Статья Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как содержание предшкольной подготовки в учловиях реализации ФГОС
Статья: «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как содержание предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС».
Захарова Наталья Ивановна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №55 общеразвивающего вида».
Детский сад №55. Россия. Московская область. г.Электросталь
Подготовка ребёнка к школе – одна из важных задач предшкольного периода развития. Проблема подготовки детей к обучению в школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией школьного образования вначале 21 века и его новой парадигмой – компетентностной, которая для своей реализации требует высокого уровня развития познавательной активности и деятельности обучающихся.
Поступление ребёнка в школу в настоящее время сопровождается существенным повышением требований к его познавательной деятельности, которая является основой психического развития в целом, познавательной активности, к познавательному интересу (самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, умение принимать решения в нестандартных ситуациях, проявлять интерес к познанию, добиваться результата), желание учиться. Это одно из главных и важных условий реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Активная познавательная деятельность - это деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому, позволяет формировать новые умения, потребности и способности. Она является основой усвоения им культурного опыта человечества, важнейшим условием обучения в школе, а также будущего творчества.
Основу эту необходимо закладывать в дошкольном возрасте.
Соответственно психологическим содержанием предшкольной подготовки должно являться всестороннее развитие познавательной деятельности детей, которое осуществляется с учётом объективных законов психического развития. Поход к познавательному развитию, к формированию познавательного интереса и познавательной активности дошкольников базируется на представлении об «обогащении» психического развития детей и не предполагает ни ускорения развития в целом, ни проскакивания его отдельных ступеней. Так считала А.В. Запорожец. Главная цель развития детей на современном этапе образования – раскрытие внутренних психологических ресурсов каждого ребёнка. Детям создаются равные условия для развития, одинаковая среда обеспечивает развитие психологических качеств и необходимых интеллектуальных умений, которых требует современный мир. Уровень развития, которого ребёнок сможет достичь в этих условиях, степень раскрытия его внутренних интеллектуальных возможностей определяется его собственным потенциалом, а он, как известно, у всех разный. Развитие детей и формирование необходимых жизненно – важных качеств будут иметь место в том случае, если педагог дошкольного учреждения осуществляет деятельностный подход к каждому ребёнку, развивает познавательный интерес, способствующий формированию познавательной активности.
Процесс познавательной активности должен строиться с учетом «внутреннего состояния готовности к познавательной деятельности к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных действиях и операциях» (М. И. Лисина). В процессе познавательной деятельности с детьми необходимо обеспечивать возможность для реализации возрастного потенциала и проявления индивидуальности каждого ребенка. Необходимо строить образовательно-игровую деятельность таким образом, чтобы ребенок не просто «усваивал» информацию, а познавал мир, вступал с ним в активный диалог, искал ответы на свои вопросы, не останавливался на достигнутом. Соответственно, важнейшими путями развития познавательной активности детей является развитие интересов и потребностей детей, осмысление и осознание ими себя в окружающем мире, своей индивидуальности, а также средства и способы добывания знаний.
Таким образом, познавательная активность, как меняющееся свойство личности, означает желание познавать новое, убежденность в необходимости познания и усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, мотивации или готовности к действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности. Познавательная активность рассматривается как сложное личностное образование, складывающееся под влиянием субъективных факторов, таких как: усидчивость, воля, мотивация и др. и объективных факторов, в числе которых окружающие условия, формы, методы и средства, личность педагога, одним словом, в образовательной среде.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать трудное – привычным, привычное – легким, легкое – приятным. В. А. Сухомлинский советовал: «…не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь на уроках рассказать все, что вы знаете – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир… оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Гармоничный баланс целенаправленной деятельности педагога и ребенка обеспечивается с помощью педагогической системы стимулирования познавательной активности, способствующей включению каждого ребенка в деятельность по достижению конкретных задач. В качестве составляющих такой системы выступают: содержание, методы, методические приемы и формы организации образовательно-игровой деятельности детей. С помощью данной системы педагог осуществляет стимулирование познавательной активности ребенка.
В образовательно-игровой деятельности должны использоваться такие материалы, формы, методы и средства, которые были бы интересны для дошкольника, активизировали все способы познания. Нужно создавать ребенку разнообразную предметно-пространственную, социальную и образовательно-игровую среду, разнообразные условия для расширения кругозора, освоения мира, предлагать ему включаться в различные виды игр, социального взаимодействия, общения со сверстниками, взрослыми, предоставлять ему возможность для развития способностей, интеллектуального потенциала и т. д.
