Урок письма на тему: Строчная буква Ш (1класс)
Атрибуты урока
Письмо
Класс 1
Пропись
Тема урока «Строчная буква Ш»
Цели урока:
1. Знакомство со строчной буквой Ш, отработать начертание двигательных элементов и буквы Ш в целом.
Развитие познавательной активности, умения анализировать и сопоставлять, способность к воображению.
Воспитание дружелюбия, чуткости.
Оборудование: кукольный театр, плакаты, ребусы, кедровая, еловая и сосновая шишки.
Ход урока
1.0рганизационный момент. Приветствие.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели
Мы сегодня опять
Учиться будем писать.
Сегодня у нас необычный урок, много гостей. Да и мы побываем в гостях у сказки, в самой известной, которую вы почти все знаете наизусть. Мы даже выучили физкультминутку про неё. В чьей песне есть слова: «... Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл»?
Конечно, «Колобок».
Прежде чем он появится, нам нужно выполнить задание:
Сколько звуков в слове КОЛОБОК?
Охарактеризуйте каждый звук.
Сколько слогов?
А как ещё можно определить количество слогов? (по количеству гласных)
Поставьте ударение.
Напишите само слово.
/ В процессе выполнения задания на листе появляется запись:
КО|ЛО|БОК
-О | -О | -О-
Вывешивается на доске. /
Физкультминутка « Замесила бабушка...»
Замесила бабушка ни булки, ни оладушки
Доставала из печи
Ни пирог, ни калачи
Положила их на стол
Он от бабушки и дедушки ушел
Кто же бегает без ног
Ну, конечно, колобок!
II. Актуализация знаний.
Появляется Колобок.
Колобок: - Здравствуйте, Люция Гильмулловна!
-Здравствуйте,ребята! (Дети отвечают.)
Колобок: - А что это у вас, Люция Гильмулловна, дети изменились? 4 года назад были не они.
Люция Гильмулловна: - Те ученики уже перешли в 5-й класс. А это мои новые ученики. Это...(дети отвечают хором): 1 В класс, СОШ №5, г. Дюртюли, республики Башкортостан. Как видишь - адрес наш не изменился.
Колобок: - А чем вы тут занимаетесь?
Люция Гильмулловна: - Мы учимся писать. Если я прочитаю стихотворение, дети сразу догадаются о какой букве идёт речь.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене забыл.
( Показывается книга, рисунок. Дети отвечают.)
Люция Гильмулловна читает стихотворение, с помощью пальцев и ручки показывает букву Ш.
Пальцы стали в кулачок,
Карандаш зажали
А теперь, давай, дружок,
Разогни два пальца
И подумай не спеша,
Что за буква?
Ясно «Ш».
Люция Гильмулловна: - А сейчас Луиза прочитает стихотворение про эту букву.
Луиза: Посмотрели на букву Ш,
Буква очень хороша.
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё
Люция Гильмулловна: -Что вы можете сказать о 3 секретах [ Ш ] и Ш?
Дети: - Он всегда твёрдый. Мы покрасили его в синий цвет.- показывают.
Люция Гильмулловна: - А с какими гласными не дружит Ш?
Дети: С гласными Ы , Ю , Я.
Люция Гильмулловна: - А ещё какое правило мы узнали? Дети: - ШИ – пиши всегда с И!
Люция Гильмулловна: - Колобок, много тебе дети рассказали?
Колобок: - Да. Очень интересно.
Люция Гильмулловна: - Они ещё очень дружны. Всегда помогают другу, делятся. И тебе помогут в твоём путешествии.
III. Постановка учебной задачи.
Дети: - Мы сегодня научимся писать строчную букву Ш
Основная часть
IV. Решение учебной задачи.
Люция Гильмулловна: - На какую букву она похожа?
Дети: - На m
Характеристика на [ Т ] - твердо- мягкий.
Люция Гильмулловна: - Охарактеризуйте её.
Дети: -Три параллельные наклонные палочки.
Физкультминутка для пальчиков: «Этот пальчик дедушка» и
«Кто сильней?»:
«Пальчик к пальчику приставим
А потом на них надавим
Крепко пальчики стоят
Стать сильней они хотят».
Люция Гильмулловна: - Займёмся подготовкой к письму. Штриховка.
Люция Гильмулловна: - Какие элементы возьмём? ( анализ буквы в прописи)
Люция Гильмулловна: - Колобок, чтобы твоё путешествие сложилось удачно, дети очень красиво напишут первую строчку.
Ш Ш Ш Ш Ш (учитель корректирует).
Чтение сказки. Появляется заяц.
Заяц: Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня.
Люция Гильмулловна - Дети выполнят твое задание.
Заяц: - ШИ пиши с какой буквой?
Дети: с И
Заяц: напишите
Заяц: - назовите первый слог слова УШ-КИ
Дети: УШ
Заяц: напишите.
Заяц: - Назовите второй слог слова МА-ША
Дети: ША
Заяц: напишите.
Заяц: Молодцы. Как зовут моего братца, который может скакать по потолку и стене?
Дети: Солнечный зайчик.
Физкультминутка для глаз «Поймай зайца» (луч фонаря).
Чтение сказки. Появляется волк.
Волк: Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня.
Люция Гильмулловна: - Дети выполнят твое задание.
Волк: - Назовите любимую игрушку мальчишек.
Дети: Машина.
Волк: Напишите. Дети пишут.
Волк: - На какое правило?
Дети: Ши пиши с буквой И
Волк: Молодцы! До свидания.
Чтение сказки. Появляется медведь.
Медведь: Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня
Люция Гильмулловна: - Дети выполнят твое задание.
Медведь: Вот вам ребусы
(Наташа, шуточка)
Медведь: А вот еще задание. Отгадайте. Бывает сосновая, еловая ...
Дети: Шишка.
Люция Гильмулловна вывешивает ШИШКАМедведь: а вот еще кедровая. /Показывает кедровую шишку/
Медведь: - А где еще бывает шишка? Особенно у мальчиков?
Дети : На лбу.
Люция Гильмулловна читает стихи стр.5 (азбука)
Медведь: Молодцы! До свидания!
Чтение сказки. Появляется лиса.
Лиса: Я тебя съем. Я голодная. Не нашла ни одной мыши.
Колобок: Не ешь меня.
Люция Гильмулловна: - Дети для тебя красиво перепишут предложение.
Лиса: - Ах, как я люблю мышей.
Люция Гильмулловна: - Придется очень сильно постараться, чтобы их спасти.
(Дети читают, считают, третье слово - предлог).
Люция Гильмулловна: - Все хорошо списали.
Лиса: Все равно я не согласна. Пусть ученики первого ряда напишут диктант, второго ряда - спишут со страницы 84 азбуки предложение, а третьего ряда - с доски. Вот уж я посмотрю!
Дети пишут.
Лиса: Ну, пусть еще споют песенку.
/ Альбина, Ильнара, Валерия поют песню «Буква Ш» /
Лиса: Хорошие у тебя друзья. Помогли. Не буду я тебя есть. До свидания.
Колобок: Спасибо вам, ребята. Сколько же работы вы за меня сделали.
V. Итог.
Дети перечисляют выполненную работу.
15