«Методические рекомендации учителям географии по подготовке учащихся к ЕГЭ в 2017 году».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №3»
г. Минеральные Воды, Ставропольского края
ТЕМА: «Методические рекомендации учителям географии по подготовке учащихся к ЕГЭ в 2017 году».
Выступление на семинаре ГМО
учителей географии подготовила:
Калиничева Инна Ивановна
учитель географии МБОУ лицея №3
20. 02. 2017г.
Методические рекомендации учителям географии по подготовке учащихся к ЕГЭ в 2017 году.
К ЕГЭ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить.
Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения. Подготовка к экзамену не может быть сведена к «натаскиванию» на выполнение различных заданий «в формате ЕГЭ», хотя и не исключает использования подобного типа вопросов. Включение в практику работы учителя используемых в ЕГЭ заданий должно быть средством, помогающим лучше организовать познавательную деятельность учащихся, повысить эффективность образовательного процесса. Опубликованные задания ЕГЭ целесообразно использовать при проверке соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям наряду с другими пособиями, предназначенными для проверки учебных достижений по географии. Например, многие пособия для тематического и итогового контроля включают значительное количество заданий, по форме и содержанию подобные заданиям ЕГЭ. Они ориентированы не только на проверку знаний фактов логического характера, но и включают задания для проверки сформированности умений пользоваться текстовыми, картографическими и статистическими источниками географических знаний, способности применять знания и умения при решении различных задач. Использование апробированных в рамках ЕГЭ заданий при текущем контроле позволит учителю получать более полную картину состояния сформированности знаний и умений, и, одновременно, – подготовит учащихся к тематическому и итоговому контролю.
Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособий для подготовки к ЕГЭ. Таких пособий много, но далеко не все они могут реально помочь при подготовке к экзамену. Рекомендовать ученикам можно пособия, включенные в «Перечень изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенный на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).
При подготовке учащихся к ЕГЭ следует обратить особое внимание на повторение тех тем, по материалам которых было зафиксировано наибольшее количество ошибок:
1. Определение направлений по карте;
2. Градусная сетка;
3. Зенитальное положение Солнца в дни равноденствий и солнцестояний;
4. Взаимосвязь географической широты места и полуденной высоты Солнца;
5. Расчет поясного времени;
6. История географических открытий;
7. Климатические области и типы климатов;
8. География населения России и мира;
9. География субъектов Российской Федерации;
10. Почвы. Типы почв;
11. Горные породы, слагающие земную кору.
В системе работы учителя географии рекомендуется:
Методические рекомендации к изучению раздела 1.
«Основные источники географической информации»
Основные элементы содержания раздела, проверяемые заданиями КИМ: план местности; географическая карта; основные параметры и элементы плана и карты (масштаб, условные знаки, способы географического изображения, градусная сеть); статистические материалы, поясное время; географические описания и характеристики; выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
Особенности контрольных заданий экзаменационной работы.
Задания ориентированы на сравнение свойств географической карты и плана местности; сравнение способов картографического изображения; определение направлений и азимутов на плане и карте, географических координат, азимутов, расстояний, поясного времени; анализ топографической карты, статистических материалов, географических описаний и характеристик, воспроизведение знаний о выдающихся исследователях и их вкладе в освоение и исследование Земли и территории России. Рассматриваемый раздел в экзаменационных работах 2007, 2008 гг. был представлен 5 заданиями.
Типичные ошибки учащихся: выпускники считают, что направления «север-юг» и «запад-восток» соответствуют направлениям «вверх-вниз», «влево-вправо», а не линиям градусной сетки карты; путают понятия западной и восточной долготы, не умеют определять поясное время.
Методические рекомендации к изучению раздела. Подготовку к ЕГЭ следует осуществлять на основе учебников, рекомендованных Министерством образования РФ. Это учебник «Начальный курс географии» ,«География материков и океанов». под ред. А.А.Домагацкого. При повторении раздела «План и карта» (начальный курс географии) важно мотивировать учащихся, показывать большую роль картографических знаний в жизни современного человека как основы ориентирования в географическом пространстве и его научно обоснованного преобразования, а также для самого ученика, которому предстоит сдать ЕГЭ. При повторении узловых вопросов темы рекомендуется использовать индуктивный путь формирования знаний и умений, прежде всего ключевых понятий топографический план местности, топографическая карта, географическая карта и умений работать с ними.
Тема «Ориентирование на местности» задает основу для понимания работы с планом и картой. Затем следует изучение плана местности, топографической карты и только после этого географической карты. Учащиеся должны усвоить специфику плана местности по сравнению с другими ее изображениями (рисунок, аэрофотоснимок): на плане объекты местности изображены условными знаками, показано взаимное расположение объектов, направления между ними. По плану местности с помощью масштаба можно определить действительные расстояния между отдельными точками, площадь местности и ее отдельных участков, высоты местности (абсолютные и относительные). Одновременно со знаниями у учащихся формируются соответствующие умения: пользоваться условными знаками, на основе анализа условных знаков читать план и составлять описание местности, определять направления, определять взаимное расположение объектов, вычислять расстояния.
Во время подготовки к ЕГЭ следует вспомнить приемы учебной работы, составляющие операционально-деятельностную основу формируемых умений. Например, актуализируя умение определять направления на плане местности (топографической карте), учитель показывает образец всех действий, входящих в прием, пользуясь кругом ориентирования и настенным планом местности. Состав приема: 1. Провести через первую точку две взаимно перпендикулярные линии, соответствующие основным сторонам горизонта. 2. Показать от точки пересечения линий направление на север, юг, запад, восток. 3. Мысленно провести между основными сторонами горизонта линии, соответствующие промежуточным сторонам горизонта. 4. Определить, какой линии из проведенных соответствует направление на вторую точку заданной линии. Это и будет искомое направление. Ученики, применяя прием, выполняют задания по образцу, а затем в измененных условиях. При изучении нового материала целесообразно использовать методы работы с текстом учебника, в частности метод выборочного чтения.
Существенным в актуализации знаний о географической карте является повторение характеристик основных линий градусной сетки: меридианов и параллелей, различий в их изображении на глобусе и карте, географической широты и долготы точек (географическими координатами). Все эти понятия также достаточно абстракты. При актуализации понятий следует идти от глобуса к физической карте полушарий и затем к физической карте России. Не менее сложными для усвоения учащимися выступают знания о способах изображения рельефа на картах: отметках высот, горизонталях, послойной окраске, шкале высот и глубин. Здесь важно закрепить у учеников правильное восприятие условности цвета в изображении основных форм рельефа. Сравнение способов изображения рельефа на картине, топографической и мелкомасштабной географической картах способствует более глубокому уяснению изучаемых вопросов.
Важнейшее условие подготовки ученика состоит в актуализации определений основных понятий раздела и установлении связей между ними. Это позволяет выделить и сравнить существенные признаки понятий, что способствует их более глубокому осмыслению. Приведем пример сравнительной характеристики географической карты и плана местности. Обобщение существенных признаков побуждает учащихся припомнить определения других понятий. Так, сравнивая признаки плана и карты, ученики вспоминают определение масштаба, вспоминают, что на картах используется численный, именной и линейный масштабы. Четкое знание определений основных понятий этого и других разделов, умение дать правильное и полное определение проверяют ряд контрольных заданий первой части экзаменационной работы (тесты закрытого типа, например: «литосферная плита – это.. »; «антициклон – это…»). Во второй части некоторые задания содержат определение того или иного понятия. От ученика требуется вписать соответствующий термин.
Другое условие интенсификации процесса подготовки к экзамену составляет применение знаний и умений в рамках тренировочных и итоговых (обобщающих) практических работ. При разработке учебных заданий учителю необходимо предусмотреть различные варианты учебных заданий, выполнение которых направлено на отработку и закрепление соответствующего приема учебной работы. Так, при отработке умения определять географическую широту точки отрабатываются следующие варианты: точка пересекается параллелью; точка расположена между двумя параллелями градусной сетки карты. При этом следует использовать разномасштабные карты.
Изучение темы в 6-7 классах закладывает фундамент для формирования базовых картографических умений, в конечном итоге – освоение картографического метода как ведущего метода познания географической науки. Необходимо предусмотреть систематическое повторение, систематизацию и обобщение знаний и умений учащихся работать с различными источниками географической информации. Этому способствует обучающая технология, предполагающая поэтапное освоение работы с указанными источниками географической информации, в рамках которой каждый из них последовательно выступает как объект изучения – источник географических знаний – средство коллективной и самостоятельной работы ученика – средство контроля и само (взаимоконтроля) учащихся.
