Нравственные уроки рассказа Э.По Лягушонок
Урок внеклассного чтения.
Литература, 7 класс.
Тема: Нравственные уроки рассказа Э.По «Лягушонок».
Цели: Создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. Развитие творческих способностей.
Задачи:
Формировать аналитические навыки при работе с текстом
Развивать образное мышление, внимание к слову, воображение
Развивать критическое мышление, личностную рефлексию
Учить находить силы сопротивляться в трудных жизненных ситуациях
Оборудование: Листы с текстом, фломастеры, ручки , тетради, цветные карандаши, презентация, листы(РКМЧП), 2 плаката.
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо. (Стратегии: Банк предположений, Кластер, Чтение с остановками, Инсерт, Шкала нравственного выбора, таблица ПМИ, Двучастный дневник). Ход урока.
1.Оргмомент, объявление темы, цели.
СТАДИЯ ВЫЗОВА.
Вступительное слово учителя:
-У нас сегодня –гости. Поприветствуйте их и настройтесь на рабочий лад. Я в вас верю! Я знаю, что у вас всё получится!
В жизни каждого человека бывают сложные ситуации. Как быть, если тебя обидели, причинили зло? Какие способы защиты человеческого достоинства возможны? Что определяет их выбор? Поддаться эмоциям или услышать голос разума? Как поступить правильно и не спасовать перед трудностями? Чем руководствоваться, чтобы не допустить ошибок? Сегодня познакомимся с текстом Эдгара По- американского писателя (19.01.1809-07.10.1849), жившего в 19 веке и его произведением «Лягушонок», вместе с героем проживём трудную ситуацию, дадим оценку поступкам литературных героев. Давайте подумаем, о чём может идти речь в тексте с таким названием?
Используя стратегию «Банк предположений», запишите свои мысли. (работа в тетрадях).
-У каждого человека есть имя. Слыша имя, рисуем себе образ. У нашего героя имени нет. Есть прозвище-Лягушонок. Я вас просила посмотреть в словаре значение 4 слов. Какое лексическое значение у слова прозвище- название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству (Ожегов). Почему дают прозвища? Ведь их дают не всем. Какая должна быть внешность у человека с таким прозвищем? А какой характер? Как бы вы стали относиться к человеку с таким прозвищем?
- Давайте составим КЛАСТЕР. (на доске записывает учитель, говорят дети. Заполняем синим цветом)
Лягушонок
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.
Знакомство с 1 частью рассказа. Стратегия «Чтение с остановками», «Инсерт» (значки по ходу чтения ).
Задание: по ходу чтения учителем рассказа делайте пометки в своих текстах. Выделить красным цветом слова, которые вызвали возмущение, зелёным- удивление.
АНАЛИЗ 1 ЧАСТИ ТЕКСТА
Ученики работают с текстом.
Каковы внешние и умственные данные короля?
Как он оценивает степень своей «мудрости»?
Кто является главным объектом шуток короля?
Почему для короля карлик- «тройное сокровище»?
Что собой представляет Лягушонок?
Какие детали внешности выделяет автор? Почему?
Какое чувство вызывает у вас это описание?
В каком психологическом состоянии пребывает человек, который так описан?
Что же было основным занятием Лягушонка? (развлекать своего господина в соответствии с его умственными способностями. Для чего он и прикидывался дурачком.) СЦЕНА «ШУТКА КОРОЛЯ».
Какие шутки у короля? (глупые и жестокие).
Предсказуемы ли королевские шутки? (обязательное унижение кого-нибудь из подданных, чаще всего самых бесправных: карлика и его подруги Пушинки).
Задание: выпишите слова из этой сцены, как автор называет карлика (бедняга, бедный карлик). Добавьте в кластер.
Создаём «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» (заранее написано на середине доски).
1.Что будет дальше?
2.Чем закончится текст?
3.Как будут развиваться события после финала?
ЧТЕНИЕ 2 ЧАСТИ РАССКАЗА.
(учитель читает текст).
АНАЛИЗ 2 ЧАСТИ
1.Почему Лягушонок наряжает короля и министров в костюмы орангутангов? Чем он руководствуется? (человекоподобные)
2. Были ли у Лягушонка достаточные основания для мести? (выясняем значение слова месть).
3. Не слишком ли высока цена, которую он назначает за унижение своё и своей подруги?
4. Как воспринимают происходящее придворные?.Цитирую: «Среди толпы в ужасе смотревшей на них снизу, наверняка были люди, на себе испытавшие «шутки» короля». Почему никто из них не поддержал Лягушонка, не смеялся над его шуткой?
Можно ли считать, что мститель оказался без поддержки?
Кто из персонажей ему помогает? Как это характеризует Пушинку?
Что вас потрясло больше: натуралистические подробности в описании расправы над обидчиком или то, что такое мог задумать и совершить человек?
Какие чувства таил карлик в самых потаённых уголках души?
–Надо понять мотивы человеческих поступков. Почему стало возможным осуществление последней «шутки» карлика? Да потому, что она выглядела в духе любимых шуток короля.
СТРАТЕГИЯ «ШКАЛА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА.
-Дайте оценку поступку Лягушонка (заслуженное возмездие тирану или наказание должно быть адекватно проступку._-______________________________________________________________+
Поместите на шкале Лягушонка, аргументируйте свой ответ.
-Почему шутка Лягушонка, являющаяся по сути своей чудовищной расправой над обидчиками, была задумана и осуществлена ЧЕЛОВЕКОМ?
-Какая деталь портрета позволяет понять, почему Лягушонок поступил так жестоко?
Учитель: Месть, которая представляет собой плату за зло ещё большим злом, не может быть способом защиты человеческого достоинства. Вспомним финал: интересует ли автора дальнейшая судьба карлика? Почему?
- Давайте вернёмся к началу урока, к банку предположений. Кто угадал тему сегодняшнего урока? (ответы детей) .-А теперь нужно определить жанр этого произведения.(рассказ)Докажите.
-И последнее: дайте оценку своей деятельности на уроке, заполнив таблицу ПМИ.
Заключительное слово учителя: