Статья Работа над пейзажной лирикой хакасских и русских поэтов на уроках литературного чтения в начальной школе


Колесник Надежда Леонидовна
МБОУ СОШ№1 имени 50-летия «Красноярскгэсстрой»
СТАТЬЯ «Работа с пейзажной лирикой хакасских и русских поэтов на уроках литературного чтения в начальной школе



«Поэзия есть огонь загорающийся в душе человека.Огонь этот греет и освещает»так сказал Л.Н.Толстой.Уроки литературного чтения провожу по книге Климановой.Во втором классе при ознакомлении пейзажной лирики дополнительно вношу произведения хакасских поэтов,ведь второклассники уже имеют достаточный читательский опыт и литературный опыт в анализе стихов.Цель таких уроков:воспитывать бережное отношение к родной природе,гордость за свою малую родину.
Каждый из детей увидит и почувствует читаемое по-своему индивидуально.Чтобы раскрыть эту индивидуальность урок начинается с мини- сочинения «За окном-весна».
Дома дети готовили к уроку стихи хакасских поэтов Н.Г.Доможакова, М.Е.Кильчичакова о природе, о весне.Поддерживать эмоциональный настрой помогает беседа.Разговор идёт о чувствах автора,о настроении.Дети испытывают большую радость, что нашли стихи ,созвучные своему настроению, они делятся чувствами и переживаниями,восхищаются мастерству поэтов.Немного времени отводится на чтение про себя, слушателю-соседу.Такая работа снимает психологических барьер ,дети не боятся выразить своё «я».
В качестве примера работы над пейзажной лирикой приведу фрагмент урока во II классе.
-Отгадайте ребус.(ЛИРИКА)
-От какого слова произошло слова ЛИРИКА? (от слова ЛИРА,на лире играли лирники,бродячие сочинители произведений.)
Звучат звуки ЛИРЫ.
-Как называют поэтов, которые сочиняют лирические произведения ?(поэты-лирики)
-Какие жанры лирических произведений знаете? (пейзажная, любовная, гражданская)
-Проведём исследование пейзажной лирики.(Дети отмечают, что поэт описывает картины природы,показывает любовь к природе и т.д.)
На доске возникают картины русского леса,хакасской степи.Звучат звуки чатхана.
Звучат стихи хакасских и русских поэтов о весне.(Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»,Н.Г.Доможакова «Весна»)
Непонятные слова записываются на доске.

·-Каким настроением проникнуты стихи?
(Стихи проникнуты любовью к родной природе)
-Какие чувства владели поэтами,когда они писали стихи?
(Скорее всего радостные, с весенним настроением)
-Какие картины рисуют поэты?
(рассказы детей,выборочное чтение)
-Из каких образов они складываются?
-При помощи каких художественных средств?

-Какие краски,цвета,запахи,шумы используют поэты?
-Что хотели показать нам своими стихами?
(Поэты любят свой родной край.Они хотят научить нас видеть в обычном необычное ,научить замечать красоту природы, любить свою малую и большую Родину)
-Прочитайте строчки,которые больше всех понравились.
Работа над пейзажными лирическими произведениями требует и особых домашних заданий.Я предлагаю детям больше узнать о жизни хакасских и русских поэтов, подобрать стихи на эту тему других авторов,нарисовать иллюстрацию,выучить наизусть стихи по желанию,составить устный или письменный рассказ об увиденном на природе.Особое место в работе по восприятию пейзажной лирики я отвожу экскурсии.Наблюдая лес под весенним солнцем, берёзу в серёжках.Встречи с природой дают бурю эмоций и чувств у детей.Наша школа на берегу могучего Енисея и я не перестаю удивлятся, что картины природы, которые дети видят далеко не в первый разбудят в них столько чувств.Работа эта не проходит бесследно.Учащиеся начинают замечать красоту окружающего мира, подмечать изменения в природе.В классе звучат слова: «Мы видели», «Мы любовались..»
Хакасские и русские литературные произведения воспитывают и формируют ребёнка как личность.Чуткие доброжелательные отношения складываютя в классе не без помощи этих уроков.А сами уроки доставляют огромное удовольствие и ребятам,и мне.







15