Конспект урока по физике 8 класс Отражение света. Закон отражения
Тема урока: «Отражение света. Закон отражения».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: познакомить с явлением отражения света и законами, которым подчиняется это явление.
Задачи:
образовательная:
-обеспечить усвоение основных понятий: явление отражение света, угол падения, угол преломления, понятие сред с разной оптической плотностью, закон преломления света;
-формирование следующих общеучебных навыков и умений: решать задачи качественные и количественные по данной теме, проводить эксперимент; делать выводы;
-формирование навыков анализа и синтеза информации, самоконтроля.
воспитательная: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей – причинно следственных связей явлений, практической направленности данной темы.
развивающая: способствовать развитию логического и аналитического мышления, умению сравнивать и обобщать факты и явления, развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся; развитие у учащихся потребностей к самообразованию.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: понимание сущности определения понятий «угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей», «отражение света»; помочь экспериментально установить и сформулировать закон отражения света.
Метапредметные результаты: понимание и способность объяснить такое физическое явление как отражение света, понимание смысла закона отражения света.
Личностные результаты: понимание значения закона отражения света в жизни человека и умение использовать полученные знания в повседневной жизни; формирование и развитие коммуникативных умений, умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других.
Форма: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, зеркало, лазерный луч, транспортир, карандаш.
План урока:
Этапы урока
1. Организационный момент (1м)
2. Актуализация знаний учащихся (7м)
3. Подготовка к восприятию нового материала (7м)
4. Изложение нового материала (16м)
5.Закрепление изученного материала (11м)
6. Итог урока. Рефлексия (2м)
7. Домашнее задание к следующему уроку (1м)
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с новым разделом физики. Сегодня мы продолжим изучать данный раздел. Но прежде чем преступим к изучению новой темы, вам нужно ответить на вопросы по материалу прошлого урока.1. Что такое оптика? (Оптика- это раздел физики, изучающий световые явления)2. Что такое свет? ( Свет – это излучение, которое воспринимается глазом)
3. Дайте определение источника света. (Тело, способное излучать свет, испускать определенный диапазон электромагнитных волн).
4. Какие виды источников света вы знаете? (Естественные и искусственные)
5. Какой источник света мы будем называть точечным? (Источник света, размеры которого много меньше тех расстояний, которые он проходит)6. Сформулируйте определение светового луча. (Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света)
7. Как распространяется свет в однородной прозрачной среде? (Свет в однородной среде распространяется прямолинейно)
8. Чем в природе подтверждается прямолинейность распространения света (образованием теней и полутеней)
9. Дайте определение тени (Это та область пространства, в которую не попадает свет от источника)
10. Из-за чего возникают солнечные и лунные затмения? ( По причине взаимного расположения Земли, Луны, Солнца)
Учитель: Ребята, я прочитаю вам отрывки из стихотворений, в которых упоминаются источники света, а вы распределите их по видам.
1. Горящая спичка.
Как золотая птичка,
Дрожит огонь впотьмах.
В одну минуту спичка
Сгорит в моих руках. (А. Тарковский)
2. Звезда.
Звезда, звезда, холодная звезда,
К холодным иглам ты все ниже никнешь.
Ты на заре исчезнешь без следа
И на заре из пустоты возникнешь. (В. Луговской)
3. Луна.
Лунный свет - простое отражение,В нем горенья нетХолодно без капли напряженьяЛьется лунный светУчитель: - Все правильно. А Луна? Почему же она не попала ни в одну из групп? Является ли Луна источником света?
Ученики: Нет. Она сама не светит!
Учитель: Тогда почему мы её видим?
Ученики: Она отражает свет, и он попадает нам в глаза.
Учитель: Правильно. Наверняка каждый из вас развлекался в детстве, пуская солнечных зайчиков. Зеркальце нужно повернуть таким образом, чтобы на него попадали солнечные или какие-нибудь другие яркие лучи. Так мы получим пучок света, который можно направлять в нужное нам место, поворачивая зеркальце.
Какой вывод можно сделать: попадающие на зеркальце лучи отражаются от него не как угодно, а определенным образом. Иначе мы бы не смогли управлять этим пучком, поворачивая зеркало.
Учитель: А мы знаем, как происходит отражение света и каковы его законы?
Ученики: Не знаем.
3. Постановка цели и задач урока учащимися.
Учитель: Значит. Какой будет тема нашего занятия?
Ученики: Отражение света. Закон отражения света
Учитель: Всё верно, запишем тему урока в тетрадь «Отражение света. Закон отражения света». А какую же мы поставим цель на этот урок?
