Разработка урока по алгебре по теме Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений (7 класс)
Тема: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений».
Алгебра – учебник для 7 класса, под ред. С.А. Теляковского.
Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова.
Общедидактическая цель урока: восприятие учащимися и первичное закрепление ими нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Тип урока по общедидактической цели: изучение, первичное закрепление новых знаний.
Образовательные аспекты урока: триединая дидактическая цель (далее - ТДЦ ):
- познакомить учащихся с формулами квадрата суммы двух выражений и квадрата разности двух выражений;
- сформировать умение формулировать правила возведения в квадрат суммы и разности двух выражений;
- показать применение выведенных формул при решений упражнений.
Развивающие аспекты ТДЦ:
- развитие речи;
- развитие умения выделять главное при работе с текстом учебника;
- формирование самостоятельности в мышление.
Воспитательные аспекты:
- воспитание чувства само- и взаимопонимания;
- воспитание интереса к предмету.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Методы обучения:
- по источнику приобретенных знаний – словесные, практические, наглядные;
- по уровню познавательной активности – проблемный, частично-поисковый.
Урок проводится на конструктивном и творческом уровнях. При этом используются следующие педагогические технологии:
- приемы разноуровневого обучения;
- технология интенсификации обучения;
- приемы информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование: рабочая тетрадь, оценочные листы, карточки для самостоятельной работы, презентация урока, компьютер, экран, проектор, цветные жетоны для проведения рефлексии, записи на доске.
Ход урока.
Слайд 1.
Учитель. Ребята, французский писатель IXX века, Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом ». Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшей учебе.
Сегодня у нас – урок новых знаний. И для того чтобы приступить к изучению новой темы нам необходимо повторить предыдущий материал.
Займемся этим!
У вас на партах лежат оценочные листы, в которых вы должны будете выставлять себе баллы, соответствующие каждому этапу урока, в конце урока подвести итоги и по критериям, написанным под таблицей, поставить себе оценку за урок.
По таблице вы видите, что на первом этапе у нас устная работа, повторение.
Слайд 2.
Учитель. Посмотрите на слайд «Найди пару». Вы должны найти в правом столбце продолжения правил и определений и записать эти соответствия в цифрах.
Ученики выполняют задание в тетрадях, затем они меняются тетрадями и проверяют результаты с помощью Слайда 3, за каждый правильный ответ – 1 балл
Учитель. Посмотрите на последнее соответствие. Что это за правило? Сформулируйте его (правило умножения многочлена на многочлен).
А теперь проверим, не забыли ли вы как применяется это правило. Решим
примеры, написанные на Слайде 4 (один ученик решает на доске – 1балл, остальные в тетрадях).
Слайд 5. Выполним следующее задание: «Как представить в виде произведения выражение?». Квадрат числа, квадрат переменной х, квадрат суммы двух выражений и квадрат разности двух выражений
Оказывается, для того, чтобы найти квадрат суммы двух выражений и квадрат разности двух выражений можно использовать готовые формулы, которые мы сейчас и выведем. Слайд 6.
Объявляется тема урока. Слайд 7. «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений».
Цели урока: Слайд 8.
-познакомиться с формулами квадратов суммы и разности двух выражений;
-научиться формулировать правила возведения в квадрат суммы и разности двух выражений;
-научится применять выведенные формулы при решении упражнений.
Учитель выводит формулы Слайд 9, иногда обращаясь за помощью к ученикам. Выведенные формулы выписывает отдельно при этом, формулируя соответствующие им правила. Затем предлагает учащимся сформулировать эти правила по желанию.
Первичное закрепление Слайды 10 и 11. Решение примеров на использование выведенных формул.
Слайд 12. Обратите внимание!!! Учащиеся должны обратить внимание на знаки перед удвоенными произведениями в полученных формулах.
Учитель. Ребята, а сейчас проведем минуту отдыха. Физминутка.
Слайд 13.
Следующий этап нашего урока – закрепление изученного материала. Слайд 14.
Основное закрепление изученного материала. Ученики решают на доске №799(а, б ), №800( а, б ), при этом комментируя решения и проговаривая изученные правила. Слайды 15 и 16. Учащиеся, решающие примеры на доске получают по одному баллу за каждый пример.
Следующий этап нашего урока: Самостоятельная работа. Слайды 17, 18.
Самоконтроль. Слайд 19. За каждое верно выполненное задание по одному баллу.
Итог урока. Подсчитайте количество баллов за урок и по заданным критериям поставьте себе оценку за урок.
Отметить лидеров.
Задание на дом. Слайд20. Задание дифференцированное.
Рефлексия. Окончание урока.
Притча: Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим палящим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрее спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А япринимал участие в строительстве храма!».
Слайд 21.
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как первый человек?
(Поднимает зеленый кружочек)
- Кто работал добросовестно?
(Поднимает желтый кружочек)
- Кто принимал участие в строительстве храма?
(Поднимает красный кружочек)
Молодцы! Все строили храм!
Слайд 22.Выход на цель урока. Уходя с урока: «Я узнал »; «Я понял »; «Я догадался ».
Слайд23. Спасибо всем! До свидания!
Самостоятельная работа
1.Представьте в виде многочлена:
(а – 5)І = -------------------------------------
(х + 4)І = -------------------------------------
2.Найдите ошибку и исправьте её
(5 – х)І = 25 + 5х + хІ;
(с + 3в)І = сІ +3св + 6вІ.
3.Вставьте пропущенные одночлены:
( * – 1)І = 9хІ - * х + 1;
(5а + * )І = * аІ + 40а + 16.
15