Следует обратить особое внимание на отработку приемов определения поясного времени, в связи с чем учащиеся должны понимать, что такое местное, поясное время, линия перемены дат, понимать, что земная поверхность международным соглашением поделена на 24 пояса, что срединным меридианом нулевого пояса является Гринвичский меридиан, что территорию России пересекает 12 часовых поясов. Все эти знания необходимы для расчета показателей времени на конкретной территории или в населенных пунктах (задания второй части экзаменационной работы).
Методические рекомендации к изучению раздела 2.
«Природа Земли и человек»
Основные элементы содержания раздела, проверяемые заданиями КИМ: Земля как планета Солнечной системы; геологическая история Земли; географическая оболочка, основные свойства и закономерности; литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера; почва как особое природное образование и условия образования почв разного типа; природные комплексы; материки и океаны как крупнейшие природные комплексы; анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах.
Особенности контрольных заданий экзаменационной работы.
Задания ориентированы на воспроизведение знаний о Земле как планете Солнечной системы, их применение в измененной ситуации; воспроизведение знаний о составе и строении основных сфер Земли. Показ, описание положения на карте основных элементов рельефа поверхности Земли, тектонических структур, зон землетрясений и вулканизма, основных объектов гидросферы на карте, климатических поясов, сравнение климатических показателей отдельных территорий. Показ и описание по карте ареалов распространения основных зональных типов почв, видов растений и животных. Показ на карте основных географических зон Земли и воспроизведение знаний об особенностях компонентов природы в границах географических зон. Воспроизведение знаний об основных чертах рельефа поверхности материков и дна океана, климата материков; показ и описание положения на карте материков, островов и полуостровов. Определение географических объектов и явлений литосферы, гидросферы и атмосферы по их существенным признакам.
Особое внимание в контрольных заданиях отводится проверке сформированности у выпускников пространственных географических представлений (например, распределение тепла и влаги на поверхности Земли, образование и размещение крупных форм рельефа в зависимости от геологического строения и истории развития территории, особенности распространения географических зон и типичных для них представителей органического мира). Умение классифицировать географические объекты (например, горные породы по происхождению, объекты гидросферы – моря, реки; объекты литосферы – горы, равнины по происхождению, высоте и пр.); сравнивать и определять особенности объектов, применяя знания об общих географических закономерностях (например, определять, в какой из обозначенной на карте территории минимальное количество выпадающих за год осадков, где находится Солнце в определенное время года и т.д.).
Типичные ошибки учащихся. Выявляют устойчиво существующие неправильные представления выпускников о повышении температуры и давления воздуха с высотой, смешение понятий «циклон» и «антициклон», схематичные представления о распределении тепла и влаги на поверхности Земли, ошибки при объяснении процессов общей циркуляции атмосферы и климатообразования (например, считают, что пассаты действуют в умеренных широтах). Особенности высотной поясности горных систем объясняют влиянием их тектонического строения. Многие выпускники считают, что на экваторе день всегда длиннее ночи и высота Солнца над горизонтом максимальна в течение всего года; не знают, где находится Солнце в дни равноденствий и солнцестояний. Выпускники, в целом представляя закономерности изменения высоты Солнца в зависимости от географической широты места, испытывают затруднения в том, чтобы интегрировать эти знания со знаниями об особенностях вращения Земли вокруг своей оси и связанные с этим различия в высоте Солнца над горизонтом.
Методические рекомендации к изучению раздела. Изучение раздела рекомендуется по учебникам: «Начальный курс географии» под ред. А.А.Домагацкий, Т.П. Герасимовой; «География материков и океанов» под ред. И.В. Душиной; «География России: Природа» И.И. Бариновой; «География России» под ред. А.И. Алексеева.
Содержательную основу раздела составляют общеземлеведческие знания, формирование которых у учащихся осуществляется последовательно при изучении начального курса географии (6 класс), курса «География материков и океанов» (7 класс), курса «География России. Раздел Природа» (8 класс). Между курсами существует преемственность в направлении постепенного расширения и углубления, обобщения знаний и приемов учебной работы как по содержанию теоретического характера (общие понятия, знания о связях между компонентами природы, между природой и хозяйственной деятельностью человека), так и по региональным разделам.
При формировании знаний о геосферах географической оболочки и их компонентах важно помнить, что изучаемые объекты характеризуются тремя основными особенностями: качеством объекта, т.е. вещественным составом и определенным строением; формами существования, т.е. распределением в географическом пространстве; изменением во времени вследствие природных процессов и под воздействием деятельности человека. Поэтому важнейшая образовательная задача состоит в том, чтобы подвести учащихся к пониманию идеи о неоднородности географической оболочки на планетарном и региональном уровнях; сформировать основные общие предметные физико-географические понятия и представления; обеспечить усвоение достаточно полных и относительно завершенных знаний о компонентах природы и природных (географических комплексах) разного типа и ранга, о связях между природой и человеком.
Глубокому пониманию, осмыслению сложных физико-географических закономерностей способствует формирование у учащихся приемов учебной работы. Учителю следует помнить, что в каждой единице усвоения (именно они определяют основные элементы содержания верного ответа) заложены приемы или способы ее усвоения. В природоведческом содержании выделены три основные группы знаний и соответствующие им системы обобщенных приемов учебной работы: общие физико-географические понятия и представления, знания о связях и закономерностях, устойчиво проявляющихся в географическом пространстве; знания о единичных объектах и территориях; топографо-картографические знания. Наиболее важными приемами учебной работы выступают приемы раскрытия содержания понятий, характеризующие строение и свойства геосфер географической оболочки; приемы использования единичных объектов для выявления признаков общего понятия в объектах, их обобщение; прием раскрытия содержания понятий, связей; прием применения общих понятий и их конкретизация; прием систематизации объектов и явлений; прием подведения единичных объектов и явлений под общее понятие; прием определения географического положения объекта; прием описания компонентов природы и природных комплексов.
Изучение природоведческих вопросов в каждом из трех курсов имеет свою специфику. Содержание учебного материала о земных оболочках включает знания об их частях, представленных единичными объектами: равнинами, горами, морями, реками, озерами. Все многообразие пространственной неоднородности географической оболочки в глобальном и региональном масштабах изучается в курсах 7 и 8-9 классов (География России). В содержании начального курса представлены лишь те объекты, в особенностях которых легко вычленить существенные и варьирующие признаки понятия; на основе первых вводится определение общего понятия, на основании вторых вводятся элементы классификации географических объектов (например, к понятию «море» относятся моря внутренние и окраинные). Их описания по содержанию кратки, поскольку подробно они будут изучаться в последующих курсах. Однако такому признаку объектов, как их географическое положение, уделяется значительное место. Учащиеся осваивают обобщенный прием учебной работы по определению географического положения объекта и задания, предполагающие усвоение сначала частных приемов (ГП гор суши и перенос его на определение ГП равнин, дна океана, ГП моря, ГП реки), при применении которых он постепенно обобщается. В заключительном разделе курса учащимся предлагается самостоятельно сформулировать обобщенный прием определения ГП объекта.
При подготовке учащихся к ЕГЭ учителю необходимо выполнять общие требования к организации усвоения нового учебного материала. Полнота и правильность, осознанность знаний достигаются лишь при условии сочетания различных источников знаний и активной мыслительной и практической деятельности учащихся. Исследования психологов и методистов показывают, что ученик, воспринимающий учебную информацию, сообщаемую учителем, запоминает менее 1/5 ее объема; визуально воспринимаемая информация запоминается в среднем на ¼; слушая и рассматривая, ученик запоминает более чем ½ ее объема. Если же учащийся одновременно слушает и анализирует наглядные средства обучения (карта, таблицы, фотоиллюстрации, картины и т.д.), при этом выделяет главное и фиксирует его в письменной или знаково-символической форме (сочетание восприятия нового, его осмысления и первичного закрепления), то усваивается более ¾ объема информации. Оптимальное сочетание слова и наглядности, а также практической, исследовательской, поисковой деятельности учащихся – одно из основных условий повышения качества подготовки школьников и успешного выполнения заданий ЕГЭ.
При организации процесса формирования общих природоведческих понятий у учащихся учителю необходимо предусмотреть оптимальный уровень сложности его содержания, для чего необходимо учитывать преемственность в развитии понятия при его дальнейшем изучении. В связи с чем необходимо иметь в виду следующие уровни усвоения общих физико-географических понятий.
Первый уровень. На конкретном объекте учащиеся усваивают существенные признаки понятия и различают видовые объекты по внешним признакам. Например, «Озеро – это природное углубление, постоянно заполненное водой». Показатель усвоения: учащиеся узнают по внешним признакам озеро (на картине, на карте, в природе), различают и правильно указывают существенные и варьирующие признаки понятия (размеры, глубина, сточность или бессточность).
