Урок русского языка Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

Технологическая карта урока

Предмет
русский язык

Класс
4-г

Тип урока

изучение нового материала

Технология построения урока
проблемно-диалогическая


Тема
Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

Цель
в ходе коллективных наблюдений и обобщений вывести способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных

Основные термины, понятия
имёна существительные, безударные окончания имён существительных, лексическое и грамматическое значение слова


Планируемый результат

Предметные умения

освоение способа действия решения данного типа орфографических задач.















Личностные УУД:
формирование мотивации к учению и познанию.
определять общие для всех правила поведения ;
определять правила работы в группах;
оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.



Регулятивные УУД:
умение оценивать свою работу и полученный результат в соответствии с поставленной задачей;
контроль способа действия и его результата;
осознание учащимися качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД:
постановка учебной задачи;
составление плана и последовательности действий для выхода из затруднения;
умение понимать информацию, представленную с помощью условных обозначений, и таким же способом передавать её.
Коммуникативные УУД:
участие в диалоге на уроке;
работа в парах;
участие в коллективном обсуждении проблемы.



Организация пространства

Формы работы
Ресурсы

Фронтальная
Групповая
Индивидуальная






Книгопечатная продукция
Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. «Русский язык: К тайнам нашего языка» 4 класс

Технические средства обучения
Компьютер
Медиапроектор


Дидактические задачи этапов урока

№ п/п
Этапы урока
Дидактические задачи (цель этапа)

1
Мотивация к учебной деятельности
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

3
Постановка учебной задачи, проблемы.

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

4
Открытие нового знания. Исследование или поиск решения.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения

5
Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

6
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

7
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями



Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;

- Добрый день, ребята! Начинаем урок русского языка и открываем новые секреты своего родного языка.
- Проверьте свою готовность к уроку
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»


Актуализация опорных знаний
Предметные
-знать лексическое значение слова;
-уметь подбирать проверочное слово к безударной гласной в корне

Метапредметные (УУД):
познавательные:
- выполнять анализ; обобщение;
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


- Синяя сестрица, быстрая водица
Вдоль дружков, бережков в океан стремиться (речка)
- Волга – великая русская речка.
Значение слова по толковому словарю:
Река - постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья
Речка - небольшая река
- Какое слово больше подходит для этого предложения? (река)
- Из двух слов река и речка первым запишите проверяемое, а вторым – проверочное. Докажите. Чередование в корне ч/к - рука-ручка, пекарь-печка
- Подберите схему к этой паре. Прочитайте ее.
- Что обозначают другие схемы?
- С помощью обозначений попробуйте сказать общее правило проверки безударных гласных в разных частях слова.
Прочитайте вывод на стр. 95: буквы безударных гласных звуков можно узнавать по буквам ударных в тех же частях слова. Чаще всего именно так мы решаем орфографические задачи в корнях слов.

Обучающиеся анализируют загадку, высказывают свои предположения отгадки.



Обучающиеся работают с толковыми словарями школьника.

Обучающиеся делают выбор употребления слова в предложении.

Обучающиеся высказывают свое мнение, доказывают его правильность.



Обучающиеся делают вывод.

Постановка учебной задачи, проблемы.

Предметные:
-знать правописание безударных гласных в корне, приставке, суффиксе.
Метапредметные (УУД):
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
-высказывать свое предположение;
коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли.

- Какая запись не завершена в схеме? Можем ли мы ее завершить?
-Кто догадался, о чём сегодня будем говорить? Кто может сформулировать тему урока?
Решение орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных
- Как же нам решать нашу орфографическую задачу? (Вспомнить известные правила о правописании безударных гласных.)

Обучающиеся работают со схемами. Высказывают свои предположения.
Обучающиеся испытывают затруднение при ответе на данный вопрос.
- Как проверить безударную гласную для написания окончания имени существительного?

Открытие нового знания. Исследование или поиск решения.

