Выступление на педагогическом совете на тему Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
(выступление на педагогическом совете)
Мое выступление связано с тем, что на педагогическом совете, посвященном здоровьесбережению, много говорилось о том, как сберечь здоровье учащихся, но здоровье учителей также является очень важным.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением.
Причина, по которой я решила осветить эту тему, заключается в том, что профессия учителя находится в зоне риска, педагоги в значительной степени подвержены развитию СЭВ. Объясняется это тем, что
- во-первых, профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью;
- во-вторых, одним из необходимых профессиональных качеств педагога является эмпатия, т.е. умение сопереживать. Однако, это же качество, несомненно, положительное для педагога, зачастую приводит к развитию СЭВ;
- в третьих профессия педагога относится к профессиям альтруистического типа, у таких профессий вероятность психического выгорания достаточно высока
По каким признакам можно определить синдром эмоционального выгорания (СЭВ)?
СЭВ проявляется ухудшением работоспособности, психической утомляемостью, ухудшением внимания, памяти, частыми головными болями и бессонницей. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения.
В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания. В конце концов, речь идет о снижении качества жизни
Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится, прежде всего, самому человеку. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
1. рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
2. учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
3. Использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
4. Проще относиться к конфликтам на работе
5. профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
6. уход от ненужной конкуренции, не пытаться быть лучшим всегда и во всем (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
7. эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
8. поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.
Поскольку СЭВ является результатом хронического стресса, то уважаемые коллеги, я хотела бы познакомить вас с приемами антистрессовой защиты
Приемы антистрессовой защиты:
1. Отвлекайтесь:
Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
Обращайте внимание на мельчайшие детали.
Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
2. Снижайте значимость событий:
Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.;
"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
наведите порядок дома или на рабочем месте;
устройте прогулку или быструю ходьбу;
пробегитесь;
побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
рисуйте;
танцуйте;
пойте;
лепите;
шейте;
конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
мните, рвите бумагу;
кидайте предметы в мишень на стене;
попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").
Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах
6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):
Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Задание: Вспомните ситуацию из своей жизни, которая вас сильно расстроила. Проведите рефрейминг.
Методы саморегуляции:
7. Антистрессовое дыхание;
В любой стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании:
Медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
Постарайтесь представить себе, что с каждым вдохом, вы наполняетесь энергией, свежестью и легкостью, а с каждым выдохом, избавляетесь от неприятностей и напряжения!
15