Второй уровень. Учащиеся усваивают расширенное содержание понятия, например, разнообразие озер по происхождению впадин, по режиму, т.е. в содержание понятия входят знания о связях гидросферы с литосферой и атмосферой. Показатель усвоения: учащиеся выделяют и правильно называют существенные и варьирующие признаки понятия; на основе знаний о географических связях между компонентами природы объясняют причины различий по варьирующим признакам.
В этой связи учителям необходимо рекомендовать уделять больше внимания установлению межпредметных связей при изучении соответствующих вопросов. В собственно географическом плане необходимо усилить связь их изучения с жизнью страны и мира
Третий уровень. Содержание понятия усвоено полностью, в полном объеме и во всех связях (причинно-следственных, генетических, пространственных). Показатель усвоения: учащиеся устанавливают существенные и варьирующие признаки незнакомого объекта, объясняют его особенности; применяя знание общих закономерностей изменения и развития природных объектов, предвидят возможные изменения данного объекта.
Изложенная характеристика глубины усвоения знаний отражает особенности организации процессов учебной деятельности при изучении вопросов природоведческого содержания: вначале рассматриваются и через ощущения выясняются внешние свойства географического объекта, затем раскрываются внутренние связи (существенные и варьирующие) и, наконец, выявляются причины и особенности этих связей.
Разными уровнями усвоения характеризуются и единичные понятия. Каждый единичный объект относится к тому или иному общему понятию, поскольку является «носителем» существенных признаков этого понятия. Варьирующие признаки раскрываются для того, чтобы показать объем общего понятия. Например, Уральские горы – это средневысотные горы, Каспийское море-озеро – самое большое по площади озеро, оно же является примером бессточного озера. КИМ экзаменационной работы показывают, что от выпускника требуется знание и умение различать общие и единичные понятия, перечень которых определяется образовательным стандартом.
Методические рекомендации к изучению раздела 3.
«Население мира»
Основные элементы содержания раздела, проверяемые заданиями КИМ: численность и воспроизводство населения; половой и возрастной состав населения; этногеография; география мировых религий; миграция, виды миграций, география международных миграций; размещение и плотность населения; уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира; анализ демографических ситуаций.
Особенности контрольных заданий экзаменационной работы. Задания ориентированы на воспроизведение знаний о численности, воспроизводстве населения мира и его географических особенностях; о географических особенностях полового и возрастного состава населения, этническом составе, крупных народах и языковых семьях и их распространении; об особенностях размещения населения, о крупнейших городах, городских агломерациях и их размещении, об особенностях процесса урбанизации, о географических различиях и показателях уровня и качества жизни населения. Анализ демографических ситуаций в отдельных странах и регионах мира; определение демографических процессов по их существенным признакам.
Типичные ошибки. Ошибки, допущенные учащимися, связаны с непониманием зависимости между показателями, характеризующими возрастную структуру и естественный прирост населения, влиянием средней продолжительности жизни на возрастную структуру населения. Кроме того, затруднения вызвали задания, где требовалось применить знание признаков основных этапов демографического перехода для прогнозирования возможных социально-экономических проблем, связанных с демографической ситуацией в той или иной стране. У выпускников недостаточно сформированы представления о размещении населения мира. Так, сравнивая регионы по показателю средней плотности населения, лишь половина тестируемых верно указала, что наибольшая средняя плотность населения – в Зарубежной Азии. При этом 35% ошибочно указали Центральную Азию. Типичной ошибкой является отнесение Китая к странам с высокой долей городского населения. Слабо усвоены знания о различиях в уровне урбанизации развивающихся стран. Многие выпускники ошибаются, считая, что во всех развитых странах наблюдается отрицательный естественный прирост населения.
Методические рекомендации к изучению раздела. Основной учебник, рекомендуемый Министерством образования:А.А. Домагацкий «Экономическая и социальная география мира». При подготовке к экзамену следует обратить внимание на знание выпускниками фактического материала, понимание общих тенденций и закономерностей развития естественного движения населения, миграционных процессов, национального и религиозного состава населения мира и России. Один из узловых вопросов раздела состоит в характеристике естественного движения населения. Учителю необходимо обратить внимание на то, что человечество растет и развивается в процессе непрерывной смены поколений, режим которой, прежде всего, определяется соотношением рождаемости и смертности людей. На уровень рождаемости влияют и чисто демографические процессы – состав населения по полу, возрасту, брачному состоянию. Однако решающее влияние оказывают социально-экономические факторы, национальные и культурные традиции народов, религия, уровень грамотности и благосостояния людей, общественное положение женщин, характер расселения, климатические особенности. На деторождение влияют войны, экономические кризисы, безработица.
Уровень смертности обусловлен в первую очередь степенью благосостояния людей и развитием общественного здравоохранения, доступностью медицинской помощи, характером питания и жилищных условий, состоянием окружающей среды. На общие коэффициенты смертности сильно влияет возрастной состав населения, так как смертность людей разного возраста весьма неодинакова – она повышена среди младенцев до 1 года и среди людей старше 60 лет. На глобальных показателях смертности сказывается то, что более 1 млрд. людей на Земли живут в нищете, большая часть которых плохо питается или голодает. Более 10 млн. людей во второй половине XX в. погибли в «локальных войнах», которые ведутся на всей планете почти непрерывно. Общее состояние здоровья и жизнеспособность населения наиболее адекватно характеризуют показатели смертности у людей разного возраста и величина ожидаемой средней продолжительности жизни.
В настоящее время население мира продолжает быстро увеличиваться, растет ежегодно более чем на 75-78 млн. человек, хотя с 70-х гг. главные тенденции развития демографической ситуации в мире сводятся к замедлению темпов рождаемости, которые опережают снижение уровня смертности и ведут к росту продолжительности жизни людей и сокращению темпов роста населения мира. Однако этот «демографический переход» по-разному преломляется в экономически развитых и развивающихся странах. Для первой группы стран в настоящее время характерен так называемый современный или рациональный тип воспроизводства населения с низкой рождаемостью и средним уровнем смертности (сказывается высокая доля пожилых людей), что обеспечивает простое либо суженное воспроизводство поколений. В некоторых из этих государств, например, в Германии, где смертность и рождаемость приблизительно равны, происходит естественная депопуляция. Еще хуже современная демографическая ситуация в России, где политический и экономический кризис середины 90-х гг. способствовал спаду рождаемости и росту смертности и обусловил естественную убыль населения в 1992-1998 гг. более чем на 3,5 млн. человек.
Свыше 90% всего прироста населения на Земле приходится на развивающиеся страны, где сохраняются высокие показатели рождаемости и смертности людей при малой продолжительности жизни (архаичный тип воспроизводства). Таковы показатели у Афганистана и Эфиопии. У части развивающихся стран, например, Мексике, за последнее время уровень смертности заметно снизился в основном в связи с успехами медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями. Это так называемый переходный тип воспроизводства населения. Эти страны сохраняют и в перспективе высокие темпы роста населения из-за высокой доли людей молодого возраста.
Таким образом, при изучении темы учащиеся подводятся к основному выводу о том, что демографические проблемы для стран разных типов и разного уровня социально-экономического развития неодинаковы. Ситуация требует для каждой из стран разрабатывать и осуществлять собственную демографическую политику, которая отвечала бы интересам общества, содействовала бы улучшению жизни людей. Более чем в 20 странах мира, прежде всего в Европе, проводится политика, направленная на увеличение рождаемости, примерно в 85 странах – на ее снижение, в остальных странах рост населения практически не регулируется.
Миграции населения как массовая пространственная подвижность населения (как переселения, так и «маятниковые» связи) имеют международный характер и выступают следствием интернационализации жизни на планете, распада многонациональных государств, растущей мобильности капитала и углубления территориального разделения труда, совершенствования системы транспорта и связи. Главная причина миграций – экономическая, но большое значение имеют и переезды людей по семейным обстоятельствам, на учебу, уход на пенсию. Волны миграций вызывают войны, другие политические события. Миграции – второй главный фактор, порождающий заметные изменения в размещении людей как внутри стран, так и между ними и регионами мира. Во внутренних миграциях люди направляются главным образом из сельской местности в крупнейшие городские агломерации – центры систем расселения. Этот процесс особенно характерен для развивающихся стран и отсталых районов, где в сельских поселениях велики масштабы скрытой безработицы и открытой нищеты и поэтому люди стремятся в города. В развитых высокоурбанизированных странах обмен людьми между городскими и сельскими поселениями приобретает более сбалансированный характер. В некоторых крупных странах (Бразилия, Индонезия) сохраняются миграции, связанные с освоением обширных и пока еще слабообжитых территорий. Итак, миграции населения – ведущая причина важнейших изменений, произошедших в расселении людей на Земле за последние столетия.