Предметные:
- уметь склонять имена существительные.
- знать склонения имен существительных
Личностные:
- определять правила работы в группах;
- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- овладевать умением искать и выделять необходимую информацию;

коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


-Просклоняйте сначала проверяемое, а потом – проверочное. Оставляйте «окошки» на месте орфограмм в окончании (упражнение 198.)
И. река речка
Р. реки речк_
Д. реке речк_
В. реку речку
Т. рекой речк й
П. о реке о речк_
- Что заметили?
-Почему в первом столбике вы не засомневались в выборе окончаний?
-В каком случае вы оставили «окошки»?
- Можем ли мы на место «окошек» вставить букву?
Прочитайте вывод на стр. 95 второй абзац: по буквам ударных гласных можно определять буквы и в окончаниях имен существительных, т.к. в одном и том же падеже в ударном и безударном окончаниях пишется одна и та же буква.
- Вставьте нужные буквы в «окошки» в своих тетрадях. Как вы будете действовать?
- Можем ли мы теперь завершить последнюю строчку в схеме?
- Давайте еще раз проговорим наш вывод: по буквам ударных гласных можно определять буквы и в окончаниях имен существительных, т.к. в одном и том же падеже в ударном и безударном окончаниях пишется одна и та же буква.
Упражнение 203 учебника.
-Вот как четвероклассники применили новые знания и решили орфографическую задачу. Вы с ними согласны? Какую ошибку они допустили? Почему? Что они не учли?
- Какое важное уточнение способа действия нужно сделать, чтобы не допускать таких ошибок?
У ежих . и ежа (у ежа – у ежиха)
Иглы, как у ёлки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Какое важное уточнение способа действия нужно сделать, чтобы не допускать таких ошибок?
Упражнение 204. Прочитайте и найдите те сведения, которых не было в первом сообщении.
- Назовите действия, которые помогут правильно решить орфографические задачи в безударных окончаниях имен существительных.
1. Поставь имя существительное в начальную форму и определи его склонение.
2. Подставь на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.
3. Узнай в проверочном слове окончание и напиши такое же в проверяемом.









Высказывают свои предположения
- Оно ударное.
- Там, где окончание безударное и не слышится четко.
Высказывают предположения. Делают вывод.




-В ударных и безударных окончаниях имен существительных в одном и том же падеже пишется одна и та же буква.
Взаимопроверка в парах.





Анализируют данные, высказывают свою точку зрения.
- Слова разного склонения.


Обучающиеся высказывают свои суждения.









Работают с текстом учебника.

Анализируют данные и пытаются сформулировать правила в группах.
Моделируют правило и выбирают наиболее подходящее.

Первичное закрепление.

Предметные:
- уметь находить слова-подсказки для проверки безударных окончаний.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-Подберите слова-подсказки для трёх склонений. (ТПО с.56,упр.206)
печь, земля, окно, стена, стол, степь, огонь, рука, рукав
1скл. 2скл. 3скл.
земля окно печь
стена стол степь
рука огонь любовь
-Докажите, что эти слова будут проверочными для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных 1-го, 2-го, 3-его склонений.
Работа в группах


Самопроверка по ключу.




Высказывают свои суждения

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предметные:
- уметь находить слова-подсказки для проверки безударных окончаний.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-Просклоняйте слова. При написании безударных окончаний пользуйтесь окончаниями в словах подсказках. При склонении, где возможно, указывайте ударение. Работа по учебнику стр.89, упражнение 207.

Самостоятельная работа по учебнику.





Самопроверка по эталону

Рефлексия урока.

Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-Что ты узнал на уроке?
-Чему научился?
-За что себя можешь похвалить?
-Над чем еще надо поработать?
-Какие задания тебе понравились?
-Какие задания оказались трудными?
-Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
-Оцените свою работу на уроке по оценочной шкале.


Анализируют деятельность на уроке и дают оценку своей работе





15