Урок по русскому языку в 8 классе. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.
2895600952500
Донецкая общеобразовательная школа I – III ступеней № 144
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
Разработка урока по русскому языку
в 8-м классе
«Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение»
Подготовила учитель
русского языка и литературы ДОШ № 144
Кипалас Екатерина Сергеевна
г. Донецк-2015
Цель урока: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний по дополнению, формирование умения определять способы выражения дополнений, определение прямых и косвенных дополнений.
образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (отличать именительный падеж от Винительного, инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого);
воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;
развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: индивидуальная, самостоятельная работа с применением ИКТ.
Оборудование и средства:
видеопроектор;
презентация.
Оформление доски:
Тема урока.
Предложение для синтаксического разбора.
Этапы урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Изучение новой темы.
Закрепление материала.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. У вас на парте должны лежать ручка, карандаш, тетрадь, учебник и дневник.
А сейчас давайте проверим как вы выполнили домашнее задание.
Проверка домашнего задания (фронтально).
Актуализация опорных знаний учащихся.
Фронтальный опрос учащихся.
На прошлых уроках мы изучали главные члены предложения. Как вы думаете, чему противопоставляются они в предложении? (Главные члены противопоставляются второстепенным членам).
Почему? (Главные члены входят в грамматическую основу предложения).
Какие вам известны главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое).
А как вы думаете, какую роль играют второстепенные члены предложения? (Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее).
Для чего мы их изучаем? (Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее).(слайд 3)
IV) Изучение новой темы.1) А сейчас откроем тетради и запишем число, классная работа, тема урока. Цели нашего урока: (слайд 2)
Повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания по дополнению, формировать умения определять способы выражения дополнений прямых и косвенных.
Познакомиться с видами второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении.
Научиться находить в предложении второстепенные члены, распознавать дополнения, определять их вид и способы выражения.
2) Повторение.
- Итак, какие второстепенные члены предложения вы знаете?(Все второстепенные члены предложения по своим грамматическим значениям делятся на дополнения, определения и обстоятельства).
- К какому члену предложения относится дополнение?(Дополнение относится к сказуемому- глаголу или дополнению, выраженному существительным). Доказываем на примере предложения: (слайд 4)Позади молодой осинки высится старый лес.
- К какому члену предложения относится обстоятельство?(Обстоятельства относятся к сказуемым- глаголам).Позади молодой осинки высится старый лес.
- К какому члену предложения относится определение?(Определения относятся к дополнениям, выраженным существительными или к подлежащим, выраженным существительными). Позади молодой осинки высится старый лес.
- Какими частями речи бывают чаще всего выражены второстепенные члены предложения?(Обстоятельства – наречиями, определения – прилагательными и причастиями, дополнения – существительными).
Вывод: мы вспомнили всё, что знали о второстепенных членах. Теперь мы обратимся к дополнению. Им мы займёмся подробно.
3) Изучение теории: чтение по учебнику стр. 73-74. (слайд 5)
Фронтальный опрос:- Какими частями речи выражаются дополнения? От каких членов предложения обычно зависят?(Дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределённой формой глагола и зависят от сказуемых или других членов предложения).
V. Закрепление материала.
1) Работа по презентации «Дополнение». (слайды 6, 7, 8, 9)
- Только ли в винительном падеже без предлога может стоять прямое дополнение?(Прямое дополнение может стоять не только в винительном падеже без предлога, но и в родительном падеже, если обозначает часть предмета или стоит при переходном глаголе с отрицанием).
2)Задание № 1. Один ученик работает у доски, остальные учащиеся записывают предложения в тетрадь. Запишите предложения, укажите главные члены предложения и дополнения. Укажите какие дополнения в предложениях – прямые или косвенные. (слайд 10).
(Учащиеся называют и объясняют правописание выделенных орфограмм. Понесла - нёс, вперёд - впереди, пехота - пеший. Ура - здесь междометие в роли существительного).
- Всегда ли прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога?(Нет, не всегда. Прямые дополнения могут быть выражены и существительными в родительном падеже, если они обозначают часть от целого, а также если они стоят при переходном глаголе с НЕ).
Выполнение упражнения №125.3) Трудные случаи определения форм падежей имён существительных.
- Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего.
Объяснение учителя:- Запишем следующее предложение: (слайд 11)
- Порядок слов прямой, подлежащее стоит на первом месте. А теперь изменим порядок слов на обратный.Трамвай обогнал троллейбус.
Вывод: прежде, чем определить, где в предложении дополнение, нужно вдуматься в значение предложения, видеть порядок слов, чтобы не спутать формы винительного падежа дополнения с формой именительного падежа.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Выводы: учащиеся сообщают, что нового они узнали о дополнениях.
- Что нового вы узнали о дополнениях?(Ребята говорят, что узнали о двух видах дополнений. Прямые дополнения выражены существительными в винительном падеже без предлога, а также существительными в родительном падеже, если обозначают часть предмета или стоят при переходном глаголе с НЕ. Косвенные дополнения выражены существительными в косвенных падежах).
Задание № 2. Найдите дополнения в предложениях, определите падеж и укажите- прямое или косвенное. (Устные ответы учащихся). (слайд 12)
1. Я рад предстоящей встрече с осенним лесом.
2. Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен.
3. Хорошая книга воспитывает чувства, формирует характер человека. VII. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.
Выучить материал параграфа 23. Выполнить упражнение № 127.