К внутренним миграциям относится перемещение населения из села в город, которое во многих странах является источником их роста (его часто называют «великим переселением народов XX века»). Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. Оба эти вида миграций широко представлены в мире и в нашей стране. Внешние миграции подразделяются на эмиграцию – выезд граждан из своей страны в другую на постоянное место жительства или более или менее длительный срок и иммиграцию – въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или более или менее длительный срок.
Преобладавшие в прошлом межконтинентальные миграции сегодня уменьшились, но заметно возросли потоки внутриконтинентальных миграций. При этом особенно широкое распространение получила так называемая трудовая миграция. Особенно она проявилась в Европе, которая из центра эмиграции, существующего несколько столетий, превратилась в очаг притяжения рабочей силы из стран Средиземноморья и Азии. Важными центрами трудовой иммиграции являются США и нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Специфика современной географии международных миграций порождена распадом СССР и Югославии. Главные направления этих миграций – Западная Европа, Израиль, США. Другими лидерами по приему эмигрантов являются Германия, Франция, Канада, Австралия. Но наибольшее количество эмигрантов поставляют развивающиеся страны Азии.
Соотношение городского и сельского населения на протяжении человеческой истории значительно менялось. Большие различия наблюдались также между отдельными регионами мира. В наши дни, несмотря на то, что около половины населения мира живет в сельской местности, размещение населения все более определяется географией городов. Города играют ведущую роль в экономической, политической и культурной жизни народа.
Уровень урбанизированности, как правило, наиболее высок в индустриальных и постиндустриальных странах, ниже всего – в отсталых аграрных странах. Однако прямой зависимости между этими показателями нет. Например, в некоторых районах и странах с неблагоприятными условиями для сельскохозяйственного производства (северные или аридные зоны) наблюдается высокий процент городского населения даже при слабом промышленном развитии (Исландия, Иордания). Следует иметь в виду также, что в настоящее время городское население растет в основном за счет лиц, занятых в непроизводственной сфере.
В конце XX в. темпы урбанизации высоки в развивающихся странах Азии и Латинской Америки, но особенно они стремительны в Африке. В некоторых странах, например, в Великобритании (из-за оттока горожан в сельские пригороды), в Таджикистане, Туркмении (из-за очень высокого естественного прироста сельского населения), доля горожан в последнее десятилетие сокращается. В целом же в мире усиливается тенденция к сближению уровней урбанизированности регионов и стран. Во многих странах Африки, Азии, Латинской Америки население концентрируется в немногих крупных городах, выросших у моря, в богатых природными ресурсами районах. Их рост – следствие колониализма в его прямой или скрытой форме. Развитие же городов во внутренних районах таких стран тормозилось слабым развитием рыночных отношений. При изучении этих вопросов учащиеся должны знать крупнейшие агломерации мира и уметь показывать их на карте.
Методические рекомендации к изучению раздела 4.
«Мировое хозяйство»
Основные элементы содержания раздела, проверяемые заданиями КИМ: мировое хозяйство и этапы его развития; основные центры мирового хозяйства; международное географическое разделение труда; география основных международных экономических и политических организаций; отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства; география основных отраслей промышленности мира; основные промышленные районы мира; география основных отраслей сельского хозяйства мира; основные сельскохозяйственные районы мира; география мирового транспорта, мировой торговли и туризма. Анализ отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства и специализации отдельных территорий.
Особенности контрольных заданий экзаменационной работы
Задания ориентированы на воспроизведение знаний об основных этапах формирования мирового хозяйства и его основных центрах; о важнейших международных интеграционных группировках, об основных типах отраслевой структуры хозяйства и их географии. Воспроизведение знаний о размещении ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства, мирового транспорта; об основных чертах географии мировой торговли и туризма. Анализ отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства и специализации отдельных территорий; определение экономико-географических процессов и явлений по их существенным признакам.
Типичные ошибки выпускников связаны с непониманием факторов, влияющих на размещение различных видов производств. Выпускники испытывают существенные затруднения в анализе информации, представленной в условии задания, особенно если источником этой информации выступает географическая карта. Ответы выпускников часто сводятся к пересказу информации, представленной в условии задания, механическому воспроизведению знаний, представленных на карте. Типичной ошибкой выступает неверное представление учащихся о ведущей роли в хозяйстве наиболее развитых стран промышленности, а не отраслей непроизводственной сферы, особенно Японии, Бельгии и Швеции. С заданиями, где требовалось выбрать страну с постиндустриальной структурой экономики, справилось около 60% испытуемых. Недостаточно усвоен материал о мировых лидерах по добыче и экспорту угля. Крупных производителей угля смогли правильно определить лишь 23% выпускников. Сложными оказались вопросы на знание особенностей размещения мировой алюминиевой промышленности, объяснение географических особенностей уровня развития речного транспорта и размещения крупных морских портов.
Методические рекомендации к изучению раздела. Основной учебник, рекомендуемый Министерством образования: А.А. Домагацкий «Экономическая и социальная география мира».
При подготовке к экзамену необходимо обратить внимание на знание учащимися фактического материала, в том числе основных центров размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства, понимание ведущих факторов и закономерностей формирования отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства. Учителю необходимо обратить особое внимание на припоминание учащимися определений основных понятий, позволяющих раскрыть пространственные аспекты функционирования мирового хозяйства, состояние и пути решения экономических и социальных проблем, как регионов мира, так и отдельных государств, объяснить особенности географических моделей размещения хозяйства. Ведущим выступает понятие мировое хозяйство, под которым понимают исторически сложившуюся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Понятие мировое хозяйство тесно связано с понятиями общественное разделение труда, интернационализация хозяйственной жизни, международная экономическая интеграция. Кроме того, формируется представление о географической модели мирового хозяйства, которая постоянно развивается. Если до конца XIX в. в мире преобладал один центр – Европа, то затем образовался второй, ставший главным – США. В период между двумя мировыми войнами возникли еще два центра мирового значения – СССР и Япония. После второй мировой войны началось формирование новых центров в Азии (Китай, Индия, нефтедобывающие страны Юго-Западной Азии), а также Канаде, Австралии, Бразилии. В последние десятилетия на мировую арену вышли НИС во главе с четырьмя «азиатскими тиграми» - республикой Кореей, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром. Таким образом, современная географическая модель мирового хозяйства приобрела полицентрический характер.
Второе важнейшее понятие раздела – это понятие международного географического разделения труда (МГРТ), выражающее специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции услуг и в последующем обмене ими. В результате МГРТ в отдельных странах появляются отрасли международной специализации – отрасли, в большей степени ориентированные на экспорт продукции и определяющие «лицо страны в МГРТ». Ученики в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта должны хорошо представлять географию отраслей специализации автомобилестроения, судостроения, электротехнической промышленности (Япония); зерноводство (Канада, Аргентина); выращивание кофе (Бразилия, Колумбия, Гватемала) и т.д.
Международная экономическая интеграция (МЭИ) – одно из ярких проявлений интернационализации хозяйственной жизни в эпоху НТР. Она представляет собой объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики. МЭИ – высшая ступень МГРТ, возникшая в результате углубления международной специализации и «сращивания» хозяйств разных стран. Именно региональная экономическая интеграция стала преобладающей тенденцией в развитии мирового хозяйства. Среди интеграционных региональных группировок, которые ученикам необходимо хорошо знать, особенно выделяется Европейское сообщество (ЕС), охватывающее большинство государств Западной Европы, с населением около 400 млн. чел. с эффективно действующими наднациональными структурами законодательной и исполнительной власти. Еще одна интеграционная группировка западного мира – НАФТА («Северо-американское соглашение о свободной торговле»), объединяющая США, Канаду, Мексику. Соглашение предусматривает либерализацию движения товаров, услуг и капиталов через границы трех стран. Однако в отличие от ЕС страны НАФТА не предполагают создания единой валюты, координацию внешней политики и политики безопасности.
Кроме этих крупнейших группировок необходимо знать о существовании Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛААИ), которая создана в 1980-1981 гг. В ее составе 11 стран южной Америки. Ассоциация ставит целью создание общего рынка, уже имеет некоторые наднациональные органы. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) включает Индонезию, Малайзию, Сингапур, Тайланд, Филиппины и Бруней. Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС) – крупное региональное объединение 20 стран, созданное по инициативе Австралии в Тихоокеанском регионе. В него входят страны, имеющие выход к Тихому океану. Членами АТЭС являются крупнейшие страны Запада (США, Япония, Канада, Австралия), а также члены АСЕАН, Республика Корея, Мексика.
