Что должны знать родители о домашних заданиях
Родительское собрание
«Что должны знать родители о домашних заданиях»
Цели собрания: выявить представление родителей об организации учебной работы дома, дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание посвящено актуальной проблеме работы школы – проблеме организации домашней учебной работы школьника.
Известный психолог Д.Б. Эльконин так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными, домашними заданиями и переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно правильно выполнять домашнее задание, как выполнять домашнее задание самостоятельно, как родители могут помочь ребёнку.
Чуть ли не половина младших школьников проводят за выполнением домашнего задания больше времени, чем положено. В книге А.О. Дробинской «Школьные трудности» указаны следующие санитарно-гигиенические нормы: в первом классе – не более 1 часа, во втором классе – до полутора часов, в третьем-четвёртом – до двух часов. Некоторые родители отмечают, что на выполнение домашнего задания дети тратят до 2 часов, но столько и положено для учеников 3-4 классов. В чём причины? То куда-то девался карандаш, то обнаружилось, что нет нужной записи в дневнике и надо срочно узнать у одноклассника, да и самого учебника может не оказаться на месте. А минуты бегут. Вдруг захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика. Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?
Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Например, можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе с папой что-то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.
Важно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если ему сказали учить уроки, то он должен немедленно прекратить игру. Но если в вашей семье не существует такое правило, то его нужно ввести для всех членов семьи (но начните с того, что за несколько минут до изменения деятельности ребёнка нужно об этом предупредить). Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительское указание в чём бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Вам в помощь я предлагаю примерный режим дня отличника (приложение 4). Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного для занятия времени. "Привычка к точному часу – это привычка к точному требованию к себе". (А. С. Макаренко)
Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться о количества уроков, от того, что по телевизору показывают интересный фильм или пришли гости. "На день, – советовал Максим Горький, – надо смотреть, как на маленькую жизнь..." Но чтобы эта маленькая жизнь не прошла бесследно, чтобы она была наполнена богатым содержанием, необходим режим дня.
Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и тоже время. Но и на постоянное рабочее место. И если жилищные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжный шкаф, то всё равно нужно выделить какое-то постоянное место, где он будет держать книги и тетради. Если ребёнок вынужден заниматься за общим столом, то никто не должен ему мешать и отвлекать от занятий. Постепенно вырабатывается установка на определённое время и место работы. Если такая установка у ребёнка сформирована, то ему достаточно усесться за привычный стол, как приходит рабочее настроение и возникает желание приступить к работе. До начала занятий с рабочего места ученика должно быть убрано всё, что не имеет отношения к учёбе.
Помните, что время выполнения уроков – священно и неприкосновенно, поэтому отрывать ребёнка от занятий по пустякам (будь то срочная помощь на кухне или поход в магазин за хлебом) вы уже не имеете права.
В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких? Если ребёнок сразу включается в работу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно приходить к наиболее лёгким, требующим меньшего умственного напряжения.
Если ученик втягивается в работу медленно, то ему следовало бы начать с более привлекательных для него занятий. Самую трудную работу отнести на середину, или на вторую половину занятий, т.к. у ребёнка на это время приходится наивысший подъём умственной работы.
Родителям следует запомнить несколько правил:
1. Не требуйте многократного переписывания заданий с черновика на чистовик. Лучше выполнить задание один раз, но качественно.
2. Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут (30-40 минут для 3-4 класса) занятий нужны 10-15 минут перерыва (восстанавливается внимание, отдаляется утомление).
3. Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», – то такая работа малоэффективна. Если же ребёнок учится во 2 смену, то вечером домашнее задание просматривается, разбираются вопросы сложные для ребёнка, а работа выполняется в первую половину дня с 10 до 12 часов.
4. Логично сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения.
5. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.
6. При подготовке заданий по чтению необходимо опираться на следующие правила: один раз ребёнок читает сам, потом вы, предположим, готовите у плиты, а он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое-то важное место из текста упущено, пусть читает ещё.
Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте.
8. Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, было достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, нарушению зрения.
9. В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому.
Не бойтесь опережать школьную программу, если какой-то вопрос интересен ребёнку. Это не только развитие познавательных процессов, но и развитие уверенности в своих силах (т.к. ребёнок будет чувствовать себя на равных с более подготовленными детьми). Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка. Будьте искренне заинтересованы в его школьных делах и заботах. В любом деле находите то, за что можно похвалить и морально поддержать. Дайте ребёнку почувствовать значимость своей деятельности (это способствует повышению самооценки, развивает уверенность в себе). Научите ребёнка делиться своими радостями и проблемами.
Желаю родителям терпения, сил и радостных минут гордости за успехи достижения своих детей!
Решение родительского собрания:
Родителям совместно со своими детьми выработать наиболее рациональный режим дня и содействовать его выполнению.
Организовать в семье рабочее место школьника.
Поддерживать у детей интерес к учебному труду.
Учить детей выполнять домашнее задание самостоятельно
Организовать ежедневный контроль за учебной деятельностью ребёнка.
Приложение 1
Памятка для родителей.
1. Приучите выполнять домашние задания в одно и то же время.
2. Спросите у ребенка, какое задание на дом он получил, как собирается его выполнять. Можно вместе обсудить, как лучше выполнить это задание.
3. Если ребенок забыл, что задано на дом, спокойно помогите ему вспомнить, что было задано (только в крайнем случае можно прибегнуть к чужой помощи, т. е. узнать о задании у одноклассника). Всем своим поведением старайтесь внушить ребенку, что это, прежде всего, необходимо ему самому.
4. Обратите внимание, сколько времени ребенок затрачивает на выполнение домашнего задания по одному предмету (по всем предметам).
5. Не торопитесь помогать ребенку. В случае затруднения будет правильнее сказать: «Посиди, подумай, обратись к правилу, а если не выполнишь, могу помочь».
6. Ребенок часто обращается к вам с вопросом: как правильно писать то или иное слово? Чтобы получить ответ на этот вопрос, отсылайте ребенка к учебнику, правилу, памятке, словарю.
7. Законченную письменную работу ребенок должен обязательно проверить сам. Главная задача просмотра письменного задания со стороны родителей – оценить усилия ребенка, отметить его старательное отношение к работе или высказать порицание.
8. Вы заметили ошибку. Как быть? Неверно записанное ребенок одной чертой аккуратно зачеркивает простым. А сверху пишет правильно. Другие способы исправления ошибок недопустимы. (Распоряжение переделать работу заново – очень серьезная мера наказания. Только при полной согласованности действий учителя и родителей можно, изредка используя эту меру, получить от неё серьезный воспитательный эффект).9. Устное задание (рассказать правило, запомнить правописание слов из словаря и т. д.) не всегда удается проверить у каждого ребенка в классе. Поэтому старайтесь уделять больше внимания контролю за качеством выполнения устной части задания.
Приложение 2
Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?
1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода.
3. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
4. Пусть Ваш ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, достижениями.
5. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
6. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.
7. Если ребёнок рассказал Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни.
Приложение 3
Садимся за уроки (памятка школьнику)
Садись за уроки в одно и то же время.
Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты будешь работать, должно быть тихо.
Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
Приготовь письменные принадлежности для занятия.
Все принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое всегда отводишь им на столе.
Убери со стола всё лишнее.
Сядь правильно, открой учебник… Закончи выполнение задания. Проверь!
Источники:
Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО, 2004.
Базюлькина И.В. Поиск пути и резервов оказания помощи школьнику. М., 2001.
http://img3.imgbb.ru/7/4/4/7449d5c7ada9b0d54a88e0e5fcf150a0_h.jpghttp://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/10447/source:default