План конспект выступления на педагогическом совете: Преемственность
Осуществление преемственности
при переходе учащихся на следующую ступень обучения
(между начальной школой и средним звеном)
При переходе учащихся из начальной школы в среднюю учащимся приходится адаптироваться к новым условиям: предметное обучение, соответственно увеличение количества учителей, различные стили деятельности учителей, новизна изучения учебного материала, кабинетная система. Резко изменяются условия жизни четвероклассников, приводя к несоответствию внешних социальных условий и внутреннего состояния ребенка. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребенка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе.
Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребенка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье школьников? На все эти вопросы ищут ответа виднейшие педагоги, психологи, невропатологи, специалисты по организации школьного режима.
Переход в 5-ый класс – это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов.
Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего учебного года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной школы и учителя-предметники будут работать в тесном контакте друг с другом. Учителями разрабатываются конкретные мероприятия по данным проблемам, анализируется учебно-воспитательный процесс в 4 – 5 классах, выявляются причины снижения успеваемости, рассматриваются различные методики и технологии обучения, намечается программа социально-педагогической защиты отдельных учащихся, чья психо-эмоциональная конституция этого требует. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
Мне, к сожалению, не пришлось познакомиться с будущими пятиклассниками, когда они учились еще в начальной школе, поэтому пришлось узнавать их уже в процессе работы в 5-ом классе.
О некоторых своих наблюдениях я сегодня и расскажу. Начать свой анализ я хочу с техники чтения, потому что умение читать – это основа всего.
Итак, вот результаты проверки техники чтения в 4-ом и 5-ом классах.
Классы
Норма
Выше нормы
Ниже нормы
4 А
6 человек (23%)
17 человек (63%)
4 человека (14%)
5 А
6 человек (21,4%)
9 человек (32%)
13 человек (46,6%)
Эти результаты можно представить в виде диаграммы.
4 А класс
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· А класс
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Таким образом, мы видим, что количество учащихся, читающих выше нормы, уменьшилось вдвое. И, наоборот, количество учащихся, читающих ниже нормы, увеличилось более, чем в два раза. С чем это связано?
Я объясняю это прежде всего тем, что летом дети почти ничего не читали. Я проводила в начале учебного года опрос, что читали учащиеся, и выяснилось, что лишь некоторые читали хоть что-то. Большинство же учащихся вообще ничего не читали. Вообще эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Как вернуть книгу детям и как вернуть детей книге? Пока проблема только обозначена, но решения так и не найдено. Ясно одно: в 5-ом классе предстоит серьезная и кропотливая работа по совершенствованию техники чтения.
С умением читать связан навык написания изложений и сочинений. Я проанализировала, как учащиеся писали изложение в 4-ом классе и в 5-ом классе. Я взяла результаты одного изложения прошлого года и этого года. Проверялись два параметра: передача содержания и грамотность.
В таблице представлены результаты этих работ.
Передача содержания
Класс
Получили
«5»
Получили
«4»
Получили
«3»
Получили
«2»
%
успеваемости
%
качества
знаний
4 А
4
12
9
-----
100%
66%
5 А
2
4
13
2
90%
28,6%
На диаграмме это можно представить следующим образом
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Успеваемость снизилась на 10%, что для такого показателя, как передача содержания, достаточно много, тем более что текст, по которому писалось изложение, дан в учебнике и учащиеся имели возможность подготовиться к нему дома. Здесь опять-таки сказывается недостаточная начитанность учащихся и связанный с ней навык пересказа содержания текста. Что касается качества знаний, то здесь наблюдается резкий спад. Это, кончено, не может не вол
·новать учителя, и над этим также придется очень много работать. Учить детей пересказывать содержание литературных произведений – работа кропотливая, требующая большого терпения. Часто учащиеся получают задание по литературе пересказать какой-либо отрывок близко к тексту, и это, на мой взгляд, способствует развитию памяти и совершенствует навык пересказа текста. В конечном счете, такая работа готовит учащихся к написанию сочинения.
Грамотность
Класс
Получили
«5»
Получили
«4»
Получили
«3»
Получили
«2»
%
успеваемости
%
качества
знаний
4 А
2
5
6
12
54%
28,3%
5 А
------
8
8
5
76%
38%
Посмотрим, как это выглядит на диаграмме.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
По этому показателю ситуация прямо противоположная: и успеваемость, и качество знаний в 5-ом классе значительно повысились. Может быть, сказалась домашняя подготовка.
Посмотрим теперь, как обстоит дело с написанием диктантов. Я взяла результаты двух административных диктантов в 4-ом классе, в начале и в конце учебного года, чтобы проследить динамику успеваемости и качества знаний на протяжении учебного года.
Грамотность
Дата
Получили
«5»
Получили
«4»
Получили
«3»
Получили
«2»
%
успеваемости
% качества
знаний
17.09
2
12
8
3
88,8%
58%
21.05
7
10
5
2
91,6%
70,8%
Посмотрим, как это выглядит на диаграмме.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Как видим, и успеваемость, и качество знаний к концу года значительно возросли.
Грамматическое задание
Дата
Получили
«5»
Получили
«4»
Получили
«3»
Получили
«2»
%
успеваемости
%
качества
знаний
17.09
2
12
8
3
88,8%
58%
21.05
4
7
12
2
91,5%
45,8%
На диаграмме это выглядит следующим образом.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Процент успеваемости незначительно повысился, зато на 10% снизилось качество знаний. Возможно, это связано с тем, что давались иные задания или учащиеся познакомились с новыми видами разбора.
Сравним теперь результаты последнего административного диктанта, проведенного в 4-ом классе, с результатами административного контрольного диктанта, проведенного в начале года в 5-ом классе.
Грамотность
Класс
Получили
«5»
Получили
«4»
Получили
«3»
Получили
«2»
%
успеваемости
%
качества
знаний
4 А
7
10
5
2
91,6%
58%
5 А
5
9
5
6
76%
56%
Посмотрим на диаграмму.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Как видно, успеваемость понизилась почти на 20%, однако качество знаний осталось практически на том же уровне.
Грамматическое задание
Класс
Получили
«5»
Получили
«4»
Получили
«3»
Получили
«2»
%
успеваемости
% качества
знаний
4 А
4
7
12
2
88,8%
58%
5 А
______
8
9
8
68%
32%
Как это выглядит на диаграмме?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
К сожалению, показатели по данному параметру снизились очень резко.
И последнее, о чем мне представляется необходимым сказать. Я столкнулась с тем, что оформление морфологического разбора в 5-ом классе коренным образом отличается от того, к чему школьники привыкли в начальной школе. Сравним два разбора.
Про доброе дело говори смело.
Из этого предложения нужно разобрать существительное дело.
4-ый класс
(про) дело
I сущ. (что?)
II дело, нариц., неод., ср. р., 2 скл., ед. ч., В. п.
III говори (про что?) про дело.
5-ый класс
(Про) дело.
Имя сущ,, так как обозначает предмет.
Н. ф. – дело; нариц., неод., ср. р., 2 скл., ед. ч., вин. п.
Говори (про что?) про дело.
Разница очевидна. И речь вовсе не идет о том, что в разборе добавляются какие-то новые записи. Речь идет о том, что после римских цифр в 4-ом классе не ставится точка и все записи делаются с маленькой буквы. В 5-ом же классе и точка после цифр ставится, и записи делаются с большой буквы. Подобных, на первый взгляд, незначительных разночтений довольно много, поэтому, возможно, следует провести совместное заседание МО учителей начальных классов и МО учителей русского языка.