Учитель проектирует учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся, т.е. в большей степени выступает как организатор учебного процесса, консультант. Целью каждого урока становится самостоятельная работа учащихся, в ходе которой продолжают закрепляться ранее приобретенные умения и формируются новые. Развитию умений способствует решение следующих практических задач:
- оценка сравнительной выгодности и значения географического положения объектов (регионов, стран, городов и т.д.);
- оценка уровня социально-экономического развития стран;
- определение типа страны и составление ее комплексной характеристики;
- построение демографических пирамид и оценка демографической структуры населения разных стран;
- оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам);
- оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны;
- оценка особенностей сформированности систем городского расселения;
- оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики;
- оценка факторов размещения промышленных предприятий.
Методические рекомендации к изучению раздела 5.
«Природопользование и геоэкология»
Основные элементы содержания раздела, проверяемые заданиями КИМ: основные виды природных ресурсов; размещение основных видов природных ресурсов; ресурсообеспеченность; основные виды природопользования; анализ геоэкологических ситуаций.
Особенности контрольных заданий экзаменационной работы
Задания ориентированы на воспроизведение знаний об основных видах природных ресурсов, их размещении, сравнение обеспеченности природными ресурсами отдельных стран, регионов мира и России. Воспроизведение знаний о причинах возникновения негативных изменений в окружающей среде, об основных источниках и видах загрязнений, мерах по охране окружающей среды и путях решения экологических проблем. Анализ геоэкологических ситуаций.
Типичные ошибки. Типичные ошибки, допускаемые выпускниками, чаще всего связаны с непониманием того обстоятельства, что любое целенаправленное изменение человеком окружающей среды наряду с намеченным положительным для человека эффектом имеет те или иные негативные последствия для геосистем. Кроме того, сильно влияние сложившихся стереотипов мышления, являющимся следствием низкого уровня естественнонаучной грамотности, неглубоких «донаучных знаний», почерпнутых учениками из средств массовой информации. Поверхностный характер знаний учеников по вопросам геоэкологии связан с недостаточным осмыслением и способностью к интеграции географических знаний со знаниями по другим учебным предметам естественнонаучного цикла.
Многие ученики не понимают причин возникновения глобальных экологических проблем. Так, 67% учащихся правильно указывают повышение содержания углекислого газа в атмосфере как причину усиления «парникового эффекта», но при этом лишь 44% правильно указывают тепловую энергетику в качестве основного источника выбросов углекислого газа. Треть выпускников ошибочно считают атомную энергетику основным источником загрязнения атмосферы. При анализе геоэкологической ситуации ученики не учитывают особенности деятельности человека на конкретной территории, ее географические особенности, специфика которых может усугублять или сглаживать негативные последствия антропогенных воздействий. Объяснения, приводимые учениками, часто имеют формальный характер, не раскрывают сути явления.
Методические рекомендации к изучению раздела. Содержание раздела представлено в курсах «География материков и океанов» (рекомендуемый учебник под ред. И.В. Душиной), «География России» (рекомендуемые учебники под ред. А.И. Алексеева, под ред. В.П. Дронова), «Социально-экономическая география мира» (рекомендуемый учебник В.П. Максаковского), т.е. является сквозным в содержании школьной географии. Первейшей задачей изучения раздела является всесторонняя оценка экологического состояния географической среды в различных регионах мира и в географической оболочке в целом. Уже при изучении регионального раздела курса «География материков и океанов» учащиеся должны отчетливо понимать, что каждому компоненту ландшафта присущи специфические экологические функции, которые могут иметь как позитивный, так и негативный характер с точки зрения оценки влияния на жизнь, здоровье и деятельность человека. Одно из первых мест в этом отношении принадлежит климату. Климат чаще других компонентов выступает лимитирующим фактором, определяющим экстремальность условий обитания людей.
При изучении курса «География России» формируется ряд понятий геоэкологического содержания, ведущим из которых является понятие «природные ресурсы». Это понятие всегда находилось в поле зрения экономической географии, поскольку в нем выражена одна из необходимых предпосылок территориальной дифференциации общественного производства. В экономико-географическом блоке курса природные ресурсы рассматриваются в плане их размещения и влияния на формирование территориальных производственных комплексов и экономических районов, экономической оценки, оценки потребности в них и обеспеченности ими общественного производства, выявления возможности, целесообразности и перспектив освоения эффективности использования. Вместе с тем, учителю необходимо иметь в виду, что в экономической географии природные ресурсы принимаются как нечто данное. В ее задачи не входит изучение их генезиса и закономерностей размещения (эти вопросы изучаются в физико-географическом блоке курса). Между тем актуальность этих проблем все более возрастает по мере роста потребностей производства и усиливающегося дефицита во многих ресурсах.
При формировании понятия «природные ресурсы» важно определить его соотношение с понятием «природные условия», которое в тексте учебника применяется в двух значениях – широком и узком. Природные условия в широком смысле слова – это весь окружающий материальный мир, рассматриваемый в отношении к обществу в целом или отдельным сторонам его жизнедеятельности (например, природные условия производства, отдыха и т.д.). Из этого всеобъемлющего понятия вычленяются природные ресурсы как те элементы природы (вещественные и энергетические), которые могут быть вовлечены в производство, т.е. непосредственно в нем участвуют (вода, нефть, древесина). Таким образом, понятие природные условия является родовым по отношению к понятию природные ресурсы. Но наряду с природными ресурсами известны элементы природы, ее постоянно действующие свойства, которые не участвуют в производственных процессах и не используются для получения полезного продукта, но существенно влияют (положительно или отрицательно) на жизнь людей, на развитие и размещение производства (например, температурные условия, ветры, заболоченность, сейсмичность, уклоны земной поверхности и т.п.). Эту группу свойств природной среды принято рассматривать как природные условия в узком смысле слова. Природные ресурсы – это естественные ресурсы или природные вещества и виды энергии, служащие средствами существования человеческого общества и используемые в хозяйстве. Далее необходимо познакомить учащихся с возможными классификациями природных ресурсов. Так, по возможной длительности и интенсивности использования, их разделяют на исчерпаемые и практически неисчерпаемые природные ресурсы, возобновляемые и невозобновляемые.
Практически неисчерпаемые природные ресурсы – это ресурсы, уменьшение которых не ощутимо даже в процессе очень длительного использования. Это энергия солнечного излучения, ветра, морских приливов, климатические ресурсы и пр. Исчерпаемые природные ресурсы – это ресурсы, сокращающиеся по мере их использования. Ученики должны понимать, что большинство видов природных ресурсов относится к исчерпаемым, которые делятся на возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. Возобновимые природные ресурсы – это ресурсы, скорость возобновления которых сравнима со скоростью их расходования. Это ресурсы биосферы, гидросферы, земельные ресурсы. Невозобновимые природные ресурсы – это ресурсы, не восстанавливающиеся самостоятельно и не восстанавливаемые искусственно. К ним относятся, главным образом, полезные ископаемые.
Понятие природные ресурсы связано с другим важным геоэкологическим понятием – ресурсообеспеченность. Важно заострить внимание учащихся на идее о том, что географическая оболочка земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами, однако запасы разных их видов далеко не одинаковы и распределены они неравномерно. В результате отдельные страны, регионы и даже целые материки имеют различную ресурсообеспеченность. Последняя означает соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Ресурсообеспеченность выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного вида природного ресурса, либо его запасами на душу населения. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа. Андские страны богаты медными и полиметаллическими рудами. В мире есть несколько государств, имеющие почти все известные виды природных ресурсов. Это Россия, США, КНР. Высокообеспеченными в этом плане являются Индия, Бразилия, Австралия. Задания ЕГЭ предусматривают знание учениками закономерностей размещения основных видов природных ресурсов (минеральные, земельные, водные, лесные, рекреационные и ресурсы Мирового океана), географию основных месторождений, стран-ведущих экспортеров и импортеров в отношении природных (минеральных) ресурсов.
Кроме того, от учащихся требуется знание особенностей природопользования в разных странах и регионах мира и умение оценивать конкретные геоэкологические ситуации, связанные с деятельностью рационального и нерационального природопользования. Под природопользованием понимается деятельность человеческого общества, направленная на удовлетворение своих потребностей путем использования природных ресурсов. Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы (и соответственно уменьшается количество потребляемых ресурсов), обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства (т.е. организовано безотходное производство), что позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды. Для оценки конкретных геоэкологических ситуаций ученику необходимо понимать, что рациональное природопользование характерно для интенсивного способа ведения хозяйственной деятельности.
Нерациональное природопользование – это система природопользования, при которой в больших количествах и обычно не полностью используются наиболее легко доступные природные ресурсы, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов. В этом случае производится большое количество отходов и сильно загрязняется окружающая среда. Нерациональное природопользование характерно для экстенсивного способа ведения хозяйства, т.е. хозяйства, развивающегося путем нового строительства, освоения новых территорий, увеличения числа работающих. Экстенсивное хозяйство сначала приносит неплохие результаты при сравнительно низком научно-техническом уровне производства, но быстро приводит к исчерпанию природных и трудовых ресурсов. Одним из классических примеров нерационального природопользования служит подсечно-огневое земледелие, распространенное и в наши дни в Юго-Восточной Азии.
