Урок русского языка на тему Односоставные предложения


Класс: 11 Предмет: русский язык
Тема: Закрепление темы «Односоставные предложения»
Цель и задачи урока:
-закрепить знания об односоставных предложениях, отработать теоретические и практические навыки их распознавания, совершенствовать навыки анализа текста;
- развивать коммуникативные навыки, навыки исследовательской деятельности, самостоятельной работы и творческих способностей учащихся, мышление, память, умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность учебной творческой деятельности (активность, увлеченность, самостоятельность, организованность), чувства патриотизма, почитания традиций и обычаев казахского народа.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания и навыки на практике; объяснять языковые явления.
Тип: урок закрепления и практического применения знаний.
Форма: урок- практикум.
Методы: репродуктивный, исследовательский, поисковый.
План
I. Организационный момент
Приветствие. Отметка отсутствующих учеников. Психологический настрой на урок.
II. Сообщение темы, цели и задач урока
III. Повторение изученного материала
Самостоятельная, исследовательская работа учеников-консультантов.
IV. Закрепление. Практическое применение знаний
Система работ по закреплению изученной темы:
- работа с текстом;
- самостоятельная работа (в группах);
- выполнение тестовых заданий.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
VI. Домашнее задание. Инструктаж.
Комментирование оценок
I. Организационный момент
Приветствие.
Отметка отсутствующих учеников.
Психологический настрой на урок.
II. Сообщение темы, цели и задач урока
Учитель. Друзья, сегодня мы с вами выполним ряд заданий, которые позволят не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили учебный материал по теме: «Односоставные предложения». Вам предстоит выполнить тестовые задания, провести большую работу по тексту.
III. Повторение изученного материала
Теоретический. 1 ученик-консультант составляет кластер по теме «Односоставные предложения». Затем опрашивает одноклассников по каждому виду односоставных предложений.
1 ученик. Назывные. Такие предложения только называют явления или предмет, но не показывают действия. Поэтому главный член предложения –
подлежащее.
2 ученик. Определенно-личные. Название говорит о том, что достаточно легко определить лицо, которое совершает действие. Лицо определено, но не названо. (Обычно сказуемое выражено глаголом 1 или 2 лица ед.ч.)
3 ученик. Неопределенно-личное. Действие производится неопределенным лицом. Деятеля определить трудно. В таких предложениях важно само действие, а не лицо, которое его производит. (Обычно сказуемое выражено глаголом 3 лица мн.ч.)
4 ученик. Обобщенно-личное. Действие имеет отношение ко многим людям, ко всем и каждому. (Обычно сказуемое, выраженное глаголом, стоит в той же форме, что и опред.-личном и неопред.личном предложениях).
5 ученик. Безличное. В таких предложениях нет и не может быть подлежащего, т.е. действующего лица. (Сказуемое выражено безличным глаголом).
Практический . 2 ученик-консультант выписал односоставные предложения из «Слов-назиданий» Абая Кунанбаева. Предложил записать в таблице номера предложений соответственно названию вида односоставного предложения.
Виды односоставных предложений № предложений
Назывное
Определенно-личное
Неопределенно-личное
Обобщенно-личное
Безличное Предложения:
1. Править народом? (Слово Первое)
2. Не стану омрачать остатки дней своих, ухаживая за скотом, на радость проходимцам, ворам и попрошайкам. (Слово Первое)
3. И нет у меня теперь иных забот.(Слово Первое)
4. Смейся восторженно, искренне радуясь. (Слово Четвертое)
5.Заняться наукой?(Слово Первое)
6. Ни в душе, ни в жизни не ведаю покоя (Слово Первое)
7. «Берегись озера с глубокими берегами, да народа немилосердного» (Слово Пятое)
8. Богачи? (Те ни в чем нужды не знают). (Слово Восьмое)
9.При встрече с ногаями смеялись и ругали их…(Слово Первое)
10. Нам бы неустанно ширить круг своих интересов, множить знания. (Слово Седьмое)
Ученик-консультант задала вопрос: «Каких предложений больше?» Определенно-личных,т.к. «Слова Назидания» являются своего рода обращением к читателю, разговор-собеседование отдельного человека на фоне судеб народа.
