Формирование общеучебных умений у учащихся 2 класса с нарушением слуха в процессе ознакомления с окружающим миром


Формирование общеучебных умений у учащихся 2 класса в процессе ознакомления с окружающим миром
Цель исследования: изучить особенности формирования общеучебных умений у младших школьников с нарушением слуха и на этой основе разработать систему коррекционно - педагогической работы, интегрированную в структуру учебных занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Объект исследования: процесс формирования общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
Предмет исследования: коррекционно – педагогическая работа по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром может быть более эффективной, если при ее проведении будет применяться специально разработанный комплекс коррекционно-развивающих занятий, направленных на умения обеспечивающие восприятие и понимание материала в связи с поставленными учебными задачами, целями (информационно-ориентировочные умения), умения классификации и обобщения (операционально-исполнительские умения), умения самоконтроля, самооценки (контрольно - коррекционное умения).
В соответствии с темой и целью, а также для проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет.
2. Провести анализ методик по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
3. Разработать и экспериментально апробировать систему коррекционно-педагогической работы по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы по эффективности коррекционно – педагогической работы.
Были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ и синтез педагогической, методической литературы, педагогической литературы по теме исследования;
-эмпирический (наблюдение за учебным процессом в классе, самооценка, тестирование, обследование, беседы с родителями и учителями);
-исследовательский (констатирующий, формирующий и контрольный психолого-педагогический эксперимент);
-метод математической статистики.
В теоретической части исследования рассмотрено понятие общеучебных умений, особенности их развития у младших школьников с, а так же методические подходы к решению проблемы общеучебных умений у детей младшего школьного возраста.
В экспериментальной части описана непосредственная практическая деятельность по формированию общеучебных умений у младших школьников. При сравнении и анализе полученных результатов, спланирована и проведена коррекционно-педагогическая работа по формированию общеучебных умений у младших школьников.
В экспериментальное исследование принимали участие 4 ученика: 2 девочки и 2 мальчика. Средний возраст 8 лет.
Исследование проводилось в три этапа.
Констатирующий этап исследования:
Цель исследования: исследовать уровень развития общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики диагностики уровня развития общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
2. Провести диагностическое исследование по уровню развития общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром
3. Проанализировать полученные результаты.
Формирующий этап исследования:
Цель исследования: на основе результатов констатирующего этапа исследования разработать и реализовать систему коррекционно-педагогической работы по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи исследования:
1. На основе результатов констатирующего этапа исследования определить направления коррекционно-педагогической работы.
2. Подобрать методы и приемы по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
3. Разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
4. Реализовать разработанную систему коррекционно-педагогической работы по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
Контрольный этап исследования:
Цель исследования: выявить результат проведенной работы посредством вторичного диагностирования детей.
Задачи исследования:
1.Провести повторную диагностику по формированию общеучебных умений у детей 8-9 лет в процессе ознакомления с окружающим.
2.Проанализировать полученные результаты с использованием математической статистики.
3.Проанализировать полученные результаты.
При исследовании использовались методики, выбор которых был обоснован психофизиологическими и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста.
Методика П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой «Проба на внимание».
Методика «Изучения процесса классификации».
Методика «Четвертый лишний».
Цель: определение уровня сформированности общеучебных умений у учащихся 2 класса.
На констатирующем этапе после проведения отобранных методик, мы выявили уровень формирования общеучебных умений у детей контрольного и экспериментального классов. Результаты представлены на слайде.
Полученные данные говорят, что формирование общеучебных умений у детей контрольной и экспериментальной групп находится на среднем уровне.
На основании данных, полученных экспериментальным путем, делается вывод о невысоком уровне формирования общеучебных умений у детей младшего школьного возраста. На основании аналитического обзора литературы и результатов констатирующего этапа была спланирована и проведена коррекционная работа по формированию общеучебных умений у детей младшего школьного возраста.
Учитывая результаты исследования были определены направления коррекционной работы. Формирующий этап исследования длился с 15 сентября по 30 января 2015 года. За это время было проведено 18 занятий с использованием разработанной нами системы упражнений, методов и приемов, способствующих формированию общеучебных умений у детей младшего школьного возраста.
При организации коррекционно-педагогической работы были выделены следующие направления:
1.Формирование информационно - ориентировочного компонента (умения воспринимать и понимать материал);
2.Операционно – исполнительского компонента (классификация и обобщение);
3.Контрольно – рефлексивного компонента (самоконтроль).Все перечисленные направления мы использовали на занятиях, а так же в игровой и внеурочной деятельности.
Коррекционная работа в экспериментальной группе проходила по следующим этапам: подготовительный – на нём мы использовали различные игры, упражнения для установления контакта, в качестве приема налаживания эмоциональных контактов. А также использовали игры с предметами, в которых требуется образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, игрушки), соблюдать общий ритм и темп движений, очередность. Это такие игры: «Снежный ком», «Пять вещей», «Три слова о себе», упражнение «Как можно использовать…», «Зоопарк», «Покажи сказку», «Золотые ворота», «Кабачок», «Мальчики-девочки». Следующий этап основной - в основу планирования были заложены задачи по развитию общеучебных умений. Использовались такие специальные приемы, при помощи которых побуждали детей к контролированию своей учебной деятельности: решение задач, предполагающий обратную связь при из решении, возможность наблюдать за эталоном и воспроизводить его в другом контексте, возможность принять участие в проверке правильности решения задания.На заключительном этапе проводились различные игры, направленные на развитие навыков самоконтроля в свободную, игровую, познавательную, творческую деятельность. На данном этапе использовались такие развивающие игры, как «Найди пропавшую игрушку», «Угадай предмет», «Найди тайник».
После проведения коррекционной работы по формированию общеучебных умений у детей младшего школьного возраста, была проведена повторная диагностика.
На рисунке представлен уровень формированию общеучебных умений у детей младшего школьного возраста детей контрольной и экспериментальных групп на окончание формирующего этапа исследования.
Данный рисунок показывает, что уровень формированию общеучебных умений у детей младшего школьного возраста повысился.
Для математической обработки данных, на диагностическом и контрольном этапах эксперимента мы использовали U- критерий Манна Уитни. При сравнении полученного эмпирического результата с критическим у детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента, можно сказать, что различия между двумя выборками по уровню рассматриваемого признака нет (Uэмп>Uкр). А после проведения коррекционной работы при сравнении показателей различия между двумя выборками по уровню рассматриваемого признака есть (Uэмп<Uкр).
Таким образом, в результате проведенной нами специально организованной коррекционной работы произошли качественные и количественные изменения уровня сформированности общеучебных умений у детей младшего школьного возраста, что говорит об эффективности работы.
Таким образом, цель достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза доказана.