В целом технология формирования геоэкологических понятий у учащихся ориентирована на следующую логику их развития: воздействие на природную среду с определенной целью (добыча ресурсов, рекреационные цели и др.) – изменение природных компонентов и ландшафтов в целом – экологические последствия для природы и человека (природно-ландшафтные, ресурсно-хозяйственные, антропоэкологические) - экологические проблемы и способы их решения – меры снижения негативных последствий для человека и природы. Следовательно, геоэкологические понятия раскрываются во взаимосвязи природоохранного, ресурсоведческого, экопроблемного и коэволюционного аспектов и одновременно предполагают формирование у учащихся ценностно-оценочных отношений и установок.
Методические рекомендации к изучению раздела 6.
«Страноведение»
Основные элементы содержания раздела, проверяемые заданиями КИМ: современная политическая карта мира; многообразие стран современного мира и их основные типы; государственный строй, формы правления, административно-территориальное устройство стран мира; различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям; комплексная географическая характеристика Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии; особенности географического положения, природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира.
Особенности контрольных заданий экзаменационной работы
Задания ориентированы на описание особенностей географического положения важнейших стран мира на карте; определение страны по фрагменту политической карты мира; воспроизведение знаний о столицах стран мира, об истории формирования политической карты мира, о различных типах государственного строя, формах правления и административно-территориального устройства стран мира. Сравнение стран по основным показателям социально-экономического развития; воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства регионов мира; определение стран по их краткому описанию.
Типичные ошибки. Общий характер типичных ошибок выпускников в этой части экзаменационной работы показывает, что их знания поверхностные. Недостаточно осмысленны и систематизированные представления о типологических особенностях разных групп стран. Ученики не понимают смысла и не умеют интерпретировать значение отдельных показателей, характеризующих население, демографические процессы, неумение сопоставлять их с уровнем социально-экономического развития конкретной страны.
Хуже усвоены знания о политической карте Азиатского региона. Немногим более половины экзаменующихся (55%) правильно определяют местоположение таких стран как Непал, Мьянма, Лаос на политической карте Азии. С заданиями на знание типов стран по форме правления и административно-территориальному устройству справилось чуть более 60% выпускников. Наибольшее число ошибок и неточностей ученики допускают по вопросу форм правления. Треть экзаменующихся ошибочно полагают, что монархией является Швейцария. Знание того, что Оман и Саудовская Аравия являются абсолютными монархиями, продемонстрировали чуть более половины выпускников. Недостаточно знают выпускники состав некоторых организаций, в частности НАФТА. Лишь 50% учащихся знают, что Кувейт и Саудовская Аравия являются монархиями, что в этих странах велика доля мигрантов в трудовых ресурсах. Лишь 47% выпускников знают, что отраслями международной специализации Германии являются станкостроение и химическая промышленность, ошибочно указывают лесную и угольную промышленность. Причиной ошибок и затруднений учащихся вероятнее всего является недостаточно понимание смысла понятия «отрасль международной специализации». Примерно у четверти испытуемых сформировано неправильное представление о средней продолжительности жизни в Индии как самой высокой в мире. Лишь 45% учащихся знают, что в хозяйстве Канады значительную роль играют добывающие отрасли. 37% ошибочно считают, что Канберра является наиболее крупным городом Австралии по численности населения.
Методические рекомендации к изучению раздела. Изучение раздела рекомендуется по учебникам «География России» (под ред. А.И. Алексеева; под ред. В.П. Дронова), «Социально-экономическая география мира» В.П. Максаковского, «Глобальная география» (авторы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина). КИМы включают достаточно большое количество заданий страноведческого содержания, начиная от знания столиц стран, их политико-административного устройства и заканчивая наиболее сложным заданием, предполагающим умение определить страну (регион) по ее описанию.
При изучении стран и регионов мира следует учитывать различные классификации стран, которые изучаются в теме «Современная политическая карта мира». В настоящее время на политической карте выделяется около 230 стран и территорий. Из них более 190 – суверенные. Страны группируются по разным основаниям: по величине территории, численности населения, особенностям географического положения, уровню экономического развития и т.д. Так, по размерам территории выделяют 7самых больших стран (площадью более 3 млн. км2 каждая, которые вместе занимают около половины суши): Россия, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. По численности населения выделяют десять стран с числом жителей более 100 млн. чел. в каждой, что составляет в совокупности 60% населения мира. Это: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия, Япония, Бангладеш, Нигерия.
На основании уровня социально-экономического развития страны мира объединяются в две большие группы (типа): экономически развитые и развивающиеся страны. Чаще всего уровень развития страны определяется по характеру и величине валового внутреннего продукта (ВВП), который выражает совокупную стоимость конечной продукции отраслей материального производства и непроизводственной сферы, выраженную в рыночных ценах. К экономически развитым странам ООН относит все страны Европы, Россию, США, Канаду, Японию, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР, Израиль. После распада СССР, Югославии, Чехословакии число таких стран в Европе увеличилось. Экономически развитые страны внутренне не однородны и делятся на группы: 1. «Большая семерка» стран Запада (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада). На эти страны приходится больше половины мирового валового национального продукта и промышленного производства, свыше четверти сельскохозяйственной продукции. ВВП на душу населения в этих странах составляет 10-20 тыс. долларов. 2. Менее крупные страны, прежде всего европейские, которые играют важную роль в развитии мирового хозяйства. ВВП на душу населения в большинстве этих стран такой же, как и в первой группе. 3. Страны «переселенческого капитализма», представленные бывшими переселенческими колониями Великобритания (например, Австралия). 4. Страны, входящие в СНГ, образовавшиеся в конце 1991 г. в результате распада СССР.
К развивающимся странам ООН относит все остальные страны. Вместе они занимают более половины всей площади суши и концентрируют более 75% населения мира. На политической карте мира они образуют обширный пояс, простирающийся в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании к северу и особенно к югу от экватора. Среди развивающихся стран также выделяется несколько групп. Так, Индию, Бразилию и Мексику называют ключевыми странами. Они производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Однако, ВВП на душу населения составляет несколько сотен долларов. Республику Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань относят к новым индустриальным странам (НИС). Государства Юго-Западной Азии именуют нефтедобывающими странами. Они получают большие доходы от экспорта нефти, где, благодаря притоку «нефтедолларов» ВВП на душу населения составляет 10-15 тыс. долларов и более. К странам, отстающим в своем развитии, относят страны, у которых преобладает отсталая экономика с сильными феодальными пережитками. Еще выделяется группа наименее развитых стран, к категории которых ООН относит 42 страны, в которых проживает более 400 млн. человек. В эту группу входит в Азии Бангладеш, Непал, Афганистан; в Африке – Эфиопия, Сомали, Нигер, Чад. Среднедушевой ВВП в этих странах составляет всего 100-200 долларов в год.
Знание классификаций стран, основных форм их государственно-территориального устройства, значительно облегчают изучение регионального раздела курса «Социально-экономическая география мира». В рамках страноведения изучаются страны, их части, а также и макрорегионы, объединяющие несколько стран. Основная образовательная цель страноведения состоит в том, что бы раскрыть сложность и многообразие конкретных территорий, что способствует пониманию учащимися многоликой, динамически развивающейся географической картины мира.
Учителю важно помнить, что главная задача комплексного страноведения состоит в создании целостных и по возможности более широких по содержанию характеристик различных территорий, прежде всего стран и районов. Решение этой задачи предполагает описание (выявление фактов), объяснение географических особенностей изучаемой территории в плане выделение в ней общего, типологического, характерного для других территорий, и специфического, индивидуального, и прогнозирование основных путей и тенденций ее дальнейшего развития. Комплексность определяется интегрированным изучением триады: природа – население – хозяйство. Комплексные страноведческие характеристики представляют своего рода географический паспорт отдельной территории. Для достижения подлинной, глубинной географичности комплексных страноведческих характеристик важно учитывать следующие методические приемы:
- при характеристике страны (районы) необходимо выделять наиболее важные и специфические черты природы, населения и хозяйства в их взаимосвязи и влиянии на все стороны жизни людей и общества, в тоже время – как части мирового хозяйства и шире – географического пространства регионального и глобального уровня;
- центральное место должны занять проблемы человека, населения, его культуры, расселения, приспособления к конкретным условиям территории;
- важно рассматривать основные типичные черты использования территории и природных ресурсов, хозяйственной деятельности и расселения, выявлять историко-географические особенности развития территории, что позволит ученикам осмысленно запомнить ее существенные черты и облегчит понимание прогностических тенденций ее развития;
- применение сравнительно-географического метода позволит выявить типичное для ряда стран и регионов и оттенить их специфические черты;
- образность страноведческих характеристик позволит сформировать у учащихся «образ места» обеспечит эмоциональное восприятие переживание географического «портрета» страны;
- широкое применение карт, но не только как иллюстративного, вспомогательного материала, а как действенного инструмента синтеза и анализа разнородных сведений на определенной территории;
- систематизации и логической последовательности изложения страноведческой информации способствует использование типового плана характеристики страны.
