Рабочая программа по английскому языку для 5 класса по УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой



Обсуждена и принята на заседании Согласовано с Советом Утверждено приказом
педагогического совета школы Учреждения директора №
Протокол № Протокол № от




Управление образования администрации
Арзамасского муниципального района Нижегородской области
МБОУ Новоселковская СШ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Английский язык»
для 5 класса
 (УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой)























2015 год



1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС). Программа отвечает требованиям ФГОС ООО, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по иностранным языкам, соотносится с действующей примерной программой обучения по английскому языку в основной общеобразовательной школе. Данная программа разработана на основе авторской программы по английскому языку к УМК «Rainbow English» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. (Английский язык.5-9 классы: учебно-методич. пособ./О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Н.В. Языкова, Е.А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2013.– 112с. – (Rainbow English).

Цели и задачи программы
В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений и отношение к деятельности в совокупности ее составляющих речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.
Речевая компетенция готовность и способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), планировать свое речевое и неречевое поведение.
Языковая компетенция готовность и способность применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.
Социокультурная компетенция готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа страны/стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.
Компенсаторная компетенция готовность и способность выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума.
Учебно-познавательная компетенция готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения английскому языку реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.
Говоря об общеобразовательной цели обучения ИЯ, необходимо иметь в виду три ее аспекта: общее, филологическое и социокультурное образование.
Общее образование нацелено на расширение общего кругозора учащихся, знаний о мире во всем многообразии его проявлений в различных сферах жизни: политике, экономике, бытовой, этнической, мировоззренческой, художественной культуре. Оно обеспечивается разнообразием фактологических знаний, получаемых с помощью разнообразных средств обучения, научных, научно-популярных изданий, художественной и публицистической литературы, средств массовой информации, в том числе Интернета.
Филологическое образование нацелено на расширение и углубление знаний школьников о языке как средстве общения, его неразрывной связи и непрерывном взаимодействии с культурой, орудием и инструментом которой он является, о языковой системе; неоднородности и вместе с тем самодостаточности различных языков и культур, о человеке как о языковой личности и особенностях вторичной языковой личности, изучающей иностранные языки и культуры; дальнейшее совершенствование умений оперирования основными лингвистическими терминами, развитие языковой и контекстуальной догадки, чувства языка.
Филологическое образование обеспечивается:
а) сравнением родного и изучаемого языков, учетом и опорой на родной, русский язык (в условиях работы в национальных школах);
б) сравнением языковых явлений внутри изучаемого языка;
в) сопоставлением явлений культуры контактируемых социумов на основе культурных универсалий;
г) овладением культурой межличностного общения, конвенциональными нормами вербального и невербального поведения в культуре страны/стран изучаемого языка.
Социокультурное образование нацелено на развитие мировосприятия школьников, национального самосознания, общепланетарного образа мышления; обучение этически приемлемым и юридически оправданным политкорректным формам самовыражения в обществе; обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми, придерживающимися различных взглядов и принадлежащих к различным вероисповеданиям. Социокультурное образование обеспечивается широким применением аутентичных текстов страноведческого характера, разнообразных учебных материалов по культуре страны изучаемого и родного языков, фотографий, путеводителей, карт, объявлений, плакатов, меню, театральных и концертных программ и других артефактов, систематическим использованием звукового пособия, страноведческих видеофильмов на английском языке. Формирование и развитие социолингвистической компетенции, которое предполагает овладение учащимися социально приемлемыми нормами общения с учетом важнейших компонентов коммуникативной ситуации, определяющих выбор языковых средств, разговорных формул для реализации конвенциональной функции общения, регистра общения в зависимости от коммуникативного намерения, места, статуса и ролей участников общения, отношений между ними.
Развивающая цель обучения английскому языку состоит в развитии учащихся как личностей и как членов общества.
Развитие школьника как личности предполагает:
развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей (восприятия, памяти, мышления, воображения);
развитие умения самостоятельно добывать и интерпретировать информацию;
развитие умений языковой и контекстуальной догадки, переноса знаний и навыков в новую ситуацию;
развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций;
развитие способности и готовности вступать в иноязычное межкультурное общение;
развитие потребности в дальнейшем самообразовании в области ИЯ.
Развитие учащихся как членов общества предполагает:
развитие умений самореализации и социальной адаптации;
развитие чувства достоинства и самоуважения;
развитие национального самосознания.
Решение поставленных задач обеспечивается обильным чтением текстов различных функциональных стилей (художественных, научно-популярных, публицистических) и аудированием, обсуждением поставленных в них проблем, обменом мнений школьников как на основе прочитанного и услышанного, так и на основе речевых ситуаций и коммуникативных задач, предполагающих аргументацию суждений по широкому кругу вопросов изучаемой тематики. Сопоставление явлений изучаемой и родной культуры во многом способствует формированию и развитию национального самосознания, гордости и уважения к своему историческому наследию, более глубокому осмыслению роли России в современном глобальном мире, что безусловно способствует формированию поликультурной личности школьников.
Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их воспитанию. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению, пониманию важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями.
Овладение английским языком, и это должно быть осознано учащимися, ведет к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур, и на этой основе к постижению культурных ценностей и специфики своей культуры и народа ее носителя, его самобытности и месте собственной личности в жизни социума, в результате чего воспитывается чувство сопереживания, эмпатии, толерантного отношения к проявлениям иной, «чужой» культуры.
В связи с тенденцией интеграции российского образования в европейское образовательное пространство встала проблема уточнения уровней владения иностранным языком и приведение их в соответствие с уровнями владения ИЯ, принятыми в Евросоюзе. В соответствии с Европейским языковым портфелем, разработанным в рамках проекта «Языковой портфель для России», УМК для 59 классов общеобразовательной школы серии “Rainbow English” обеспечивает достижение уровня А2 (Допороговый).

