Односоставные предложения. Неполные предложения


Урок-презентация в 11-м классе по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения"
Ржевская Валентина Фёдоровна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык
Цели:
повторение и систематизация знаний об односоставных и неполных предложениях;
наблюдение и выводы о роли данных предложений в тексте;
закрепление знаний о синтаксических средствах выразительности речи,
совершенствование навыков анализа текста.
Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер для каждого ученика; презентация, тесты; карточки для самостоятельной работы.
(Примечание: презентация готовится в Power Point, а затем импортируется в память интерактивной доски; тексты, с которыми нужно будет проводить манипуляции на уроке, вводятся непосредственно в память доски).
Ход урока
1. Сообщение темы и задач урока.
Слайды № 1 и № 2. Тема и задачи урока.
- Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения", понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, закрепим знания о средствах выразительности речи, а также будем совершенствовать навыки анализа текста.
(Запись темы урока в тетрадях).
2. Теоретическая разминка.
Слайд № 3. Терминологический кроссворд.
Повторим материал предыдущего урока. Теоретическая разминка путём разгадывания кроссворда, в центре которого ключевое слово темы урока.
1. Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4.Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10.Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи. 13. Намеренно избыточный повтор союзов.
(Ответы. 1. Эпифора. 2. Градация. 3. Оксюморон. 4. Анафора. 5. Бессоюзие. 6. Подхват. 7. Эллипсис. 8. Повтор. 9. Парцелляция. 10. Инверсия. 11. Антитеза. 12. Фигуры. 13. Многосоюзие.)3. Сообщение сведений из истории вопроса об односоставных предложениях.
(Индивидуальное сообщение подготовленного ученика. Речь сопровождается демонстрацией портретов учёных на слайдах ).
Слайд № 4 - портреты Буслаева и Востокова.
Слайд № 5 - портреты А. А. Потебни и А. А. Шахматова.
"В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.
Так, учёные-лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т. е. с двумя главными членами.
Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом - существительным в именительном падеже (номинативные) относили к неполным.
Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внёс великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге "Синтаксис русского языка", по словам В. В. Виноградова, "впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка".
А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.
В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов (например, номинативных) ещё не достигнуто единства во взглядах".
4. Повторение видов односоставных предложений.
Мы изучаем ту классификацию односоставных предложений, которая признана на современном этапе. Какие предложения называются односоставными?
На какие группы они делятся?
Слайд № 6. Схема деления на группы односоставных предложений.
Рассказать по таблице на слайде о каждом из видов односоставных предложений, используя теоретические сведения из учебника О. В. Загоровской, по плану: значение, способ выражения главного члена, пример.
Слайды № 7 - 8.
В чём особенность обобщённо-личных предложений?
- Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?
5. Работа на интерактивной доске. Упражнение в определении видов односоставных предложений.
- Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид
односоставных предложений?
(Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ её выражения)
Слайд № 9
-В данных предложениях подчеркните сказуемые и напишите рядом способ выражения. Определите вид предложений.
Здесь рыбу не ловят.______________________
Спешу к вам на помощь.___________________
Подмораживает.__________________________
На этой реке нет мостов.___________________
Пора спать._______________________________
На улице ветрено и сыро.__________________
Составьте график дежурства.______________
Слайд № 10
(Каждое предложение на слайде между первым и вторым заданием вносится непосредственно в память интерактивной доски как отдельный текст):
На улице было холодно.
Ломаные линии, острые углы.
Много песен сложено о любви.
Про него давно говорят много хорошего.
Скоро увидимся.
В воздухе пахнет грозой.
Не бывать этому!
Кругом всё было тихо и спокойно.
За опоздание будете наказаны.
Друг далёкий, вспомни обо мне.
Что посеешь, то и пожнёшь.
У многих ещё нет компьютеров.
1-е задание:
- Найдите двусоставные предложения и вынесите их из списка предложений за пределы доски (путём перетаскивания).
2-е задание:
- Оставшиеся односоставные перенесите в таблицу в соответствии со способом выражения сказуемого, определите вид предложения.
Какое предложение осталось вне таблицы? Почему? (Назывное - главный член - подлежащее).
6. Работа с упр. 22 в учебнике О. В. Загоровской (Ч. 2) - стр. 43.
Чтение предложений и определение их видов.
7. Наблюдения за ролью односоставных предложений в речи.
Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?
(В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи).
- Материал следующих слайдов перенесёт нас к теме, которая изучается на уроках литературы - поэзия Серебряного века.
(Тексты на слайдах № 11 и 12 также вносятся в память доски, каждое предложение отдельно)
Слайды № 11 и 12. Портреты поэтов и стихотворные тексты.