Ученики: Получить новые знания об отражении света.
4. Изучение нового материала
В древности представление о свете было достаточно примитивным, а иногда даже фантастическим. Однако уже в V веке до н.э. древнегреческий ученый Демокрит понял, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом. Мы с вами тоже можем видеть предметы лишь потому, что от них отражается свет.
По готовому рисунку учитель показывает падающий луч, отражённый луч, перпендикуляр, восстановленный в точке падения.
1.Линия MN – поверхность раздела двух сред.
2.На эту поверхность из точки Sпадает пучок света. Его направление задано лучом SO. Луч SO – падающий луч.
3.Луч OB – отраженный луч
4.Из точки падения луча О проведем перпендикуляр OC к поверхности MN.
5.Угол между падающем углом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча называется углом падения ()
6.Угол между отраженным углом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча называется углом отражения ()
М N
Практическая работа
Цель работы: изучить закон отражения света.
Оборудование: плоское зеркало, лазерный луч, транспортир, линейка, карандаш.
Изучение отражения света с помощью плоского зеркала.
1.1. Положите на стол лист бумаги, а на него вертикально поставьте зеркальце. Направьте луч лазера на зеркальце и получите отражённый луч.
1.2. Проведите на бумаге вдоль нижнего края зеркала линию О1О2. Отметьте на ней т. O – точку падения луча на зеркало. Также отметьте т. A и т. B – две любые точки, через которые проходят падающий и отражённый лучи.
Сделайте вывод, о том в какой плоскости располагаются падающий и отражённый лучи.
Вывод: (предполагаемый) Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости.
1.3. Теперь зеркало и лазер можно убрать. Соедините точки A с O и B с О линией – это падающий и отражённый лучи. Постройте перпендикуляр к линии О1О2 (то есть к отражающей поверхности зеркала), проведя его из т. O.
1.4. Измерьте угол падения луча (Угол падения – это угол, образованный падающим лучом и перпендикуляром от точки падения луча), а также угол отражения луча (Угол отражения – это угол, образованный тем же перпендикуляром и отраженным лучом).
Запись закона отражения в тетрадь.
Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.
Угол падения равен углу отражения: .
5.Закрепление изученного материала
Тест В.1
1. Угол падения луча на зеркало 600 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:
А) 300;
Б) 600;
В) 900;
Г) 1200.
2. На зеркало падают два луча: их углы падения 300, и 450. Угол между отраженными от зеркала лучами равен:
А) 150;
Б) 300;
В в) 450;
Г г) 750.
3. Углом падения светового луча называют …
А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;
Б) …угол, образованный падающим на поверхность лучом света и продолжением перпендикуляра к этой поверхности;
В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром к ней в точке падения луча;
Г) …угол, между падающем лучом света и отраженным лучом.
4. Угол между лучом и зеркалом равен 300. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало:
А) 300;
Б) 900;
В в) 600;
Г г)1200.
5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?
1 2 3 4
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 4.
Тест В.2
1. Угол падения луча на зеркало 300 . Чему равен угол между падающим и отраженным лучами:
А) 300;
Б) 600;
В) 900;
Г) 1200.
2. На зеркало падают два луча: их углы падения 400, и 550. Угол между отраженными от зеркала лучами равен:
А) 150;
Б) 300;
В) 450;
Г) 750.
3. Углом отражения светового луча называют …
А) …угол между лучом света и поверхностью, на которую он падает;
Б) …угол между отраженным световым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча;
В) …угол, образованный падающим на поверхность световым лучом и перпендикуляром к ней в точке падения луча;
Г) …угол между падающим и отраженным лучом.
4. Угол между лучом и зеркалом равен 600. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало:
А) 300;
Б) 900;
В) 600;
Г) 1200.
5. На каком из рисунков представлен ход отраженных лучей от зеркальной поверхности?
1 2 3 4
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 4.
По итогам теста поставьте в маршрутный лист по одному баллу за каждое верно выполненное задание.
Вариант 1: Г А В В А
Вариант 2: Б А Б А А6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Скажите, пожалуйста, что же вы сегодня узнали на уроке?
Ученик: Сегодня на уроке мы познакомились с новым для вас явлением. Узнали, по каким законам происходит отражение света, что такое обратимость световых лучей.
Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?Ученики: Да
Учитель: Молодцы, спасибо за урок!
7.Домашнее задание: §63 упражнение 30, №3