IV. Закрепление и практическое применение знаний
1. Работа с тестом. Чтение с пометками
Задание: прочитайте текст, отметьте знаком + известную информацию, знаком-!- новую.
Становление казахской народности
Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племён и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в её становлении, поэтому казахский народ – один из богатейших народов в культурном плане. Культура казахов вплоть доХХ века оставалась кочевой, но за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный. Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили традиции, обряды и обычаи.
Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки, особое внимание в степи уделялось привитию детям этих качеств с раннего детства. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека.
Например, на шильдехане – празднестве по поводу рождения сына, состоятельные люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях.
Задания:
1. Докажите, что это текст. Ответ: во-первых, имеется заглавие; во-вторых, есть, она, можно сказать, заключена в заглавии; в-третьих, текст можно разделить на смысловые части (3 части) и объединяются они цепной связью, т.е. есть повторы слов, однокоренные слова; соответствуют им есть микротемы и каждая из них отражается в таких словах, как народность, этнос, обряды, празднество…2. Определите тип текста, его стиль. Ответы аргументируйте
Ответ: тип-рассуждение, т.к. присутствует и доказательства, объяснение; можно уточнить, что это текст-рассуждение с элементами повествования, т.к. есть информативность. Стиль- публицистический: встречаются слова, относящиеся общественно-политической лексике (процесс, культура, культурное наследие, формирование…); слова, выражающие понятия этики, культуры ( наследие, благополучие, привитие..); преобладание существительных, отвлеченные отглагольные существительные( формирование, развитие..); наличие причастных оборотов, сложных предложений; жанр – статья.
3. Определите значения следующих слов (по словарю):
Этнос- от греч. группа, племя, народ
Синтез- метод исследования какого –либо явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.
4. Подберите слова-синонимы из текста к словам: продолжательница, занимательный.
5. Как вы понимаете выражения « является преемницей культурного наследия всех народов», «синтез познавательных форм Запада и Востока».
6. Дайте характеристику выделенных слов в тексте
7. Задания выполняются на доске: 1. Составить схему первого предложения, объяснить постановку знаков препинания; 2. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения, дать характеристику.
Внимание! При ответе на следующие вопросы не следует копировать длинные фразы из текста, т.е. избегайте чрезмерного цитирования.
8. В результате чего казахский народ стал одним из богатейших народов в культурном плане? Ответ: он (казахский народ) является преемником наследия всех народов).9. Назовите 3 условия, при которых получили развитие традиции, обряды и обычаи. Ответ: 1) казахи выработали свой способ мышления; 2) синтезировали познавательные формы Запада и Востока; 3) привили детям такие качества, как выносливость, силу, смекалку.
2. Работа в группах
Задание для 1-ой группы. Сформулируйте и прокомментируйте основную проблему, поставленную автором.
Задание для 2-ой группы. Скажите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Почему? Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт.
Задание для 3-ей группы. Перестройте предложения из последнего абзаца
в односоставные.
3. Выполнение тестовых заданий по изученной теме
11 класс. Тесты. Тема: «Односоставные предложения» (1 вариант)
1. Предложение односоставное. Вдалеке всё поют и поют.
А) обобщенно-личное
В) безличное
С) неопределенно-личное
Д) назывное
Е) определенно-личное
2.Укажите тип предложения: Двое из артистов выглядывали из-за кулис.
А) односоставное безличное
В) двусоставное полное
С) односоставное неопределенно-личное
Д) односоставное обобщенно-личное
Е) односоставное определенно-личное
3.Укажите предложение, где главный член указывает на действие, которое относится к любому лицу или ко всем лицам
А) назывное
В) безличное
С) обобщенно-личное
Д) неопределенно-личное
Е) определенно-личное
4. Укажите определенно-личное предложение
А) Музей открывали в десять часов вечера.
В) Вас известят о дне приезда.
С) С дождями связано много примет.
Д) Знаю в своем городке каждую улицу.
Е) После драки кулаками не машут.
5. Тип предложения: Вечером возвращаемся домой усталые, но довольные.
