Урок русской грамоты по теме«Это буква широка и похожа на жука». Звук [ж]. Буква Жж. (1 класс)

Урок русской грамоты в 1 классе.
Дорохова Н.А.
учитель начальных классов
школа-гимназия №47
г.Астана
Тема: «Это буква широка и похожа на жука». Звук [ж]. Буква Жж.
Цель: - формировать знания о звуке [ж], умение выделять звук [ж] в
словах, различать его в звуковом потоке, читать слова с
изучаемой буквой;
- развивать фонематический слух, мыслительные операции,
воображение и речь учащихся;
- воспитывать общие учебные умения, внимание, устойчивый
познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
1) предметные картинки с изображение желудя, жирафа, жука,
жаворонка, ужа.
2) квадраты для составления звуковых схем слов трех цветов:
красного, синего и зеленого.
3) солнышки желтого и красного цветов для этапа рефлексии.
4) магнитофон (аудио запись).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы и приемы: создание ситуации успеха, методы словесной, наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, прием технологии критического мышления «круги на воде».

Ход урока.

І. Оргмомент.
Считалочка. Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно тихо сели.
- Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю, что за время работы, вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
ІІ. Актуализация знаний.
1. Загадки:
1. Он ходит, голову задрав, -
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он (жираф)
2. А этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (желудь)
3. Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да без копыт. (жук)
(На доске вывешиваются предметные картинки с изображением желудя, жирафа, жука).
- Чем похожи и чем различаются эти слова? Какой общий звук есть в этих словах? (звук [ж])
2. Фонетическая зарядка: - Как жужжит шмель? (ж-ж-ж)
3. - На ваших партах лежат квадраты трех цветов. На счет три выберите и покажите квадрат нужного цвета для обозначения этого звука. (дети показывают квадрат)
Результаты мыслительной деятельности демонстрируются на доске: учитель вывешивает все варианты квадратов, предложенные детьми. Если цвета квадратов различаются, см. 1 вариант; если они однотипны и верны, см. 2 вариант.
І вариант (-Вы предложили несколько версий, но правильной является только одна. Каким образом можно охарактеризовать звук?)
ІІ вариант (-Вы все подняли квадраты синего цвета. Объясните ваше решение.)
- Звук [ж] – согласный, поэтому квадрат не красного цвета. Он твердый, поэтому квадрат синего цвета.
ІІІ. Формулирование темы и цели урока.
- Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске.

Познакомиться со звуком и буквой , которая его обозначает.


- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, сформулируйте цели урока:

Познакомиться со звуком .
Учиться отличать звук от других звуков.
Учиться читать



ІV. Работа над новым материалом.
1. Игра «Расти, лесок».
- В словах, которые я произнесу, замените первый звук на звук [ж] так, чтобы получилось новое слово. Тот из вас, кто назовет новое слово первым, встает.
Лук - жук, мало - жало, пучок - жучок, билет - жилет, пир - жир.
- Составьте звуковую схему слова ПИР.

зеленый

красный

синий


Работа выполняется на доске и в тетрадях.
- Какие согласные звуки есть в этом слове? (звуки [п,] [р])
Почему мы звук [п,] и [р] обозначили квадратами разных цветов? (Потому, что звук [п, мягкий, его мы обозначили квадратом зеленого цвета. Звук [р] – твердый, он обозначен квадратом синего цвета.)
- Составьте звуковую схему слова ЖИР. Что интересного заметили? (В этом слове нет мягких звуков: буква И не смягчает звук [ж]. Все согласные в этом слове твердые.)


синий

красный

синий



- Какое предположение можно сделать? (Звук [ж] всегда твердый, не бывает мягким.)
Подведем итог первой части урока: - С каким звуком мы сегодня познакомились? (со звуком [ж])
- Что вы о нем узнали? (это согласный, звонкий, всегда твердый звук)
- Молодцы, вы хорошо потрудились, а теперь отдохнем.
Физкультминутка.
Игра «Поймай звук». (хлопаем, когда услышим звук [ж])
Кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ежик, лиса, мышь, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.
3. Знакомство с буквой.
- Какой из поставленных целей мы достигли?
- Какова следующая цель?
Пока мы гуляли, в окошко влетел ветер и перепутал все буквы.


Д

Х

З

Б

Ж



- Кто из вас знает, какой буквой обозначается на письме звук [ж] и может показать ее остальным ребятам? (ученик у доски убирает лишние буквы и показывает нужную букву классу)
- Как называется эта буква?
- На что похожа буква Жж?
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж.

Стала снежинкою буква Жж
Солнце ее не растопит уже.
4. Печатанье буквы Жж в тетради.
- Вспомните третью цель нашего урока. (научиться читать слоги и слова с буквой Жж)
5. Работа с Букварем. (страница 64)
А) Чтение слогов.
- С какими гласными дружит буква Жж? (с гласными А, У, О, И, Е)
- Буква Ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у нее испортился, поссорилась с гласными Ы, Э. Они отказались стоять после Ж.
- Сформулируйте правила правописания.


Жи пиши с гласной И, ЖЕ с гласной Е.



- Вспомните какие сочетания похожи на эти. (ШИ пиши с гласной И)
- Как будем читать слог Жи в словах?
Б) Чтение рассказа «Лужок».
- А кто шипел? (уж)
На доске картинка с изображением ужа.
- Уж – неядовитая змея. Отличительный признак: на голове у ужа два желтых пятна. Ужи прекрасно плавают. Ныряют мгновенно, только что плыл – и нет его. Могут пробыть под водой полчаса. Добычу заглатывают живьем, а любимая пища обыкновенных ужей – лягушки.
В) Игра «Из одного слова несколько слов». («Круги по воде»)
УЖИК
- Звук [ж] встречается в названии и других животных и птиц.
Загадка:
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок. (жаворонок)

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения. (жаворонок)
На доске картинка с изображением жаворонка.
- В старину о наступлении весны издавна узнавали по первым песням жаворонка. Кормятся жаворонки на земле, склевывая насекомых, подбирая упавшие семена. В ямках на земле помещаются их гнезда, выстланные перьями и сухой травой.
Игра «Найди слово в слове»

ЖАВОРОНОК


(ворона, жар, кожа, кран, нож, корова, вор, кора, рожок, ров, нора, корона)
Игра на внимание и память – «Жадная жаба»
- Внимательно прослушай текст и запомни, как можно больше слов со звуком [ж].
Обсуждение после текста: - Ведут ли себя так животные, как эта жаба из сказка? Общаются ли так между собой? (нет)
- А кто может так поступать? (люди)
Прослушивание аудио записи:
А) Игра «Буква заблудилась».
Б) Игра «Доскажи словечко».
В) Игра «Как сказать одним словом».
V. Рефлексия собственной деятельности.
- Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, поднимите вверх солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж]. Если вы считаете, что могли бы работать лучше, поднимите вверх солнышко цвета, в названии которого нет звука [ж].
VІ. Подведение итогов урока.
- С каким звуком и с какой буквой мы познакомились на уроке? Какое открытие мы сделали на уроке?





















15