Педагогический совет Компетентностный урок, его критерии и самоанализ
Педагогический совет
«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ УРОК, ЕГО КРИТЕРИИ И САМОАНАЛИЗ»
Участники педсовета предварительно распределены на 5 групп. Руководитель группы обеспечивает подготовку домашнего задания и наличие ноутбука.
За пультом управления - Балаева А. В.
Ведущие: Реуцкая О. С., Кудинова О. А.
Группы на педсовет
Молодые и вновь прибывшие специалисты
Опытные педагоги
Краснослободцева Ирина Сергеевна – руководитель
Закревская Ирина Михайловна – руководитель
Кадырбекова Гульнара Жаныбековна
Солодовникова Татьяна Демьяновна
Красковская Анастасия Александровна
Хакимова Валентина Петровна
Скибицкая Ксения Владимировна
Ким Ольга Архиповна
Пашинцева Дарья Андреевна
Богданова Юлия Михайловна
Максимов Максим Валерьевич
Трифонова Инна Альбертовна
Кучина Евгения Алексеевна
Суворова Валентина Николаевна
Латкина Ольга Викторовна
Нуруллаева Марина Николаевна
Грацианская Анастасия Игоревна
Брагина Инна Витальевна
Литвинова Екатерина Владимировна
Учителя начальной школы
Хамидуллина Евгения Николаевна – руководитель
Миляева Наталья Сергеевна-руководитель
Кожемякина Дарья Сергеевна
Бровко Людмила Павловна
Лукашевич Дарья Владимировна
Дегтярёва Лидия Ивановна
Середина Анна Николаевна
Жиляева Галина Александровна
Глушко Алина Валерьевна
Зубенкова Наталья Алексеевна
Стаценко Юлия Владимировна
Корепанова Светлана Владимировна
Игумнова Анна Николаевна
Батаева Елена Романовна
Попова Людмила Васильевна
Педагоги дополнительного образования
Лесина Людмила Витальевна – руководитель группы
Пономаренко Людмила Александровна
Распевалова Наталья Сергеевна
Горбач Светлана Александровна
Синченко Надежда Шамилиевна
РЕУЦКАЯ О.С.
1 СЛ
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим педагогический совет по теме «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ УРОК, ЕГО КРИТЕРИИ И САМОАНАЛИЗ».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] СЛ
Цель: рассмотреть способы моделирования урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации учебного успеха обучающихся.
3 СЛ
Работать будем по локально-модульной технологии. Нам предстоит найти ответы на проблемные вопросы:
Как оценить урок и деятельность учителя с точки зрения компетентностного подхода?
Каким образом можно развивать компетенции учащегося на уроке?
4 СЛ
Позвольте представить экспертов, которые будут оценивать вашу работу в ходе педсовета:
Мажуга Галина Григорьевна - председатель
Шаповалова Ольга Николаевна – зам директора по ВР
Марченко Елена Вячеславовна – специалист по дополнительному образованию
Ветютнева Тамара Валентиновна – педагог высшей квалификационной категории
Махина Елена Петровна – представитель молодого поколения учителей
5 СЛ
План педсовета:
1.Мозговой штурм
Практический блок
Самоанализ урока молодыми специалистами
Выступление рабочих групп
3. Рефлексия
4.Подведение итогов
Ход педсовета:
Мозговой штурм
6 СЛ РЕУЦКАЯ О. С.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший –
учит её находить»
Адольф Дистервег - немецкий педагог
–«Как учить детей?»; – «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению предметов?»; – «Каким способам деятельности обучать детей?».
Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении. Что такое компетентностный подход?
Компетентностный подход в образовании новые для отечественной педагогики слова, которые в последние годы все чаще звучат с высоких трибун и встречаются на страницах программ. Что они означают для школьных работников учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, директоров школ? Чем вызвано появление компетентностного подхода? Какие преимущества он несет с собой для педагога и для ученика? Что нужно изменить учителям в своей деятельности?
7 СЛ
Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):
полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т. п.
Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент её реализации, т.е. в ответ на ситуацию.
Главный признак компетентностного подхода - способность обучающегося к самообучению в дальнейшем.
Основной результат обучения - готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации.
8 СЛ Схематически это может быть представлено следующим образом (на слайде схемы)
КУДИНОВА О. А.
