Особенности употребления глаголов в художественном тексте (на примере произведений сибирских писателей: сказка Евгения Мартышева Влас-музыкант и стихотворение Олеси Серовой От земли до неба берега).
6 класс Татьяна Афанасьевна Токарева
Тема: "Особенности употребления глаголов в художественном тексте (на примере произведений сибирских писателей: сказка Евгения Мартышева "Влас-музыкант" и стихотворение Олеси Серовой "От земли до неба берега").
Цель: формирование компетентного творческого читателя; обогащение устной и письменной речи учащихся путем анализа языка художественных текстов, творческих имитаций; знакомство с художественным миром идей и образов, созданным сибирскими поэтами; приобщение к социокультурным традициям "малой родины"; знакомство с судьбами поэтов, живущих в Новосибирске; развитие коммуникативных способностей.
Оборудование: портреты сибирских поэтов, текст сказки Е.Мартышева "Влас-музыкант" (Новосибирск, Издательский Дом "Сибирская горница", 1999), видеоприложение - запись встречи с Е. Мартышевым.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: учащиеся работают в группах, обсуждают предложенные учителем вопросы и оценивают работу своих товарищей баллами в листах учета знаний.
Наглядность (на доске).
1. Портреты Е Мартышева, О. Серовой.
2. Эпиграф.
"Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие!"
А. Югов
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя (целеполагание).Чтение высказывания русского писателя А.Югова, взятого в качестве эпиграфа к уроку.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. А.Н.Толстой писал, например:" Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе".
В художественной речи глагол употребляется довольно часто: до пятнадцати процентов всех слов художественного текста - глаголы. Мастера русской речи умело используют в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов; выразительные фразеологизмы, включающие слова этой части речи; глаголы-синонимы, глаголы-антонимы; мастерски пользуются морфологическими категориями глагола (наклонениями, временами и др.).
Сегодня, продолжая знакомиться с произведениями новосибирских поэтов Евгения Мартышева и Олеси Серовой, благодаря их поэтическому мастерству, мы сможем убедиться в удивительной силе глагола; определим особенности употребления этой части речи в художественном тексте.
2. Знакомство с рабочим текстом. К уроку постоянные творческие группы подготовили выразительное чтение наизусть отрывков из сказки Е.Мартышева "Влас-музыкант" (стр.31-34) и стихотворение О.Серовой "От земли до неба берега". (Группы оценивают чтение ребят по следующим критериям: знание текста, сценическое мастерство - 4 балла соответствуют оценке "5".)
3. Сообщения учащихся о жизни и творчестве Е.Мартышева и О.Серовой. (Сообщение оценивается по следующим критериям: полнота и правильность с точки зрения норм литературного языка - 4 балла соответствуют оценке "5".)
4. Работа в группах. Анализ особенностей употребления глаголов в отрывке из сказки Е.Мартышева и стихотворении О.Серовой по данным вопросам.
Развёрнутые ответы групп должны представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать умение пользоваться полученными знаниями.
1.Какова роль несовершенного вида глаголов в данном отрывке?
2.Какие глаголы не только обозначают действия, но и описывают предметы?
3.Какие художественно-выразительные средства основаны на употреблении глаголов?
4.Отметить другие художественные особенности данного отрывка.
2 группа (стр.32,2 строфа).
1.Какое значение имеет употребление глаголов в настоящем времени для повествования о прошедших событиях?
2.Какова роль совершенного и несовершенного вида глаголов в данном отрывке.
3.Какие глаголы обозначают действия и описывают предметы?
4.Какие художественно-выразительные средства построены на переносном употреблении глаголов?
5.Отметить другие художественные особенности данного отрывка.
3 группа (стр.33,1строфа).
1.Использует ли автор глагольную категорию времени как выразительное средство? Если да, то с какой целью?
2.Какие художественно-выразительные средства основаны на употреблении глаголов?
3.Назвать черты разговорного стиля в данном отрывке.
4.Отметить другие художественные особенности данного текста.
4 группа (стр.33).
1.Как автор использует глагольные категории времени и вида в качестве выразительного средства?
2.Какие выразительные средства построены на употреблении глаголов?
3.Отметить другие художественные особенности данного отрывка.
5 группа (стихотворение О.Серовой "От земли до неба берега").
1.Какое художественное значение имеет употребление глаголов несовершенного вида настоящего времени в данном стихотворении?
2.Какие выразительные средства построены на переносном употреблении глаголов?
3.Использует ли автор синтаксис как средство выразительности в этом стихотворении?
4.Отметить другие художественные особенности стихотворения.
5. Вопрос для всех групп.
Сказка Е.Мартышева и стихотворение О.СеровойЧто объединяет эти разные по жанру произведения?
(Группы, обсудив поставленный вопрос, высказывают свое мнение. Ответы оценивает учитель по следующим критериям: последовательность и правильность с точки зрения норм литературного языка, аргументированность, эмоциональность.)
6. Выступление экспертной группы учащихся. (Два ученика, вошедшие в экспертную группу, в течение урока составляют сообщение на основе выступлений групп по теме " Особенности употребления глаголов в художественной речи".)
7. Просмотр видеоприложения – записи встречи с Е.Мартышевым в гимназии №7.
8. Подведение итогов. Во время просмотра учитель подводит итоги по листам учёта знаний, сообщает оценки после просмотра видеоприложения.
9. Домашнее задание. Написать текст какого-либо жанра (сказку, былину, очерк, стихотворение) на тему: "Любовь к родному краю (городу Новосибирску)".
Приложение к уроку ( творческие работы из домашнего задания)
Отрывок из очерка
Начал моросить дождь; слабо подул ветер. В ручей упала веточка и тут же выглянула из воды. Но ручей так быстр - его течение увлекло путешественницу за собой.
Ветер усилился. Маленькая паутинка полетела и нависла над ручейком, зацепившись за упавшую в него веточку.
Алёна, 6 "А" класс
Иртыш-богатырь и Чудовище (былина)
Во сибирской то было во сторонушке,
А на той ли на Оби, речке-матушке.
Завелось там Чудовище поганое,
О семи головах, да о трёх хвостах.
Поедало оно малых детушек
И грозило погубить весь сибирский люд.
Выходили с ним на бой добры молодцы,
Да сложили в бою свои головушки.
А в лесной глуши, во густом бору
Родился удалый добрый молодец,
Добрый молодец, да Иртыш-богатырь.
Прослышал он про Чудище поганое
И решил одолеть силу вражию.
Взял с собой-то на бой свой булатный меч,
Оседлал-то коня златогривого.
Поутрушку раным-ранёшенько
Целовал он землю-матушку
И просил её благословения.
Вот подъехал он к Оби-реченьке,
Вызвал Чудище на свой смертный бой.
Началась-то битва страшная,
Не на жизнь, а на смерть бились вороги.
Семь ночей и семь дней битва длилася,
И не знал никто победителя.
Раным-рано Земля просыпалася,
Восходило зарёй красно солнышко,
Озарило оно поле битвы той.
Увидал народ Чудище поганое,
Чудище поганое, побеждённое.
Да Иртыш-богатырь много ран получил.
Исцелила их матушка, Обь-река,
Забрала Иртыша в свои объятия.
И несут они с тоих давних пор воды бурные
Окияну, отцу-батюшке.
Татьяна, 6 "А"
15