Конспект урока по русскому языку по теме : знакомство с именами собственными (1 класс)
Тема: ЗНАКОМСТВО С СОБСТВЕННЫМИ ИМЕНАМИ
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятием «имена собственные», отработки написания их с большой буквы; способствовать развитию речи и познавательного интереса.
Планируемые результаты образования: Предметные: находят имена собственные, пишут имена собственные с большой буквы, разграничивают слова-названия, отвечающие на вопросы кто?, что?, конструируют предложения, находят «опасные» места, списывают. Личностные: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов. Метапредметные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной зада- чей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, адекватно воспринимают оценку учителя. | Познавательные: общеучебные - участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, при списывании применяют освоенную технологию, находят в учебнике требуемую информацию, читают сообщения; логические - осмысленно читают тексты, умеют выделять существенную информацию из текста, классифицируют слова в зависимости от вопроса и значения, анализируют слова, предложения, обобщают, делают выводы. Коммуникативные: умеют участвовать в диалоге, соблюдая принятые правила общения, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Ход урока
I. Организационный момент.Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный и психологический настрой учащихся на урок.
Русский язык изучать продолжаем
Новые знания мы получаем.
Но прежде чем мы приступим к новому повторим ранее изученное.
Блиц-опрос:
-Какая бывает речь?
-Из чего состоит наша речь?
-Из чего состоят предложнения?
-Какие слова вы знаете?
-Назовите слова помощники,…указатели,… названия.
А какие слова отвечают на вопрос КТО? А на вопрос ЧТО?
-Молодцы ребята!
II. Чистописание.
Работа в тетради. Число, классная работа, минутка чистописания.
ГПРТУ
-Посмотрите на буквы. Скажите, какой общий элемент есть у этих букв?
-А что ещё объединяет эти буквы? Правильно! Они большие.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
-Где же ставится большая буква?
-Молодцы! Запишите буквы.
-Прочитайте слова.
Георгий Полина Руслан Рита
-Что обозначают эти слова?
А какое имя здесь лишнее? Почему? Рита - неполное имя.
Как взрослую девочку будут называть?
-Что обозначает каждое имя?
Георгий –земледелец
Руслан-лев
Рита жемчужина
Полина богиня солнца
-Узнайте у родителей, что обозначают ваши имена?
Давайте разделим эти слова на слоги. Какое всё время должны помнить правило при делении слова на слоги?.
III. Словарная работа.
Дети,а кто же может иметь имя Георгий? а Руслан?
Мальчик.
-А имя Рита, а Полина?
- Девочка.
Посмотрите на слова и скажите, есть ли в них ошибкоопасные места?
А почему?
А можем ли мы подобрать к ним проверочные слова?
-Значит, это какие слова?
Словарные.
Запишите слова.
- А сейчас, девочки, назовите негромко свои имена. Теперь мальчики, но погромче. Каждый сейчас назвал своё собственное имя.
IV. Сообщение темы урока. Цели.
Тема сегодняшнего урока «Имена собственные». Сегодня вам предстоит познакомиться с понятием «имена собственные» научиться их отличать от других слов и потренироваться в их написании.
V. Работа над новым. Фамилия Имя Отчество.
1.Знакомая тема?
А зачем нужно имя?
А если…
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут «Таня встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
– А как вы думаете, как можно разобраться в новичках?
Назвать фамилию. А если у них и фамилии одинаковы? Как у наших мальчиков Николенко.
Тогда называем и отчество.
2. «Игра с мальчуганом-почемучкой Вопросом» (задание 26 на с. 18).
Назовите все слова из подходящего вам столбика.
Впишите свою фамилию и имя.
Как записали эти слова? Знаете, как они называются?
Ученые им дали особое название - «имена собственные».
- Как вы думаете, почему им дали такое название?
Сообщите, что вам известно об именах собственных.
-Прочитайте сведения в рамке «Сообщаем важные сведения» на с. 19.
— Ответьте на вопрос в задании 27 (после рамки) на с. 19.
-Любознательный Антон снова в поисках - его интересует, почему ученые дали словам такое название. Уверена, что вы сможете объяснить Антону и эту тайну русского языка. Учащиеся читают объяснение на с. 19 и отвечают на вопрос Антона.
VI.Физминутка.
Песенка бельчонка
VII. . Работа над новым. Клички животных.
Кличка – это имя животного. Выбор подходящей клички для домашнего питомца – дело интересное и ответственное.
С помощью клички мы выделяем одно животное среди других: подчеркиваем внешние особенности, повадки или выражаем свое отношение (например, отношение к собаке как к другу отражаем в кличке Дружок, а в кличке Верный подчеркиваем верность собаки своему хозяину . Иногда называем четвероногого друга и человеческим именем, чаще всего в краткой, уменьшительно-ласкательной форме, напримерТишка (от слова Тихон). И это тоже не случайно: животные — братья наши меньшие. Каждая кличка животного — это его имя собственное. И пишется тоже как?
-Но очень часто мы пишем не только имя , но и название животного с большой буквы. Как же нам не запутаться мы сейчас попробуем научиться.
Видео. Мультфильмы.
-Какое животное является героем всех мультфильмов?
-Кот.
-Правильно! Слово кот является общим для всех животных, но вот клички у них разные, и именно клички пишутся с большой буквы.
Закрепляется образец рассуждения: «Название животного пишу со строчной буквы, а кличку, как имя собственное, пишу с заглавной буквы».
Запишите только клички котов.
Иногда в русском языке встречаются слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Посмотрите на картинки и распределите слова.
Щенок Шарик – воздушный шарик;
Котёнок Рыжик – грибок рыжик;
Мальчик Василёк- цветок василёк.
Творческая работа. Придумайте кличку. По рядам.
Звучит голос щенка,… коровы,…курицы.
V III.Итог урока. Рефлексия деятельности.
Что узнали сегодня на уроке?
Что было особенно интересным? Расскажите об этом дома своим родителям.
Почему важны знания об именах собственных?