Программа кружка Дорожная азбука
Министерство образования и науки Удмуртской республики,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 59»
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № _____
от «___»_________2013г.
Директор МБОУ «СОШ № 59»
_______________
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № ____
от «___»___________2013 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
_______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Дорожная азбука»
Составитель:
учитель высшей категории
Устаева Жанна Сергеевна
Ижевск 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых являются недисциплинированность учащихся, незнания ими Правил дорожного движения или несоблюдение их.
В связи с этим большое значение приобретает изучение учащимися Правил дорожного движения, и усвоение навыков безопасного поведения на дорогах – все это научит детей правильному поведению при дорожно-транспортном происшествии и будет способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.
Как показывает анализ несчастных случаев с детьми, знания одних лишь Правил дорожного движения недостаточно для обеспечения их полной безопасности.
Каждый ребенок должен знать характеристику окружающей его на улице транспортной среды, типичные дорожные ситуации, в которых возникают несчастные случаи, и уметь избегать их; владеть навыками наблюдения и оценки обстановки на дороге (уметь осматриваться, замечать, оценивать ситуацию, предвидеть, определять скорость, направление машины, расстояние до нее).
Транспортная среда резко отличается от бытовой: она очень динамична, ситуации быстро меняются; транспорт движется с большими скоростями, десятикратно превышает скорость, привычную для человека в быту; множество предметов, мешающих заметить опасность и отвлекающих внимание пешехода или водителя и способствующих тому, что опасность вовремя не замечается.
Без специальных практических навыков ребенок иногда оказывается не в состоянии выполнить Правила дорожного движения (ибо Правила предлагают умение наблюдать, оценивать обстановку).
Необходимо, чтобы в обучении детей безопасности движения преобладало наблюдение образов, динамики реальной дорожной обстановки и тренировка действий в дорожных ситуациях.
Программа направлена на формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей, она является дополнительной к базовой программе по предмету ОБЖ курсу ПДД в общеобразовательной школе, расширяя и углубляя знания и умения детей по вопросам безопасности дорожного движения. Материал программы предусматривает более углубленное изучение Правил дорожного движения, правил безопасного поведения на дорогах детей, закрепляя полученные знания на практических занятиях по безопасности дорожного движения, с целью пропаганды безопасного поведения детей на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Данная программа создана для обеспечения безопасности жизни детей на улицах и дорогах. Учащиеся должны в совершенстве знать Правила дорожного движения и пропагандировать их среди сверстников и младших детей, учить культуре безопасного поведения на дорогах. Программа модифицированная, имеет социально-педагогическую направленность.
Цели и задачи работы с обучающимися.
Целями программы являются:
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
пропаганда безопасности дорожного движения;
создание условий для саморазвития, самопознания, самореализации личности;
формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья;
обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства.
Достижение поставленных целей невозможно без решения конкретных задач:
изучение и закрепление знаний учащимися Правил дорожного движения, формирование у них основ транспортной культуры;
привлечение учащихся к обучению активным формам работы со сверстниками по пропаганде Правил безопасного поведения на дорогах;
овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
овладение знаниями основ страхования;
развитие детской инициативы.
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения – 35 часов (1 час в неделю) в 6 классе. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
Контроль за качеством усвоения материала осуществляется в течение всего курса посредством проведения устных опросов, тестирования, практических работ, ролевых игр, участия в конкурсах, неделях безопасности.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы темы
Всего часов
Контроль
Изучение Правил дорожного движения
Зачеты, сюжетно-ролевые игры, тестирование, зачеты
1.1.Основные положения Правил дорожного движения
1
1.2.История ПДД, ГАИ, ЮИД, дорожных знаков, транспорта
3
1.3.Группы дорожных знаков
4
1.4.Виды перекрестков, их регулирование
3
1.5.Правила для пешеходов, пассажиров, велосипедистов
2
1.6.Навыки управления велосипедом, фигурное вождение. Техническое оснащение велосипеда. Разборка и сборка велосипеда.
3
2.Оказание первой доврачебной медицинской помощи
2
Зачет
3.Знание основ страхования
1
Собеседование
4.Пропаганда Правил дорожного движения
4
Беседы, выставки, участие в конкурсах
5.Участие в практической деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения
2
Дежурства на опасных перекрестках
6. Проведение недель безопасности перед каникулами.
4
Акции по БДД, недели безопасности ДД
7. Экскурсии. Проведение календарных праздников.
5
Всего:
35
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
По окончании учебного года обучающиеся должны знать:
основные положения по Правилам дорожного движения;
группы дорожных знаков, значение знаков;
виды перекрестков и их регулирование;
основные правила для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
виды ран, кровотечений, переломов, ожогов и обморожений;
основы страхования.
Должны уметь:
осуществлять ручное регулирование перекрестков;
иметь элементарные навыки управления велосипедом;
делать перевязки и останавливать кровотечения;
проводить беседы по безопасности дорожного движения в младших классах;
участвовать в акциях по БДД и неделях безопасности;
осуществлять дежурства на перекрестках у школ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. ИЗУЧЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Теоретические занятия по правилам дорожного движения:
- основные положения; знаки дорожные; виды перекрестков; проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков; виды транспортных средств; правила для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, водителей; остановочный и тормозной путь; история ПДД, история службы ГАИ и ЮИД, история дорожных знаков, история развития авто- и мототранспорта.
Практические занятия:
- ручное регулирование; разводка автотранспорта на макете; практические навыки управления велосипедом, фигурное вождение велосипеда, вождение велосипеда.
Зачеты, сюжетно-ролевые игры.
2. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ.
Теоретические занятия:
- виды кровотечений; виды переломов и ран; виды повязок; виды ожогов и обморожений, их степени.
Практические занятия:
- остановим кровь из раны; первая помощь при переломах; способы обработки ран; способы наложения повязок; первая помощь при ожогах, обморожениях, шоке и обмороке; искусственное дыхание и массаж сердца; приемы и способы транспортировки пострадавшего.
Зачетное занятие по оказанию первой доврачебной медицинской помощи.
3. ЗНАНИЕ ОСНОВ СТРАХОВАНИЯ.
Принципы и основы страхования детей от несчастных случаев; существующие виды страхования различного вида имущества; порядок получения страховых выплат; основные требования Федерального Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств»; условия и порядок страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
4. ПРОПАГАНДА ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Подготовка и проведение бесед по Правилам дорожного движения в младших классах; организация массовых тематических викторин, игр, конкурсов, соревнований; организация работы юидовского пресс-центра (выпуск стенных газет, листовок); оформление кабинета, выставок по безопасности дорожного движения; подготовка и выступление агитбригад ЮИД.
5. УЧАСТИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Дежурства в опасных местах при подходе к школе в часы начала и окончания занятий у младших школьников; пропагандистская работа с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
6. ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ В МАССОВЫХ РАЙОННЫХ, ГОРОДСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ. Участие во Всероссийских операциях «Внимание – дети!», в неделях безопасности дорожного движения, в конкурсах «Безопасное колесо» и «Веселый светофор», сборы ЮИД.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 915