ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка «Мягкая игрушка» для учащихся 3 класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Йошкар-Олы»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
кружка «Мягкая игрушка»
для учащихся 3 класса
Составитель: Н.С.Дмитриева,
учитель начальных классов
Йошкар-Ола
2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..........3
1 Пояснительную записку……………………………………………………………..………….4
1.1 Направленность дополнительной образовательной программы……………………..……...4
1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………………………...………...4
1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы……………………….............5
1.4 Отличительные особенности…………………………………………………………...............5
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы……………………..............6
1.6 Сроки реализации…………………………………………………………………………….…6
1.7 Формы и режим занятий………………………………………………………………..............6
1.8 Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………7
1.9 Формы подведения итогов реализации программы…………………………………..............8
2. Тематическое планирование…………………………………………………………………..9
3 Содержание программы……………………………………………………………………….10
4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………13
Список использованных источников………………………………………………………….15
Образовательная программа кружка «Мягкая игрушка» для учащихся 3 класса
Введение
Программа кружка «Мягкая игрушка» для 3 класса разработана на основе основной образовательной программы начальной школы, требований ФГОС общего образования для начальной школы (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. №373 «Об утверждении введения в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», Закона РФ «Об образовании». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 2885. Примерной программы внеурочной деятельности Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество. Рекомендованная Минобрнауки России и с учетом стандарта начального общего образования.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента ФГОС НОО изменения внесены в соответствии с направлением деятельности кружка, с возрастом учащихся – кружковцев, месторасположение школы.
Игрушка всегда сопутствовала человеку - она является одним из самых давних видов декоративно - прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего нас. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Лучшие традиции швейной игрушки из ткани живут и развиваются в самодельной игрушке. Большой интерес к изготовлению мягкой игрушки проявляют дети младшего и среднего школьного возраста. На уроках учащиеся получают лишь основные знания. Для наиболее полного изучения, овладения большим количеством информации в данной области и организован наш кружок.
1 Пояснительная записка
1.1 Направленность дополнительной образовательной программы
Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления по изготовлению мягких плоских и объемных игрушек из ткани.
Образовательная программа «Мягкая игрушка» направлена на обучение детей шитью ручными швами, технологии кройки и шитья плоской, полуобъемная и объемной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями. Программа позволяет учесть особенности каждого ребенка.
1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна образовательной программы заключается в том, что в данной программе конкретизирован тематический план занятий кружка конкретными изделиями, в соответствии с планом разработаны конспекты занятий с сопровождающим материалом (презентации, образцы игрушек, выкройки и т.п.)
Актуальность программы. Программа «Мягкая игрушка» направлена на развитие творческих способностей ребенка, при этом создает условия для самовыражения через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, игрушкой, возможно - заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих силах.
Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая:
- радость общения
-удовлетворение результатами своего труда
-исключение боязни неудачи (любой результат положителен)
-создание обстановки взаимопомощь
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т.д.); методы контроля и управления деятельностью детей (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.); средства обучения (необходимое оборудование, инструменты и материалы доступные для детей) действенны в развитии творческих способностей детей посещающих кружок «Мягкая игрушка».
1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель образовательной программы: развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.
Задачи образовательной программы:
воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- воспитывать культуры общения, умения работать в коллективе.
развивающие:
- развивать активность и самостоятельность;
- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
- развивать творческие способности, фантазии и воображения, образное мышление.
образовательные:
- формировать у детей навык ручного труда, практических приемов и навыков
шитья;
- обучать основам кройки и шитья игрушки, обучать работе с иглой;
- расширить знания об истории игрушки.
1.4 Отличительные особенности
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.
У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.
Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные своими руками, становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает творческий подход.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление мягких игрушек, выполнение графических зарисовок (костюмов, орнаментов, моделей игрушек и т.п.).
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями [6].