9 СЛ
Рассмотрим, что представляет собой каждый компонент ключевой компетенции.
Мобилизация - «запуск» компетенции в ответ на проблемную ситуацию. Мобилизация предполагает сознательное приложение в определенном направлении умственных и физических усилий.
Самоуправление - целенаправленное управление ресурсным пакетом. Обучение самоуправлению в проблемных ситуациях - один из принципиально новых элементов, которые компетентностный подход привносит в учебный процесс.
Внутренние ресурсы - это ЗУНы - знания, умения, навыки - предметного, межпредметного и жизненного характера.
Внешние ресурсы - это все то, что может привлечь человек для решения вставшей перед ним проблемы:
информационные ресурсы - справочники, энциклопедии, Интернет, эксперты - живые носители специальной информации и др.;
человеческие ресурсы - организации по оказанию услуг, специалисты в необходимых областях и просто помощники;
финансовые, материально-технические, технологические и прочие ресурсы.
Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.
РЕУЦКАЯ О. С.
Знаете ли Вы, что означает слово компетентность? Если разобраться в этом, то возможно будет достигать значительных целей в жизни и помогать в этом своим детям. Так давайте прямо сейчас это и сделаем
ВОПРОС УЧАСТНИКАМ: Что такое «компетентность»? Ответы участников 1-й группы (Краснослободцева И. С. )
РЕУЦКАЯ О.С. (подводит итог)
Компетентность (competens, что значит - способный). Но, по сути, компетентный человек - тот, кто умеет делать хорошо то, что делает.
Как можно определить, компетентен человек или нет? Очень просто - по тому результату, который получается после его работы.
10 СЛ
Что такое компетентность в принципе?
Компетентность учителя характеризуется основными направлениями, по которым он может повысить свое профессиональное мастерство, это:
Педагогическая деятельность – углубление научных знаний, наработка методической базы, формирование профессионально значимых умений и навыков учителя;
Личность учителя как человека, который учится всю жизнь, и только в этом случае он обретает право учить;
Психолого-педагогическое общение, которое включает в себя культуру педагогического общения, развитие способностей работать в коллективе, освоение корпоративных норм поведения.
КУДИНОВА О.А.
ВОПРОС УЧАСТНИКАМ: назовите педагогические критерии компетентности учителя. Ответы участников 2-й группы (Закревская И. М. )
КУДИНОВА О. А. (подводит итог)
11-12 СЛ
Педагогические критерии компетентности учителя.
Первый критерий – это уровень обученности наших учеников
Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков (ОУУН). Это:
Учебно-информационные умения
Учебно-логические умения
Учебно-управленческие умения
Третий критерий – это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне.
Четвертый критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию.
Пятый критерий – образования педагогов и повышение квалификации. Это одно важнейших условий для повышения своей педагогической компетенции, сохранения качества преподавания.
Шестой критерий – способность к самоанализу, самодиагностике, так называемой рефлексии.
РЕУЦКАЯ О.С.
ВОПРОС УЧАСТНИКАМ: назовите психологические критерии компетентности учителя. Ответы участников 3-й группы (Хамидуллина Е. Н. )
РЕУЦКАЯ О.С. (подводит итог)
13 СЛ
Психологические критерии компетентности учителя
«Настоящее образование – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему» писал Добролюбов.
1. Интерес, мотивация.
Что интересует учеников? Можно спросить, а лучше создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.
2. Сознательное обучение.
Нужно научиться воспитывать у ученика требуемое отношение к учебе.
3. Взаимоотношения в системе «Учитель – ученик».
Правильное взаимодействие учителя с учеником является ведущей переменной процесса обучения, обуславливает формирование познавательных действий учащихся.
4. Учет индивидуальных особенностей ученика.
КУДИНОВА О.А.
ВОПРОС УЧАСТНИКАМ: назовите личностные критерии компетентности учителя. Ответы участников 4-й группы (Миляева Н. С. )
КУДИНОВА О.А. (подводит итог)
14 СЛ
Личностные критерии компетентности учителя
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности учителя. Это означает, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.
1. Эмоциональность
интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств
адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся
доброжелательность реакции учителя на возбуждение
уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.
К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство раздражает, угнетает учащихся.
