Конспект урока русского языка на тему Односоставные и неполные предложения (8 класс)
Министерство образования и науки РФ
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
Односоставные и неполные предложения
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №7»
г. Мичуринска
Шматова Н.Д.
2014 год
Обучающие цели
1. Закрепить и упрочить знания об односоставных и неполных предложениях.
2. Обеспечить закрепление знаний об отличии разных видов односоставных предложений друг от друга и от неполных предложений, совершенствовать умение находить односоставные предложения в тексте.
3. Создать условия для применения закрепляемых знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач.
Развивающие цели
1. Развивать речь, орфографическую и пунктуационную зоркость, логическое мышление.
Воспитательные цели
1.Воспитывать любовь к родному языку, интерес к его изучению.
2.Показывать необходимость корректного построения беседы, важность умения вести себя вежливо и тактично.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока
Орфоэпическая пятиминутка
На доске записаны слова. Нужно расставить ударение.
Оптовый, красивее, каталог, созвонимся, торты, обеспечение, квартал, исчерпать, памятуя, сливовый, свекла, ходатайство, цемент, тефтели, кухонный, благовест, жалюзи. Проверка домашнего задания.
- Какие бывают предложения по наличию главных членов?
- На какие группы делятся односоставные предложения?
- Приведите из домашней работы пример назывных предложений.
- Что такое определенно- личные предложения? Приведите пример из домашней работы.
- Что такое неопределенно- личные предложения? Приведите пример из домашней работы.
- Что такое безличные предложения? Приведите пример из домашней работы.
- Что такое обобщенно- личные предложения? Приведите пример из домашней работы.
- Что такое неполные предложения? Приведите пример из домашней работы.
5. Работа над текстом.
(1) Хорош… в жаркий день (в)лесу! (2) В чащах приятная пр…хлада. (3) На полянах ра…положенных кругом все весело сверка…т в солнечных лучах. (4)Тиш…на… (5)Но в траве и во мху жизнь б…ёт ключом. (6)Вот зашуршало где (то) совсем близко. (7)Наклонившись к земле с удивлением и восторгом наблюдаю за суетливой беготней муравьев.
(8)Вот растущий гриб высунулся из-под осе(нн, н)их листьев и смотр…т прямо на меня будто подмигивает. (9) (Не)чего смотреть! (10) Отправляйся ко мне в корзину! (11)Там уже много твоих приятелей (12) говорю я и срезаю подберезовик (красавец).
(13)Так бродишь часами и (не) замечаешь наступления вечера. (14) Пора возвращаться домой. (15) Меня уже ждут ужинать.
Текст распечатан индивидуально для каждого ученика.
- Доказать, что данный отрывок текст. ( предложения связаны одной темой и грамматически; обладает композиционным единством, смысловой цельностью и относительной законченностью)
- Тема и основная мысль.( прогулка по лесу; описание впечатлений от прогулки)
- Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
- Тип? (описание )- Стиль? (Художественный) Почему? (присутствует эмоциональность, конкретность и образность, которая достигается за счет изобр – выр. ср-в) - Какие средства выразительности здесь есть? ( Эпитеты : весело сверкает, суетливой беготней; сравнение : будто подмигивает; олицетворение : гриб высунулся и смотрит)
- За счет чего достигается эмоциональность? (использование разговорной и экспрессивной лексики : высунулся, отправляйся, нечего смотреть; использование восклицательных предложений)
- Тип связи предложений в тексте (параллельная)
- Найдите предложение, в котором использован фразеологизм (5)
- делимся на три варианта и находим определенно- личные, неопределенно – личные и безличные предложения.
-Есть ещё односоставные предложения в этом тексте? (да, назывное)
- Все виды односоставных здесь есть? (нет обобщенно-личных)
- Найдите неполные предложения. (2, 11 ) Почему эти предложения неполные, а не односоставные назывные?
- Синтаксический разбор третьего предложения.
Пока все разбирают, один - к доске выписывать словосочетания с разными видами связи, второй – наступления(2), наклонившись(2).
Итог и домашнее задание (упр. 256)