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Кружок посещают дети в возрасте от 9 до 10 лет. Проводятся занятия 1 раз в неделю по 40-45 минут. Наполняемость групп 10 - 13 человек. В группах действует активный метод взаимопомощи «я умею - научу другого», что способствует интересному творческому общению и деловому дружелюбию. Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам, ярмаркам, выставкам.
1.6 Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 1 учебный год. Всего 32 занятия, которые проводятся 1 раза в неделю по 40-45 минут.
1.7 Формы и режим занятий
Приоритет отдается активным методам преподавания:
- практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов и т.д.;
- нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация и т.д.
Основная форма организации кружка мягкая игрушка – занятие, проводимое по дополнительно составленному расписанию с постоянным составом учащихся.
Примерная структура занятия:
Организация занятия
Вступительная часть
Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания, и т.п.
Представление мягкой игрушки, анализ образца
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач,
индивидуальная работа в тетрадях, работа с выкройками, подбор необходимого оборудования
Физкультминутка
Самостоятельная работа по шитью мягкой игрушки
Рефлексия
Подведение итогов
Для организации занятий используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)
репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)
изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой
деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Режим работы кружка - 1 занятия в неделю по 40-45 минут.
Программа рассчитана на детей 9-10 лет.
Вид детской группы: состав постоянный.
Особенности набора детей: по желанию детей.
1.8 Ожидаемые результаты
В результате обучения в кружке в течение 1 года:
Обучающиеся должны знать:
общие сведения об истории игрушки;
виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны;
различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в
традиционных художественных ремеслах;
понятие о композиции, виды отделки швейных изделий;
технологию выполнения машинных и ручных работ для соединения деталей;
правила техники безопасности;
технологию изготовления игрушек;
правила работы с технологическими картами, схемами, выкройками и т.п.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять изделия разной степени сложности по данным лекалам, выкройкам и
образцам;
подготавливать материалы для работы;
подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;
соединять детали сувениров, игрушек между собой, выполнять ручное, клеевое
соединение материалов;
экономно расходовать материалы;
эстетично оформлять изделия;
оформлять выставочные материалы;
работать индивидуально и коллективно.
1.9 Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения итогов реализации данной программы являются творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях (подарки дошкольникам, ветеранам и т.п), конкурсы, соревнования среди кружковцев.
2 Тематическое планирование
Образовательная программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу:
теоретическая часть - беседы, просмотр видеороликов, презентаций, экскурсии;
практическая - самостоятельное выполнение работы.
Формы обучения: коллективная и индивидуальная.
№ п/пНазвание тем Общее количество часов Количество часов
теории практики
1. Вводные занятия 1 1 2. Технология выполнения швов 1 0,5 0,5
3. Закрепления нити 1 0,5 0,5
4. Конструирование и оформление
игрушки 1 0,5 0,5
5. Игольница «Шляпа» 1 0,5 0,5
6. Игрушка-брелок «Зайка» 1 0,5 0,5
7. Плоская игрушка «Совушка» 1 0,5 0,5
8. Плоская игрушка по выбору 2 0,5 1,5
9. Объемная игрушка «Звездочка» 1,5 0,5 1
10. Объемная игрушка «Мишутка» 1,5 0,5 1
11. Объемная игрушка «Пальчушки» 1 0,5 0,5
12. Объемная игрушка «Волшебная бабочка» 1 0,5 0,5
13. Экскурсия в швейный цех 2 2 14. Объемная игрушка-подушка «Мама Совёнка» 2 0,5 1
15. Объемная игрушка «Влюбленный» 3 0,5 2,5
16. Объемная игрушка «Ушастик» 2 0,5 1
17. Объемная игрушка по выбору 3 3
18. Объемная игрушка «Бульдог» 2 0,5 1,5
19. Объемная игрушка «Осьминожка» 3 0,5 2,5
20. Выставка работ 1 1
Итого 32 11 21
3 Содержание дополнительной образовательной программы кружка
1 Вводное занятие
Знакомство учащихся с руководителем кружка, с работой кружка, с планом проведения занятий и их тематикой. Правила поведения на занятиях.
Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки.
Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Просмотр презентации «Инструменты и приспособления». Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз».
Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с инструментами их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий. Просмотр видеоролика «Правила при работе с инструментами и приспособлениями во время шитья мягких игрушек»
2 Технология выполнения швов
Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного». Практическое выполнение швов.
3 Закрепления нити при шитье мягкой игрушки
Просмотр презентации «Способы закрепления нитей». Узнать различия между способами закрепления нитей и их использованием в процессе выполнения игрушек.
4 Конструирование и оформление игрушки
Правила раскроя игрушки, сборка игрушки, оформление игрушки. Аппликация из ткани.
Основные цвета. Сочетание цветов. Презентация «Теплые и холодные цвета». Сопоставление цветовой гаммы. Составление таблицы сочетаемости цвета.
Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.
Основы сбора игрушек. Шарнирное крепление. Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом. Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, цветка с сердцевиной, колпачка, беретика, волос, парика. 45396152146305 Изготовление игольницы «Шляпа»
Беседа о возникновении игольницы. Подбор ткани, нитки и фурнитуры. Сформировать у учащихся представление о возникновении игольницы. Научить детей делать раскрой выкройки, собрать (сшить) игольницу.
6 Изготовление игрушки-брелка «Зайка»
460629066040Сформировать у учащихся направленность игрушки-брелка. Беседа на тему «Где мы можем использовать игрушку-брелок?» Научить детей делать раскрой выкройки, подбирать ткани, фурнитуры, нитки. Сшить игрушку - брелок
7 Изготовление плоской игрушки «Совушка»
4587240200025Просмотр видеоролика «От рождения до конца». Беседа по просмотренному видеоролику. Познакомить детей с жизнью птиц - сов. Закрепить умение определять ткань, делать раскрой деталей. Соединение несколько деталей при шитье игрушки.
8 Изготовление плоской игрушки по выбору
4653915742950Научить учащихся самостоятельно шить мягкую плоскую игрушку. Делать самостоятельно выкройку, раскрой ткани, соединение деталей игрушки. Развивать фантазию детей. Сшить плоскую игрушку по выбору.
9 Изготовление объемной игрушки «Звездочка»
Викторина на тему «Все о звездах».
4679950723900Закрепление умения выбора цвета ткани, раскроя по готовой выкройке. Оформление звезды вышивкой, аппликацией. Сшить игрушку «Звездочка»
10 Изготовление объемной игрушки «Мишутка»
Составление сказки о Мишутке.
46443901011555Виды ткани, используемые для шитья многоцветных игрушек Закрепление умения выполнять раскрой ткани. Уметь соединять несколько деталей. Использование ленты для оформления Мишутки.
11 Изготовление объемной игрушки «Пальчушки»
Беседа о жизни старых, ненужных вещей (про перчатки).
Сформировать у ребят представление, что из ненужных вещей можно делать разные поделки и игрушки, в том числе и мягкие.
Использование ленты для оформления игрушек. Закрепление оформления лица игрушек.
474916525971512 Изготовление объемной игрушки «Волшебная бабочка»
Просмотр презентации «Весенние бабочки». Беседа во время просмотра презентации, обсуждение.
Раскрой и соединение деталей, выворачивание заготовки, набивка поролоном, использование фурнитур. Использование потайного шва для зашивания отверстия, оставленного для набивки.
13 Экскурсия в швейный цех
Сформировать у ребят представление о работе людей в швейном цеху. Познакомить с инструментами, с которыми работают в цехе.
Беседа после экскурсии.
14 Изготовление объемной игрушки-подушки «Мама Совёнка»
482663561595Игра «Вопрос-ответ» на тему птиц.
