Урок Упражнение в определении второстепенных членов предложения
19.02. 15.
Конспект пробного урока русского языка
Образовательная программа «Гармония»
Класс – 4 «В»
Учитель – Бровикова В.А.
Методист – Богданова Н.Я.
Тема. Упражнение в определении второстепенных членов предложения
Цель - создать условия для формирования понятия «второстепенные члены», расширения знаний о конструкции предложения, формирования умения самостоятельно строить и применять новые знания.
Личностные УУД:
– учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.
Метапредметные УУД:
познавательные – умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам (вопрос, значение, роль в предложении);
регулятивные – развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;
коммуникативные - развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре.
Ход урока:
I. Мотивация учебной деятельности
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Викторовна, сегодняшний урок русского языка проведу у вас я
- Готовы начать урок?
-Все на месте, всё в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Начинаем урок. СЛАЙД 1
II. Актуализация знаний СЛАЙД 2
1. Самостоятельная работа уч-ся (синтаксический разбор предложения)
- Посмотрите все на доску.
- Прочитайте внимательно предложения. Для каждого ряда – своё предложение.
- Определите, каким членом предложения является каждое слово.
1. Везде тает рыхлый снег.
2. Звенит за окном весенняя капель.
3. Всюду журчат говорливые ручьи.
2. Проверка выполнения
- Какие знания вам пригодились при выполнении задания?
- Получилось ли у вас выполнить задание полностью?
- Почему? Что помешало вам это сделать?
- Давайте проверим, как вы выполнили это задание. Вместе мы сможем это сделать.
(К доске поочередно выходят 3 ученика, разбирают предложения).
- Молодцы, теперь мы разобрали все предложения.
- Так, какова тема нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке? (Определять второстепенные члены предложения).
III. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы закрепим умение производить синтаксический разбор предложения, уделяя особое внимание определению второстепенных членов предложения.
IV. Закрепление знаний о второстепенных членах предложения (формирование синтаксических понятий)
1. Фронтальный опрос
- Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое).
- Какой главный член предложения называется подлежащим? Как его найти в предложении? (Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? или что?)
- Какой частью речи чаще всего может быть выражено подлежащее? (Именем существительным)
- Какой главный член предложения называется сказуемым? Что обозначает сказуемое, на какие вопросы отвечает? (Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?, что делал?, что сделал? и т.д.)
- Какой частью речи чаще всего может быть выражено сказуемое? (Глаголом)
- Давайте вспомним, что вы узнали о второстепенных членах на прошлом уроке.
- Какие члены предложения называются второстепенными?
- Перечислите второстепенные члены предложения.
- Что вы узнали об определении? Что такое определение? (Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? какая? какие? чей? и т.д.)
- Что такое дополнение? (Второст. член предл., отвечающий на вопросы косвенных падежей и поясняющий сказуемое)
- Что такое обстоятельстве? (Второст. член предл., отвечающий на вопросы где?, когда?, куда?, откуда?, зачем?, почему? и т.д. и поясняющий сказуемое)
- Мы изучили новый материал. Как вы думаете, что нужно теперь сделать? (применить свои знания)
2. Практическая работа (выделение главных и второстепенных членов предложения)
СЛАЙД 3
- Перед вами задание. Прочитайте его.
(Выберите из списка СЛАЙД 4 любое предложение, проведите его исследование и внесите данные в таблицу. Задание выполняем на листочках. СЛАЙД 5 – образец, СЛАЙД 6 – шаблон.)
-Сейчас мы будем проводить исследование предложения
- Эти предложения вы будете исследовать - СЛАЙД 4.
- Сейчас я вам покажу образец этого разбора - СЛАЙД 5.
- Предложение «Одинокий клён медленно теряет свою листву».
1) Находим подлежащее. О чём говорится в предложении? О клёне. Что? – клён. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Выражено существительным – надписываем: сущ.
2) Клён что делает? теряет, значит, теряет - это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Выражено глаголом - надписываем: глаг.
3) Теперь находим второстепенные члены предложения. Задаём вопрос от подлежащего, клен какой? одинокий, значит, одинокий - это определение. Подчёркиваем волнистой линией. Выражено прилагательным – надписываем: прил.
4) Теперь задаём вопрос от сказуемого. Теряет что? листву, листва - это дополнение. Подчёркиваем пунктиром. Выражено существительным – надписываем: сущ.
Теряет как? Медленно. Медленно – это обстоятельство, подчёркиваем точка-тире. Выражено наречием - надписываем: нар.
5) Второстепенных членов предложения, поясняющих главные члены предложения больше нет. Находим второстепенные члены предложения, которые относятся к второстепенным членам предложения. Листву чью? Свою. Это определение, выражено местоимением, надписываем: мест.
- Итак, мы разобрали это предложение.
- У каждого из вас на столах лежат листочки с такой таблицей. Подпишите его, сейчас вы выберете одно из предложений и исследуете его, затем заполните таблицу. Предложения у всех разные.
- Надеюсь, с этим заданием вы справились.
- Какие предложения называются распространёнными? (В которых, кроме главных, есть второстепенные члены предложения).
- Придумайте распространённое предложение, проведите исследование составленного предложения, результаты внесите в таблицу.
- Все закончили выполнять работу, листочки передайте мне.
2. Упражнение 471
- Откройте учебники на с. 62, прочитайте про себя правило.
- Теперь читаем вслух.
- Кто сможет рассказать это правило?
- А сейчас откройте страницу 61, найдите упражнение №471.
- Прочитайте текст.
- О чём говорится в тексте?
- Как можно озаглавить текст? (Скворцы прилетели)
- И мы озаглавим текст .
- Сейчас один ученик будет работать у доски, записывать предложение с комментированием и разбирать по членам предложения. Пишем по одному предложению.
V. Задание на дом
- Откройте дневники и запишите д/з: с. 63, упр.472 (2 часть) – списать текст, разобрать по членам предложения.
Подводим итоги. Вопросы на доске
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
СЛАЙД 7
VII. Организация на перемену
- Приготовьтесь к следующему уроку.
- Встаньте. Урок окончен. До свидания.
Учитель:
Методист:
Оценка:
13PAGE 15
13PAGE 14515
15