Разработка урока Односоставные и неполные предложения
Тема № 20: Односоставные и неполные предложения.
Цели:
Закрепить знания об односоставных и неполных предложениях; показать роль неполных предложений в речи.
Развивать словарный запас учащихся
Формировать уважительное отношение к русскому языку.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник «Русский язык», 11 класс, презентация, тетради-справочники, бланк «Лесенка успеха» (на каждого студента)
Ход урока
1. Мотивационный этап
1. Орг.момент2. «Лексическая разминка»
Слайды 1-12
1) Объясните значение и происхождение фразеологизмов (затем дать правильный ответ через презентацию)
Между Сциллой и Харибдой
Вывести на чистую воду
Время истекло
И нашим и вашим
Египетская тьма
Гадать на бобах
2) Составьте устно простые предложения с данными фразеологизмами.
Заполнить «Лесенку успеха» самооценкой на данном этапе урока.
3. Проверка домашнего задания
Зачитать предложения, назвать все члены предложения (фронтально, выборочно)
4. «Мозговая атака»
- Чем отличается грамматическая основа двусоставных предложений от грамматической основы односоставных предложений?
- На какие две группы делятся односоставные предложения?
Слайд 13
5. Запись темы, целеполагание
2. Операционный этап
1. Заполнение таблицы (лекционно)
Слайды 14-18
Тип односоставного предложения Главный член предложения Чем выражен главный член предложения Примеры
назывноеподлежащеесуществительноеЛето. Теплый вечер.
Определенно-личное сказуемоеГлагол 1, 2 лица изъявительного и повелительного наклонений Люблю вечерний свет зари.
Неопределенно-личное сказуемоеГлагол 3 лица мн.ч. настоящего, прошедшего и будущего времени В дверь постучали.
Обобщенно-личное сказуемоеГлагол 2 лица (обобщенное действие) Готовь сани летом, а телегу – зимой.
безличноесказуемоеПростое глагольное сказуемое, составное сказуемое, безличные глаголы Вечерело. Новостями можно поделиться очень быстро.
2. Закрепление знаний
Упражнение 36 (по заданию)
Упражнение 37 (устно, фронтально)
Упражнение 38 (письменно)
Заполнить «Лесенку успеха» на этапе выполнения практических заданий
Слайд 19
3. Работа с текстом
1) Прочитайте юмореску.
2) Вызывает ли у вас этот текст улыбку?
3) найдите неполные предложения.
4) Какую роль выполняют в тексте неполные предложения?
Один хирург отличался необыкновенной лаконичностью речи, но в лице одной пациентки встретил серьезного соперника в этом отношении.
Однажды к нему обратилась за помощью женщина с сильно воспаленной и опухшей рукой. Произошел следующий разговор, начатый доктором:
- Ожог?
- Ушиб.
- Компресс.
На другой день пациентка явилась опять. Доктор спросил:
- Лучше?
- Хуже.
- Еще компресс.
Два дня спустя женщина снова была у него.
- Лучше?
- Здорова. Сколько?
- Ничего! – воскликнул доктор. – Такой разумной пациентки я еще не встречал.
3. Рефлексивный этап
1. Самостоятельная работа. Мини-диктант.
Под диктовку запишите предложения. Выделите грамматическую основу. Укажите тип односоставного предложения.
В Сибири не любят горячку и спешку.
У Маргариты зазвенело в ушах.
Дождя не было целую неделю.
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Читаю книгу с удовольствием.
Слайд 20
Взаимопроверка
Выставление оценок друг другу за выполненное самостоятельное задание
2. Домашнее задание
- выучить теоретический материал
1 уровень:
- Подобрать из художественной литературы, СМИ односоставные предложения (не менее 5 предложений)
2 уровень:
Составьте диалог, в котором будут использованы односоставные и неполные предложения.
3. Подведение итогов, выставление оценок. Заполнение «Лесенки успеха» преподавателем.