А) определенно-личное
В) безличное
С) неопределенно-личное
Д) обобщенно-личное
Е) назывное
6.Укажите тип предложения: Языком и лаптя не сплетешь.
А) определенно-личное
В) безличное
С) обобщенно-личное
Д) назывное
Е) двусоставное
7. Укажите определенно-личное предложение
А) В последний раз задаю вам вопрос
В) В чужом доме не указывают.
С) Всю грудь обдало холодом.
Д) Приятно собрать и поставить на стол букет свежих подснежников
Е) Теперь ему предстояло распечатать пакет
8. Укажите назывное предложение
А) Тихий березовый лес.
В) Весной лес оживает.
С) Лес-зеленое богатство.
Д) Берегите лес!
Е) Лес безмолвен.
9. Обобщенно-личное предложение
А) Мне грустно.
В) Её привезли с моря.
С) В лесу тихо.
Д) Пирог с грибами.
Е) За чем пойдешь, то и найдешь.
10. Укажите безличное предложение в элегии А.С.ПушкинаА) На холмах Грузии лежит ночная мгла.
В) Шумит Арагва предо мною.
С) Печаль моя полна тобою.
Д) Печаль моя светла.
Е) Мне грустно и легко.
11 класс. Тесты. Тема: «Односоставные предложения» (2 вариант)
1. Укажите тип односоставного предложения: Дарёному коню в зубы не смотрят.
А) определенно-личное
В) безличное
С) неопределенно-личное
Д) обобщенно-личное
Е) назывное
2. Укажите назывное предложение
А) День сменяет ночь.
В) Темная ночь.
С) Наступила ночь.
Д) Ночь темна.
Е) Я люблю эту ночь.
3. Безличное предложение
А) С утра проливной дождь.
В) Проливной дождь.
С) В засушливое лето стоит радоваться проливному дождю.
Д) Люблю проливной дождь.
Е) В засуху о проливном дожде мечтают.
4. Односоставное предложение
А) Болото затянуло туманом.
В) Бесконечна возможность познавать себя.
С) Белая береза принакрылась снегом…
Д) Я не видел реки великолепнее Енисея.
Е) Вверху, в густом вечереющем воздухе, пролетела чайка.
5. Тип предложения: Искусство- зеркало жизни.
А) определенно-личное
В) безличное
С) обобщенно-личное
Д) назывное
Е) двусоставное
6.Обобщенно-личное предложение
А) Цыплят по осени считают.
В) Подул легкий ветерок.
С) Тишина и покой.
Д) Мне немножко холодно.
Е) Не жди рассвета.
7. Двусоставное предложение
А) В комнате зажгли свечи.
В) Свеча зажжена.
С) Наконец-то зажглось!
Д) Зажечь бы свечи!
Е) Зажги свечу!
8. Тип односоставного предложения: Осенний холодок.
А) определенно-личное
В) безличное
С) неопределенно-личное
Д) обобщенно-личное
Е) назывное
9. Назывное предложение
А) В туманной дали не видно земли.
В) Из полей тянуло гречишным медом.
С) Синь то дремлет, то вздыхает
Д) Опалило ивушку грозою.
Е) Стук сосулек непрочных и веских.
10. Безличное предложение
А) Не в свои сани не садись.
В) Сильный мороз.
С) За всё её ругают.
Д) Вишневый сад теперь мой.
Е) Только к вечеру ему удалось отдохнуть.
Ключ
В-1 1с 2в 3с 4д 5а 6с 7а 8а 9е 10е
В-2 1д 2в 3с 4а 5е 6а 7в 8е 9е 10е
Нормы оценки
«5»-9-10; «4»- 7-8; «3» - 4-6; «2» - 1-3.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель. Мы многое сделали . Вернемся к целям нашего урока. Выполнили ли мы их?
-Что повторили (закрепили)?
-Чему научились?
Какой этап урока, вид работы показался вам интересным?
-Что было трудным?
VI. Домашнее задание
Инструктаж. Повторить изученный материал об односоставных предложениях. Составьте задания для «соседа», т.е. подготовьте небольшой текст для чтения, анализа, определения типа предложений по наличию грамматических основ.
Комментирование оценок