Еще одно условие состоит в усилении проблемно-ориентированного подхода к составлению страноведческих характеристик (В.М. Гохман, Я.Г. Машбиц). Суть его состоит в необходимости анализа ключевых и специфических проблем территории, прежде всего тех из них, которые определяют наиболее важные стороны природопользования, социально-экономического и этнокультурного развития. Проблемность страноведческих характеристик проявляется и в том, что изучаемая страна рассматриваются в свете и под углом зрения основной хозяйственной специализации. Она может стать стержнем характеристики. Через призму основной специализации хозяйства Рассматриваются и другие отрасли экономики, а также особенности природы, естественных ресурсов, всех форм деятельности людей. В целом проблемность изложения позволяет более выразительно и целостно представить облик территории конкретной страны, что способствует его запоминанию.
Ключевые вопросы комплексного проблемного страноведения можно объединить в три группы: 1) проблемы, имеющие важное значение при изучении практически всех или многих стран и регионов; 2) проблемы, представляющие интерес прежде всего для стран определенного типа и уровня социально-экономического развития; 3) проблемы преимущественно индивидуальные, специфические для конкретной территории.
К числу наиболее общих тем, составляющих, как правило, ядро проблемных страноведческих характеристик, относится ряд узловых проблем. Они в той или иной степени могут быть применимы ко всем странам и районам, к различным территориям: характер ресурсообеспеченности и использования территории; особенности природопользования; положение и место страны в системе международного разделения труда, в контексте мирового развития; этапы формирования и своеобразие основной хозяйственной специализации, а также освоения территории; особенности развития территориальной структуры хозяйства, территориальной организации производства и непроизводственной сферы; демографическая характеристика населения, основные черты размещения и миграций населения; масштабы и характеристики урбанизации, особенности формирования сети городов, их роль в жизни страны; взаимоотношения и место «старых» и «новых» районов; особенности задачи и механизм региональной политики; состояние окружающей природной среды и охрана природы.
Методические рекомендации к изучению раздела 7.
«География России»
Основные элементы содержания раздела, проверяемые заданиями КИМ: географическое положение и границы России; геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, климатические особенности, моря, реки и озера России, их роль в жизни населения страны; почвы и почвенные ресурсы; географические зоны на территории страны, растительность и животный мир России. Население России: численность, размещение, естественное и механическое движение, демографические проблемы; народы; городское и сельское население. Крупнейшие города. География важнейших отраслей хозяйства. Проблемы преобразования экономики России. Особенности географического положения, природы, населения, хозяйства и истории развития крупных географических регионов России. Россия в современном мире.
Особенности контрольных заданий экзаменационной работы
Задания ориентированы на воспроизведение знаний об особенностях географического положения, размерах территории и границах России; показ на карте положения субъектов РФ; знание столиц и административных центров субъектов РФ. Воспроизведение знаний об основных особенностях геологического строения территории России; показ и описание положения на карте крупных гор и равнин, морей, рек и озер; воспроизведение знаний об особенностях климата России, сравнение климатических показателей отдельных территорий России; о размещении основных типов почв, географических зон, об особенностях компонентов их природы. Воспроизведение знаний о численности населения страны, географических различиях его естественного и механического движения, об особенностях размещения, этническом составе населения, районах компактного проживания народов страны; религиозном составе населения и ареалах распространения основных религий народов России. Сравнение отдельных территорий страны по уровню урбанизации; показ и описание на карте положения крупнейших городов и городских агломераций России. Воспроизведение знаний о географии основных отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта России; знаний об особенностях природы, населения и хозяйства районов европейской части России, районов Сибири и Дальнего Востока; определение региона (субъекта федерации) по его краткому описанию. Сравнение России с другими странами по основным показателям социально-экономического развития.
Типичные ошибки. Выпускники не знают названия крайних точек границ страны, ошибаются, перечисляя моря, омывающие Россию с севера и востока. Трудным оказалось задание, где требовалось выбрать наиболее сейсмоопасный район из перечисленных, т.е. ученики затрудняются применять теоретические положения для объяснения конкретных фактов сейсмической активности отдельных территорий. С заданием на определение по картосхеме природных зон начальных и конечных точек некоего маршрута справились лишь 47% учащихся. Наиболее трудным оказалось задание, в котором положение природной зоны требовалось определить на профиле Восточно-Европейской равнины по линии Санкт-Петербург - Астрахань. Его выполнение требует умения анализировать комплексную информацию, представленную графически, т.е. применить знания в измененной ситуации.
Хуже усвоены знания о естественном и механическом движении населения. Лишь 60% выпускников правильно представляют, что для большинства регионов РФ характерна естественная убыль населения, а положительный естественный прирост характерен для Дагестана и Ингушетии; что территориями с миграционным оттоком являются регионы Севера. Наиболее трудным оказалось задание, связанное с определением региона с миграционным приростом. Менее 50% выпускников правильно представляют отношение основных народов России к языковым семьям.
В заданиях, посвященных общей характеристике хозяйства России, проверялось качество знаний об отраслевой и территориальной структуре хозяйственного комплекса. Школьникам предлагалось назвать главные районы размещения основных отраслей, указать их крупные центры; объяснять (повышенный уровень) особенности географии отраслей, факторы размещения. Качество знаний выпускников по географии промышленности в целом выше, чем по географии сельского хозяйства. Наибольшее количество ошибочных ответов учащиеся допустили по вопросам географии животноводства, особенно молочного. Наиболее трудным оказалось задание с указанием на карте районов с высокоразвитым молочным скотоводством. Применить знания о зональной специализации сельского хозяйства для показа на карте районов распространения основных сельскохозяйственных культур смогли лишь около половины выпускников.
Три задания базового уровня были посвящены контролю усвоения вопросов о природе, населении и хозяйстве географических районов. Ниже качество знаний о географических особенностях Северо-Запада, Европейского Севера, Центральной России. Затруднения у выпускников вызывают также вопросы, связанные с географическими особенностями Поволжья. Ответы выпускников заметно различаются по знанию центров промышленности, но в целом также не достигают высоких результатов. Хуже выпускники представляют центры химической промышленности (18%).
Методические рекомендации к изучению раздела. Изучение раздела рекомендуется по учебнику «География России» (под ред. А.А. Домагацкий,А.И. Алексеева; под ред. В.П. Дронова).
Особое место при изучении природоведческих вопросов занимает Раздел «Природа» курса «География России». Учителю необходимо учитывать, что в настоящее время существует два подхода к изучению географии России. Первый - это традиционный подход, предполагающий изучение природы России в 8 классе, а вопросов социально-экономической географии, т.е. населения и хозяйства в 9 классе. Новый или интегрированный, комплексно-страноведческий подход не предполагает столь жесткого разделения физико- и экономико-географических вопросов. В его рамках основным объектом изучения географии России выступает триада: природа – общество - хозяйство, которые рассматриваются в тесной взаимосвязи. Объясняется это тем, что в современных условиях практически вся земная поверхность прямо или опосредованно изменена антропогенной деятельностью. На значительных территориях Земли давно уже нет естественных природных комплексов, но существуют определенные природно-антропогенные системы, развивающиеся под интенсивным воздействием человека. В связи с этим главным принципом конструирования учебного содержания курса «География России» в рамках интегрированного подхода выступает комплексность. Этим определяется основная образовательная цель курса – учащиеся изучают структуру, динамику и закономерности развития природно-антропогенных систем на территории России, осваивают приемы прогнозирования их дальнейшего развития и определения путей рационального использования и охраны природы. Существенно при этом, что все географические объекты должны рассматриваться по отношению к человеку. Необходимо сформировать также знания о социальных особенностях географических пространств (уровень жизни, образование, здравоохранение).
Содержательную линию «природа-человек» в содержании курса реализуют ресурсный и геоэкологический подходы, благодаря которым отдельные геокомпоненты рассматриваются как природные ресурсы, обеспечивающие различные виды хозяйственной деятельности человека.
