрушек – сувениров". Молотобарова О.С. М.Просвещение. 1990.
5. "Мягкая игрушка". Петухова В.И. , Ширшикова Е.Н. М. Издатель Балабанов И.В. 2001.
6. Кононович Т.П. "Мягкая игрушка". Веселый зоопарк. М. Рипол классик СПб Валери СПД, 2001.
7. Кочетова СВ. "Мягкая игрушка", Игрушки из носочков. М. Рилол классик СПб Валери СПД, 2001.
8. Кочетова СВ. "Мягкая игрушка", Игрушки с бисером. М. Рипол классик СПб Валери СПД, 2001.
9. Белова Н. «Мягкая игрушка»: Веселая компания. – М. Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; СПб «Валерии СПД», 2001.
10. Кочетова С. «Мягкая игрушка»: Игрушки для всех. – М. Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; СПб «Валерии СПД», 2004.
11. Деревянко Н.С. Мягкая игрушка»: Волшебный сад. – М. «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб «Валерии СПД», 2001.Обучающиеся должны знать и выполнять правила техники безопасности работы
При работе ножницами, иглами, булавками.
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
Сломанную иглу следует отдать руководителю.
Учебно-методическое обеспечение
Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы.
Инструменты: карандаши, ручки, ножницы, иглы, булавки.
Материалы: картон, лоскуты ткани и меха, лоскуты натуральной и искусственной кожи, вата, синтепон, нитки, пуговицы, бисер, поролон, проволока, мел, клей «Момент».
Наглядные пособия:
Образцы:
- виды ручных швов
Фотографии изделий
Работы учащихся из методического фонда
Методические альбомы (выкройки деталей изделий)
Заголовок 115