Урок по русской грамоте Заглавная и строчная буква Щ,щ



учитель начальных классов: Жаровская Ж. В.

Открытый урок по предмету Русская грамота.

Тема : Буквы Щ, щ. Звук [ щ
·]. Заглавная и строчная буквы Щ, щ.
Цели :
Образовательная: познакомить с новыми буквами Щ, щ, формировать представление учащихся о звуке (щ) как о глухом, мягком, непарном звуке, продолжить работу над формированием навыков чтения и письма;
Развивающая: продолжить работу над развитием внимания, фонематического слуха, умения слушать и слышать;
Воспитывающая: прививать любовь к животным, бережное к ним отношение, воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам, рассказам других детей.
Оборудование: иллюстрации, картинки, слоги, видеофильм.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Готовность учащихся к уроку, эмоциональный настрой детей.
Парта- это не кровать,
И на ней нельзя лежать,
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно,
На уроках не болтай, как говорящий попугай.
- На какие группы делятся все звуки?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? 1мин.
- Сколько гласных букв в русском алфавите?
2. Повторение пройденного.
- А сейчас попробуйте разгадать ребус. (собака)
- Какое это слово? (словарное)
- Какую букву необходимо в этом слове запомнить? ( гласную букву О) 1мин.
- Назовите гласные буквы в слове? Согласные?
- Расскажите о собаках, что вы знаете о них? 2мин.
Проводится игра « Продолжи дальше».
У коровы ..., у кошки ..., у овцы ..., у собаки ... 1мин.
3. Работа над новым материалом.
1. Загадывается загадка.
У меня пропал носок,
Утащил его ( щенок). (вывешивается картинка с изображением щенка)

- Какой новый звук вы услышали в слове щенок?
2. Характеристика звука.
Вывод: согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий. 2мин.
3. Постановка проблемы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком (щ) и буквами Щ,щ.
Наш щенок очень любит играть. Однажды он отправился погулять на собачью площадку и с ним произошла такая история. Посмотрите внимательно этот сюжет и попробуйте затем объяснить , что случилось с нашим щенком. (просмотр видеофильма).Что случилось с щенком? О какой помощи он нас просит? Поможем щенку? Чтобы пройти все препятствия, надо выполнить задания по плану: 6мин.
а) Работа над звуком , слогами и словами.
б) Научиться писать буквы Щ,щ , слова с этой буквой.
в) Прочитать рассказ и провести работу по нему.
4. Прочитайте слоги: ща, щи, щу, ще, щё.( слоги ща и щу выделены другим цветом) Почему? В русском языке есть правило:ЩА ПИШИ С БУКВОЙ А, ЩУ ПИШИ С БУКВОЙ У. 2мин.
.5. Где спрятался звук?
Найдите на картинке предметы, в названии которых встречается буква щ.
Распределение слов по слогам. 2мин.
- Молодцы! Первую часть нашего плана мы прошли. Переходим ко второй части.
Это работа над письмом.
Прописывание букв Щ,щ. Физминутка. Гимнастика для кистей рук.2мин.
Показ записи строчной буквы.
Запись слов: щи, вещи, лещ, лещи.
Устно проработать предложения: Кто спит возле дивана?
Кто живёт в реке? 2мин.
Составление предложений по картинке с опорными словами.
-С чего можно было бы начать рассказ, чтобы он заканчивался словом щуку. ( обратить внимание на картинку)
Коля пошёл ловить щуку.
Он взял с собой щенка.
Коля закинул в воду удочку.
Он поймал огромного леща.
Коля поделился с товарищем.( Кого можно назвать товарищем?) 5мин.

Запись предложений 2 предложений.
Формирование навыков чтения.
- Следующая часть нашего плана, работа над рассказом.
Подготовка к чтению. Чтение целыми словами ( слова из текста).
-Прочтите название рассказа . (Друга узнают в беде.) Как вы понимаете это выражение?
-Послушайте рассказ и запомните какая беда описана в этом рассказе.
Чтение рассказа учителем.
Проверка первичного восприятия текста.
-Как звали животных?
- Куда попал щенок?
-Где стали жить друзья?
Самостоятельное чтение детьми текста.
Распределение частей по картинкам.
-Подумайте и найдите правильную последовательность картинок.
-Кто расскажет 1 часть, 2 часть, 3часть, 4 часть?
Вставь в в пословицу подходящие по смыслу слова.
Друга__________, а найдёшь _____________. ( береги, ищи)
-Объясните смысл пословицы. 8мин.
5. Подведение итогов.
-Мы успешно прошли все этапы и друзья нашего щенка на свободе. (показ картинки с изображением щенков) А мы давайте с вами подведём итог нашей работы. С какой буквой мы сегодня на уроке познакомились? Что вы о ней узнали? На этом наш урок закончен.( выделяются ученики , работающие наиболее успешно)








02.12.2015

Учитель начальных классов:
Жаровская Ж. В.
Открытый урок по предмету Русская грамота.
Тема урока: «Буквы Щ, щ. Звук (щ). Заглавная и строчная буквы Щ, щ.»





Рисунок 115