В рамках интегрированного подхода к построению курса «География России» его природоведческая составляющая несколько сокращается (в среднем на изучение раздела «Природа России» отводится 26 часов), что необходимо иметь в виду учителю, поскольку многие задания экзаменационной работы ЕГЭ ориентированы на традиционный подход к изучению этого курса. Более того, при сокращении объема учебного времени уровень сложности учебного материала существенно возрастает. Так, при изучении темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России» у учащихся формируются следующие основные понятия и закономерности, которые не изучались в предшествующих курсах: основные формы рельефа на территории России и закономерностях их образования; геологические структуры и их выраженности в рельефе; геологическая история формирования территории и геологическое летоисчисление; условия образования и закономерностях размещения полезных ископаемых на территории России.
На изучение этой темы обычно выделяется не менее 5 уроков, включая практическую работу, посвященную определению взаимосвязей форм рельефа с тектоническими структурами. Кроме того, рекомендуется провести практическую работу по нанесению на контурную карту основных месторождений полезных ископаемых в России с объяснением значения минерально-сырьевых ресурсов в различных отраслях хозяйства. Здесь же важно объяснить причины возникновения экологических проблем, связанных с добычей полезных ископаемых, привести практические примеры эффективного решения экологических проблем (рекультивация земель, внедрение безотходного производства).
Заметно усложняется содержание и других тем природоведческого содержания. Так, в традиционно сложной для усвоения теме «Климат и климатические ресурсы России» вводятся новые общие понятия: суммарная солнечная радиация, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, испарение и испаряемость, коэффициент увлажнения. Благодаря введению этих понятий повышается уровень научности объяснения климатических процессов, создаются условия для более глубокого понимания причин размещения географических зон на территории страны и более обоснованной оценки климатических ресурсов для сельского хозяйства.
При изучении населения, общей характеристики хозяйства и регионов России возможно использовать методические приемы, изложенные выше. При этом учителю важно иметь в виду, что в настоящее время в России на Центральный и Северо-западный районы приходится более 60% основных научных средств и оборудования; на Уральский, Поволжский и западно-Сибирский – 20%, на Северо-Кавказский – 4 %. Необходимо представлять изменения в различных секторах экономики, происшедшие за годы реформ. Покажем их на примере машиностроительного комплекса, играющего особую роль в хозяйстве страны. За годы реформ в нем произошли значительные и противоречивые изменения. За 90-е гг. XX в. число машиностроительных предприятий увеличилось в 4 раза, тогда как численность работающих сократилась более чем в 2 раза (с 8 до 4 млн. человек; данные на 2004 г.). Существенно снизилась доля машиностроения в российской промышленности (с 24 до 19%). Это намного ниже, чем в наиболее развитых странах мира. География машиностроения России за годы реформ также сильно изменилась. Прежде всего, возросли географические диспропорции на макроуровне. В начале 90-х гг. по производству машиностроительной продукции Западный макрорегион России превосходил Восточный в 6 раз, в 20014 – в 19. Появились районы, доля которых в производстве машиностроительной продукции страны составляет менее 1% (Северный и Дальневосточный). Ученики должны уметь называть и показывать основные центры машиностроения и определять их специализацию.
При изучении ТЭК необходимо обратить внимание, что этому комплексу принадлежит особая роль в развитии хозяйства страны. На долю входящих в него отраслей приходится почти треть всего промышленного производства в стране, а, например, в Западной Сибири она достигает 70%. Во многих районных топливно-энергетические отрасли составляют основу формирования комплексов энергоемких отраслей. Необходимо также обратить внимание на знание учащимися географической номенклатуры. Так, при изучении нефтяной и газовой промышленности учащиеся должны знать и уметь показывать:
- основные нефтедобывающие базы и районы: Западно-Сибирская, Волго-Уральская, Баренцево-Печорская, шельфы морей – Баренцева, Карского, Охотского, Японского;
- основные газодобывающие базы и районы: Западно-Сибирская, Оренбургско-Астраханская, Якутско-Дальневосточная (перспективная);
- месторождения нефти: Самотлорское, Сургутское; газа: Уренгойское, Оренбургское, Астраханское;
- НПЗ: Самара, Омск, Ярославль, Кириши; ГПЗ: Оренбургский, Астраханский;
- основные нефте- и газопроводы.
Итак, для интенсивной и эффективной подготовки к ЕГЭ по географии учителю будут полезны следующие методические рекомендации и приемы:
- выделить базовые знания и умения;
- учебную информацию, которая требует прочного запоминания, следует заключать и представлять учащимся в виде логически законченных и коротких содержательных линий;
- согласовывать частоту повторений с закономерностями забывания учебной информации;
- следить за логикой изложения учебного материала, обращая внимание учащихся на те вопросы, которые вынесены в экзаменационную работу ЕГЭ;
- помнить, что главным средством упрочения знаний является их многократное самостоятельное повторение учащимися;
- добиваться глубокого и прочного усвоения каждым учеником не всего, что изучается на уроке, а главного, что соответствует требованиям государственного образовательного стандарта;
- осуществлять повторение и закрепление изученного так, чтобы активизировать не только память, но и другие психические процессы, прежде всего мышление, а также чувственный опыт учащихся;
- находить новые схемы повторения изученного, предоставляя ученикам возможность рассматривать изучаемые вопросы с разных позиций;
- постоянно повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;
- отказываться от однообразных и утомительных видов работы, поскольку их развивающий эффект незначителен;
- систематически организовывать работу с географической картой.
Кроме того, необходимо добиваться того, чтобы ученик четко понимал структуру контрольного задания и критерии оценивания ответа. В этой связи ученику могут быть предложены инструктивные карточки, оформленные в виде «советов». Приведем несколько примеров.
Для повторения материала можно пользоваться любыми школьными учебниками, включенными в федеральный перечень, утверждённый Минобрнауки России. Важно иметь в виду, что более половины заданий проверяют умение применять полученные в школе знания для анализа различных источников информации: карт, текстовых источников, статистических графиков и таблиц.
Общее представление о структуре и содержании экзаменационной работы дает демонстрационный вариант (демоверсии) контрольных измерительных материалов (КИМ) по географии, опубликованный на сайте ФИПИ. В реальных экзаменационных вариантах задания похожие.
Также необходимо обратить особое внимание на повторение и обобщение наиболее значимых и одновременно трудных для учащихся элементов содержания: построение профиля, определение расстояний, азимутов и анализ топографической карты; применение географических знаний о Земле как планете для решения задач; географии ведущих отраслей промышленности мира и России; политической карты мира; политико-административного деления России; народов и религий России и стран мира; стран СНГ. Совершенствовать методику усвоения учащимися- ключевых географических понятий- установление причинно-следственных связей- объяснение географических процессов и явлений- умение читать карту- знание географической номенклатуры- способность четко и кратко формулировать свои мысли. Практиковать текущий контроль (мини - контрольные работы) в тестовой форме, проверяющий как знание текущего материала, так и пройденного ранее. Приучать выпускников к внимательному и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому, разборчивому письму.
Познакомиться с новыми документами ЕГЭ – 2017г. можно на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru., а также на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru
При подготовке к ЕГЭ учащимся следует использовать учебники:
1.Серия учебников А.А. Домагацкий 6-11 класс, М., Русское слово
1. Неклюкова, Герасимова. 6 класс. Начальный курс физической географии. М., Просвещение.
2. Душина, Коринская, Щенев. 7 класс. География материков и океанов. М., Просвещение.
3. Баринова, Раковская. 8 класс. Природа России. М., Дрофа.
4. Дронов, Ром. 9 класс. Россия. Население и хозяйство. М., Дрофа.
5. Максаковский. 10 класс. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение.
Примечание: Учебник по географии должен быть не старше 2010- 2015 года издания.
Атласы: издательства “Дрофа” и “АСТ-Пресс” соответственно параллели.
Методические пособия:
1. Единый гос., экзамен 2017 г. (Барабанов, Дюкова, Перлов, Амбарцумова).
2. ЕГЭ. География. Контрольные и измерительные материалы 2016-2017г.. М., Просвещение, 2017г.(под ред. Г.П. Аксакаловой).
Литература - ЕГЭ. География. Типовые тестовые задания / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. — М.: издательство «Экзамен». — 143, ил., карт. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»);
- ГЭ. География. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. — М.: издательство «Экзамен». — 79, ил., карт. (Серия «ЕГЭ. Практикум»);
- География: задания уровня А, В, С. 11 класс / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. — М.: издательство «Экзамен». — 134, ил. (Серия «ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь»);
-География. ЕГЭ: сборник заданий / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. — М.: издательство «Экзамен». — 223, ил., карт. (Серия «ЕГЭ. Сборник заданий»);
-География. ЕГЭ Пособие по подготовке к выполнению заданий частей В и С / Е.М. Курашева. — М.: издательство «Экзамен». — 125, (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»);