2. Выразительность речи
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
3. Творческое начало личности
Учитель, как и писатель, должен строить свою внутреннюю и внешнюю биографию. Но делать это с творческим подходом, остроумно, оригинально, поэтому так часто ученикам, даже самым умным и дисциплинированным, на уроках скучно. И это приговор учителю!
4. Организаторские способности.
Необходимы как обеспечения работы самого учителя, так для создания хорошего ученического коллектива.
5. Чувство юмора
Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.
«Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода», говорил Василий Сухомлинский.
6. Настойчивость, дисциплинированность
Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца, дисциплинированность же – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
Практический блок. РЕУЦКАЯ О.С.
2.1 Для того, чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности и компетентности педагогической деятельности, тех ценностей, той модели, того портрета учителя, к которому хотелось бы стремиться. Успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику.
15 СЛ
И первый вопрос, на который нам нужно найти ответ: «Как оценить урок и деятельность самого учителя с точки зрения компетентностного подхода?»
Все вы знаете, что в рамках конкурса «Панорама открытых уроков» молодые специалисты нашей школы дают открытые уроки. Некоторые из них выступят сегодня с самоанализом своего урока.
Задание участникам:
У вас на столах лежат схемы анализа компетентностного урока. Внимательно слушая выступление коллег, вам необходимо будет заполнить бланки (1 бланк на каждого выступающего, ПРИЛОЖЕНИЕ 1) , сдать экспертам, которые проверят насколько внимательно вы слушали. Эксперты также оценят урок молодых специалистов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), опираясь на самоанализ (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Выступление молодых педагогов сопровождается показом презентации.
Скибицкая К. В.
Игумнова А. Н.
Пашинцева Д. В.
Лукашевич Д. В.
После выступления:
участники сдают самоанализ урока экспертам, заполненные бланки. Эксперты оценивают.
КУДИНОВА О. А.
От того, насколько
чётко учитель ставит обучающие и развивающие цели, вовлекает ли учеников в постановку цели урока;
различает ли учитель содержание образования (чему учу) и содержание учебного материала (с помощью чего учу), вовлекает ли на уроке учеников в проектирование способа деятельности;
насколько эффективно подобран учебный материал для освоения запланированной единицы содержания на основе мотивации учеников;
соответствует ли выбранная структура и цели урока психологической структуре деятельности учеников;
выстроена ли между этапами внешняя и внутренняя логика;
соответствует ли выбор форм и методов обучения запланированной цели, результатам педагогической диагностики и рефлексии учеников на уроке
и будет зависеть экспертная оценка педагогического мастерства.
2.2 РЕУЦКАЯ О.С. Уважаемые коллеги! Пока эксперты совещаются, мы продолжим работу. У нас есть ещё один проблемный вопрос.
16 СЛ
Задание: 1. каждой группе необходимо в течение 10 мин подготовить решение проблемы
«Как можно развивать компетенции учащегося на уроке?» на примере конкретного урока.
2.Для этого, используя памятку «Развитие компетенций учащихся» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), вам надо подготовить презентацию (1-2 слайда), заполнить чистый бланк (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
3. Прокомментировать презентацию, письменный вариант сдать экспертам.
Регламент выступления - 5 мин
Выступления представителей групп
КУДИНОВА О.А.
Результаты исследований показывают, что при использовании компетентностного подхода у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения становятся более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
Подведение итогов экспертами по первому вопросу.
РЕУЦКАЯ О.С.
17 СЛ
Рефлексия
На столах у каждой группы есть раздаточный материал для рефлексии (1 бланк для группы).
Участникам предлагается оценить работу педсовета по 10-бальной шкале:
1. Ваше настроение ____2. Актуальность, услышанного на педсовете _____3. Что нового дал Вам педсовет______4. Насколько понятен был ход и содержание педсовета _____5. Как данный педсовет поможет Вашему профессиональному росту _______
Представители групп комментируют свои впечатления.
Подведение итогов экспертами по второму заданию. Общий вывод.
КУДИНОВА О. А.
Заключение
Реализация компетентностного подхода в школьном образовательном процессе стоит в ряду таких комплексных инноваций, как профильное обучение, сетевое сотрудничество. Разработка своей модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода может стать фундаментом серьезной и многолетней работы педагогического коллектива школы – сложной, но, безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной.