Найдите односоставные предложения, выделите их другим цветом, определите вид. Какова их роль в этом тексте?
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.Величавый возглас волн.Близко буря. В берег бьётсяЧуждый чарам чёрный чёлн.К. Бальмонт.
(Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -Всё в облике одном предчувствую Тебя.Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,И молча жду, - тоскуя и любя.А. Блок.
(Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)Не бродить, не мять в кустах багряныхЛебеды и не искать следа.Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда.С. Есенин.
(Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам. Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а с повторяющимся отрицанием не - безвозвратность действия).За что-то меня упрекаютИ в чём-то согласны со мной:Так исповедь льётся немаяБеседы блаженнейшей той.А. Ахматова.
(Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии).8. Игра "Аукцион поэтических строк".
Какие вы можете вспомнить поэтические строки, в которых есть односоставные предложения? (Побеждает тот, кто назовёт последний).
9. Повторение о неполных предложениях.
Слайд № 13.
- Какие предложения называются неполными?
В каких случаях они употребляются?
а) в диалогах,
б) во второй части сложного предложения).Что нового о неполных предложениях даёт учебник Загоровской?
(Понятие об эллиптических предложениях).
10. Упражнение в распознавании неполных предложений.
Слайд № 14.
Могут ли односоставные предложения быть неполными? (Да).
Являются ли неполными следующие предложения?
1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. (Все полные, односоставные).
- Определите, какие это предложения:
- Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.)
- Сообщили. (Неполн., односост.)
- Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн., односост.)
- Скоро. (Неплн., односост.)
11. Работа с упр. 23 (Ч. 2) - стр. 45
(Записываются на подготовленных карточках только номера предложений в соответствии с заданием в учебнике.) Приложение 2
Ответы:
Полные двусоставные: 1; 2; 5(1-я ч.); 7(1-я ч.).
Полные односоставные: 3(1-я ч.);4; 6.
Неполные, понятные лишь в контексте: 3(2-я ч.); 5(2-я ч); 7(2-я ч.).
Эллиптические: 8.)12. Работа с текстом.
Слайд № 15.
Прочитайте текст:
1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5). Жизнь на нём протекала размеренно. 6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11. Следующие два часа посвящались отдыху.
И. Бунин.
Из какого произведения отрывок? ("Господин из Сан-Франциско").
Конечно, все узнали, так как совсем недавно изучали на уроке литературы. Назовите односоставные предложения, их вид. (Подчёркивают разным цветом каждый вид).
Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?
Какова роль односоставных предложений в этом тексте?
(Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.
Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни в мире капитализма. Это безымянные "сливки" общества. Вспомним, что и сам г-н из Сан-Франциско не имеет имени.)Какую роль данный эпизод играет в рассказе "Господин из Сан-Франциско"?
(Помогает раскрыть идею произведения, авторскую позицию)
- Какова же идея данного эпизода?
(Бездуховность представителей капиталистического общества, притворство, фальшь).
Какова позиция автора в рассказе? (Ирония, осуждение; необходимость обращения к вечным нравственным ценностям, к духовным истокам).
Какими средствами художественной выразительности представлена авторская позиция?
Метафоры и эпитеты: буря с мокрым снегом, неприветливо светало, серо- зелёная водяная пустыня, холодная свежесть океана.
Символы: пароход, похожий на отель, ассоциируется с "Титаником".
Большое количество глаголов в прошедшем времени делает действие актуальным и правдоподобным.
Синтаксический параллелизм: одинаковая структура (3,6,7,10 предл.) и (8, 9) предложений.
Эллипсис: намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять "полагалось", и подкрепляться "полагалось".
Антитеза: роскошный пароход и пейзаж, отдых и раннее вставание, обязательность действий.
Оксюморонность языка: неприветливо светало, с удовольствием читали газету.
Какой тип речи использует автор? Докажите. (Повествование с элементами описания).
Каков стиль речи? Докажите.
14. Вывод.
- Какова роль в данном тексте всех перечисленных выше средств языка, стиля, типа речи?
(Повествование даёт возможность наглядно передать действия, совершаемые отдыхающими на пароходе, элементы описания помогают реально представить пароход, пейзаж и т. д. А художественный стиль предполагает использование множества средств языковой выразительности, что помогает воссозданию полной картины происходящего на пароходе, раскрытию идейного содержания и авторской позиции).
15. Решение теста в EXCEL на компьютерах.
16. Итог урока.
Что дал вам этот урок? Чему научил?
Как вы сами оцениваете данный урок?
Слайд № 16
17. Задание на дом: решить тесты: ч. 2 параграф 23, 25; изучить теорию: ч. 2 параграф 26, 30.
Приложение 1, приложение 2, приложение 3.