Аппликация мордочки лицевой стороны подушки-игрушки с использованием петельного шва. Раскрой деталей, соединение швом «строчка» по изнаночной стороне, выворачивание заготовки, набивка синтетической ватой. Использование потайного шва для зашивания отверстия, оставленного для набивки.
15 Изготовление объемной игрушки «Влюбленный»
464629582550Беседа с учащимися о любви, любви к родным, близким.
Применение садовых перчаток (новых) для изготовления «влюбленного» кота. Использование дополнительных материалов и фурнитуры для оформления поделки.
4825365674370Закрепление умений выполнять петельный шов, набивку поролоном, оформление изделия. Подготовка изделия в подарок детям детского сада.
16 Сказка собственного сочинения «Ушастик»
Применение аппликации при оформлении мягкой игрушки.
Шитье «Ушастика» на основе сформированных умений.
Сочинение и рассказ сказки с использованием изготовленных мягких игрушек.
17 Изготовление объемной игрушки по выбору
4933315586740Научить учащихся самостоятельно шить мягкую объемную игрушку. Делать самостоятельно выкройку, так же раскрой выкройки. Развивать фантазию детей.
18 Изготовление объемной игрушки «Бульдог»
Рассказ о своем домашнем животном (собака).
Применение алгоритма шитья мягкой игрушки для изготовления «Бульдога». Применение петельного шва для шитья мягкой игрушки.
490156524574519 Изготовление объемной игрушки «Осьминожка»
Просмотр видеоролика «Морские жители». Беседа по просмотренному видеоролику. Краткий рассказ про жизнь осьминогов.
Применение алгоритма шитья мягкой игрушки для изготовления «Осьминожки».
20 Выставка работ учащихся
Оформление выставки всех работ. Оформление класса. Чаепитие.
4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Вначале учебного года программа работы подробно обсуждается с родителями, решаются материально технические условия её реализации. Родители привлекаются к заготовке материалов для изготовления игрушек, приглашаются на различные детские выставки и праздники, а также на родительские собрания. Кроме этого с родителями проводятся и индивидуальные беседы с целью разъяснения конкретных мер помощи ребёнку в обучении с учётом его индивидуальных возможностей, а также с целью обсуждения результатов продвижения ребёнка в условиях кружковой работы.
Учитывая возрастные особенности обучающихся при реализации программы, основное время отводится выполнению обучающимися практических работ, в ходе которых закрепляются знания, умения и навыки. Используются различные виды инструктажа, демонстрация приемов работы. Самореализации обучающихся способствует создаваемая на занятиях положительная эмоционально-психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения. Обсуждение изготовленных изделий, конкурсы стимулируют проявление инициативы и творчества обучающихся. Методическое обеспечение программы включает:
специальная литература;
цветовой круг (таблица);
методические разработки поэтапного изготовления изделий;
наглядные пособия (альбомы с образцами ручных стежков и строчек, машинных швов);
образцы видов тканей;
образцы видов меха; таблицы и инструкционные карты по выполнению изделий; образцы с видами отделки изделий;
образцы поузловой обработки швейных изделий; выкройки, шаблоны; образцы готовых изделий; контрольное задание (набор карточек).
Список использованных источник:
Геронимус Т.М.Технология: Маленький мастер: учеб. для 4 кл/ Геронимус Т.М. [Текст]. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 160 с.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество /. Д.В.Григорьев, Б.В. Куприянов . - М.: «Просвещение», 2011.- 97 с.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования [Текст] . – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 192 с
Нагибина, М.И. Чудеса из ткани своими руками [Текст] – Ярославль: «Академия развития», 1997-208с. ISBN 5-7797-0019-2
Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество (Серия «Работаем по новым стандартам») [электронный ресурс] – режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8274
Планирование кружка «Национальное шитье» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru
Полуобъемная мягкая игрушка. Выкройка и шитье. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ejka.ru/blog/tilda/Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [электронный ресурс] – режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959