Только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проблемой, над исследованием даст ученику возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся.
РЕУЦКАЯ О.С.
Подведение итогов
18 СЛ
Решение педсовета:
1.Педагогам пересмотреть свои темы самообразования на следующий учебный год в соответствии с требованиями ФГОС.
2.Развивать обмен опытом учителей в рамках декад методического мастерства, семинаров, круглых столов.
3.Психологу на основе психологической диагностики оказывать адресную помощь учащимся, родителями, педагогическому коллективу с целью ориентации их в проблемах личностного и социального развития учащихся.
4.Развивать систему накопительной оценки деятельности учителя с помощью технологии портфолио.
Директор: Закончить педсовет хочется мудростью:
Притча: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ДЛЯ участников группы__________________
Анализ компетентностного урока
Учитель Предмет, класс
Тема урока
Целеполагание
Отсутствует
Цель формулирует учитель
Совместное с учащимися
Содержание урока
Нет связи с жизнью, практической деятельностью.
Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью.
Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания.
Формы организации деятельности учащихся на уроке
Неактивные
Активные
Интерактивные
Фронтальные
Групповые
Парные
Индивидуальные
Использование методов, приемов
Использование не оправдано, методы и приемы - репродуктивные
Выбор оправдан, соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные
Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока
Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока
Использование технологий
Результативность урока
Результат не достигнут или достигнут учителем
Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие):
Результат достигнут отдельными учащимися.
Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие):
Большая часть класса достигла результата.
Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности (указать, какие):
Результат достигнут каждым учащимся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ЛИСТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРТА
№ 1 Оценивание подготовки домашнего задания участниками групп по 5-балльной шкале
№ группы
Задание
Качество содержания материала
Качество выступления
1
Что такое «компетентность»?
2
Назовите педагогические критерии компетентности учителя
3
Назовите психологические критерии компетентности учителя
4
Назовите личностные критерии компетентности учителя
Итого
№ 2 Оценивание подготовки молодых специалистов по 5-бальной шкале
критерии
Скибицкая К.В.
Игумнова А. Н.
Пашинцева Д. А.
Лукашевич Д.В.
1.Качество презентации
2.Качество выступления
3.Содержание самоанализа
4.Степень оригинальности и новизны методики (технологии) урока
5.Гибкость сочетания традиционных и инновационных форм, методов обучения, содержания урока.
6.Степень использования средств педагогической диагностики
7.Технологичность, возможности для воспроизведения педагогической инновации другими учителями
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
№ 3 Оценивание подготовки ответа на вопрос «Как можно развивать компетенции учащегося на уроке?» на примере конкретного урока по 5-балльной шкале
Критерии
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
1.Качество выступления
2. Качество содержания подготовленного материала
Итоговая оценка
Возможные комментарии:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Развитие компетенций учащегося»
Социально-трудовая компетенция
Например, использование на уроках систематически различных вариантов моделей устного счёта, в результате получаем обратную связь с хорошими результатами.Таким образом, развивается у обучающихся способность применения умения вычислять в различных (в том числе нестандартных) ситуациях. То есть, если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счета у обучающихся, то у них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.
Коммуникативная компетенция
Новые информационные технологии открывают большие возможности для расширения образовательных рамок по каждому предмету. Учащиеся на уроках широко применяют метод проектов. Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем.
Учебно-познавательная компетенция
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными, в том числе и химическими, объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, добывания знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Важным элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом.
Оцени результаты своей деятельности через отношение, эмоции, чувства.
Проведи самоконтроль.
Проведи самооценку.
Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
Информационная компетенция - она подразумевает использование ребёнком различных информационных ресурсов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Практическая работа «Развитие компетенций учащегося» группы №__________
Предмет______________ Класс_______________
Компетенция
Методы и приемы, используемые для развития компетенции
Социально-трудовая
Коммуникативная
Учебно-познавательная
Информационная
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Памятка для самоанализа урока.
Учитель
Предмет, класс
Тема урока
Цели:
Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
Формы организации деятельности учащихся на уроке
Использование методов, приемов
Использование технологий
9. Удалось ли:
решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
избежать перегрузки и переутомления учащихся;
сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
10. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
11. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
Заголовок 215