Я — учитель (приложение к разделу Как сердцу высказать себя?)
Я – учитель
Маннанова Земфира Зинфритовна, учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей № 6 г. Мелеуз РБ
e-mail: mannanova555@mail.ru «Прекрасное должно быть величаво»,- утверждает А. С. Пушкин. «Прекрасное пленяет навсегда», - словно вторит ему Б. Пастернак…
Так навсегда пленила меня Литература, «величавая» и «прекрасная». Мир странствий и путешествий, музыкальность стиха, попытка объяснить мир и понять себя в этом мире. Чтение взахлеб: В. Драгунский, М. Твен, В. Каверин; Ф. Стендаль, Т. Драйзер; А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин; загадочный для 16-летнего подростка конца 80-х
М. Булгаков, утонченный В. Набоков, неожиданный А. Солженицын… До сих пор самые дорогие в моей домашней библиотеке – книги, приобретенные по подписке: собрание сочинений Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого, Маяковского. Книги «из-под прилавка»: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Избранное» Л. Андреева, «Машенька» и «Лолита»
В. Набокова.
Естественно, что самый любимый урок в школе – литература, а Наталья Федоровна Рожкова – образец мудрости, самая строгая и самая интересная. Всегдашнее желание ей подражать, так же красиво говорить, быть начитанной.
По окончании школы выбор был однозначным: филологический. Лекции Альмиры Сабировны Акбашевой, Василия Алексеевича Беглова, Ивана Егоровича Карпухина формировали мое мировоззрение. Незабываемая встреча с Мустаем Каримом. Дипломная работа под руководством Натальи Ивановны Онуфриевой - попытка по-своему объяснить тему безумия в творчестве А. Блока через музыку серебряного века.
Начало трудовой деятельности - средняя школа № 2 п. Юмагузино Кугарчинского района. Именно здесь начинаю понимать: «учи других и сам поймешь». Я благодарна своим старшим коллегам, коллективу языковедов этой школы, у которых я училась учить.
В прошлом, 2014 году исполнилось 20 лет моей педагогической деятельности. Конечно, жизнь учит, «шлифует», совершенствует. Я очень рада, что где бы я ни жила и с кем бы я ни работала, меня окружали и окружают высокопрофессиональные люди, у которых можно чему-то научиться, на которых хочется равняться. Общение с коллегами на различных муниципальных семинарах, республиканских собраниях, участие в Днях литературы московского марафона учебных предметов, в I Всероссийском съезде словесников в МГУ, встречи с интересными педагогами, учеными продолжают воспитывать во мне учителя - филолога. Участие и достойное призовое место в Год Литературы в конкурсе учителей русского языка и литературы является значимым событием: появилась возможность подвести некоторые итоги своей работы, поделиться набранным опытом, наметить планы на будущее.
На разных этапах учительства менялась моя методическая тема: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы», «Проектная деятельность на уроках литературы»… Последняя тема «Воспитание эстетических чувств на уроках русского языка и литературы» возникла как одно из решений проблемы нравственного здоровья школьника. Ведь именно литература влияет на формирование духовности, нравственно - эстетических основ личности, развивает культуру человека. Я считаю, что нужно стремиться к тому, чтобы дети умели понимать и чувствовать прекрасное, хотели бы преумножать его своим поведением, нетерпимо относиться к эстетически безобразному, примитивному.
Я очень надеюсь, что в Год Литературы Министерство образования вернет школе необходимые часы на изучение литературы! Ведь сокращение часов по этому предмету предопределяет снижение общего уровня сознания и мышления, а также заметную деградацию основ миропонимания и мировоззрения детей.
Об этом говорили и в Москве, на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы, который проходил в июле 2012 года, и на котором я имела честь присутствовать. Один день работы съезда был посвящен дискуссии за круглым столом «100 книг – основа российской культурной идентичности». Участники данного мероприятия обсуждали предложенный В. В. Путиным список обязательных для чтения школьных книг. Слова президента о том, что «образованию принадлежит огромная роль в деле укрепления национального «культурного кода» и литература в этом процессе занимает важное место», стали определяющими во время дискуссии.
Мне же, человеку, воспитанному на советской классике, хочется, чтобы в этот обязательный список вошли «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Повесть о настоящем человеке Б. Полевого. Ведь такие произведения воспитывают в детях порядочность, уважительное отношение друг к другу, любовь к Родине. Чтение с великой любовью к литературе, переживанием и состраданием способно воспитать у молодого поколения правильное представление о высших нравственных идеалах человека. Роль учителя литературы - воспитывать Личность через искусство слова.