Познавательная активность включает в себя следующие принципы, на которых строится развивающее обучение.
Принцип уникальности личности ребенка – индивидуально-ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.
Принцип открытости педагога – способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.
Принцип природосообразности и творчества – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.
Принцип деятельностного подхода и общения – ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе образовательно-игровой деятельности и общения.
Принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности – содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.
Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности, возможность проявлять самостоятельность и инициативу.
Принцип среды развивающего типа – познавательная активность развивается, если ребенка окружает благоприятная в своих пространственно-предметном, социальном и организационно-технологическом компонентах образовательная среда.
Принцип мастерства педагога – его творческий потенциал, профессионализм, умение общаться с детьми, создавать развивающую среду.
Обучение будет развивающим только в том случае, и педагог может стимулировать и поддерживать познавательную активность, если оно включает в себя выше перечисленные компоненты.
Таким образом, критериями формирования познавательной активности как содержание предшкольной подготовки являются следующие компоненты:
для полного гармоничного развития дети нуждаются в организованной образовательной среде, развивающей их творческий потенциал. То есть, чтобы поддержать позитивное отношение и сохранить познавательный интерес вокруг ребенка должна быть создана атмосфера развивающей среды в различных ее аспектах: содержательных (предметно-пространственное и материально-техническое обеспечение, содержание программно-методического обеспечения с учетом ориентации на культурные и педагогические обычаи и традиции); процессуальных (обеспечение творческого взаимодействия детей и взрослых); технологические (использование разных методов и средств активизации деятельности, обеспечивающих творческое развитие личности) и личностных (влияние взрослых и сверстников).
Развивающая среда должна обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, которая позволяет развивать собственную познавательную активность и наиболее полно реализовать себя.
Педагогическая система стимулирования познавательной активности личности дошкольника представляет собой организованный поэтапный процесс, в ходе которого используются разные формы, методы и приемы обучения, возникает и нарастает процесс отражения и преобразования в сознании ребенка окружающей действительности, обобщенность и согласованность компонентов познавательной активности; формируется целеустремленность, инициативность, самостоятельность, внутренняя независимость от сложившейся обстановки.
Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательной активности детей посредством комплекса игровых заданий и игровых упражнений в разных формах педагогической деятельности является эффективным фактором развития познавательной активности.
Для развития познавательной активности детей дошкольного возраста необходимо определить роль и место взрослого и ребенка, его интересы и возможности познания мира.
Формирование интеллектуальных умений, успех при выполнении предлагаемых заданий, положительное оценивание воспитателем достижений каждого ребёнка, позитивная эмоциональная атмосфера, создаваемая на протяжении пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, позволяют ребёнку укрепить веру в свои силы, почувствовать радость и удовлетворение от выполнения познавательных заданий, что неизбежно приводит к появлению интереса к познавательной деятельности, потребности в приобретении новых знаний, формированию познавательных потребностей.Библиографический список
Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. М. «Книголюб» 2009 г
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е издание. «Питер» 2009 г.
Ильина М.Н. Подготовка к школе. «Питер» 2008 г.
Локалова Н.П., Локалова Д.П. Готовимся к школе. М. «Генезис» 2014 г.
Литвиненко С. В. Психолого-педагогические пути развития познавательной активности дошкольников как компоненты школьной готовности.
Начальное образование, 2009. № 2, № 3.
Литвиненко С.В. Развитие познавательной активности детей предшкольного возраста. // Журнал научно-педагогической информации. 2010. № 4. [Электронный ресурс - /2010/41-04/208-litvinenko%5DМонина Г.Б., Панасюк Е.В. Предшкольный бум. Санкт – Петербург. «Сфера» 2008 г.
Никулина Ф.Х. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет. Волгоград. «Учитель 2012 г.
Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого – педагогическая готовность ребёнка к школе. М. «Владос» 2001 г.
Тимофеева Л.Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Учебно – методическое пособие. М. «Педагогическое общество России» 2014 г.
Шваб Е.Д. В школу с радостью. Волгоград «Учитель» 2009 г.
Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. М. «Книголюб» 2009 г