2. Общая характеристика предмета «Иностранный язык»
Концептуальной основой построения учебной дисциплины «Английский язык» в 59 классах являются личностно-деятельностный, компетентностный, коммуникативно-когнитивный, межкультурный подходы к образованию в области иностранных языков в общеобразовательной школе, которые позволяют учитывать возрастные изменения учащихся основной школы, обусловленные переходом от детства к отрочеству:
1. Смена ведущего вида деятельности. На данном этапе на смену учения как ведущего вида деятельности младших школьников приходит общение со сверстниками, взрослыми, что создает прекрасные условия для организации парного, группового общения, моделирования ситуаций межкультурного общения со сверстниками за рубежом, использования ресурсов Интернета для организации непосредственного общения, выполнения международных проектов и т.п.
2. Повышение познавательной и творческой активности, желание выйти за пределы учебной программы дают возможность широкого использования творческих заданий, усложняющихся речевых задач в процессе формирования языковой, речевой и социокультурной компетенций, более активное использование проектных заданий, ролевых и деловых игр, драматизации как на уроках, так и во внеклассной работе.
3. Формирование организационных способностей, повышение личной ответственности за коллективно принятое решение, что позволяет более активно внедрять проектные задания, предполагающие умение работать в команде, выполнять роль лидера, соотносить свои личные интересы с интересами группы, нести ответственность за порученный раздел проектной работы.
4. Становление подлинной индивидуальности, более высокого уровня самостоятельности дает возможность особенно в 89 классах увеличить объем работы, связанный с поиском и сбором страноведческой, культурологической информации в Интернете, выполнением индивидуальных и групповых творческих заданий.
5. Формирование и развитие мотивов учения, связанных со стремлением к личностному самосовершенствованию самопознанию, самовыражению, самоутверждению, с желанием расширить и углубить свои знания, совершенствовать уровень владения иностранным языком. Этому во многом способствует увеличение доли речевых задач, предполагающих обмен мнениями, аргументацию своих суждений, более активное использование заданий, связанных с подготовкой электронных презентаций по изучаемой теме или выполненному проекту.
6. Формирование системы ценностных ориентаций, формирование образа своего Я, осознание своей гражданской и этнокультурной идентичности становится возможным в процессе сопоставления явлений и фактов изучаемой и родной культур, в результате чего формируется уважение к представителям других культур, эмпатия, толерантность.
7. Возрастающая интеллектуальная активность, преобладание логического мышления дают возможность полноценно формировать и совершенствовать универсальные умственные действия анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, специальные учебные навыки и умения, в целом учебно-познавательную компетенцию школьников.
Таким образом, центром образовательного процесса становится ученик с его индивидными и личностными характеристиками, ценностными ориентациями, интересами, склонностями, мотивами. И важно направить процесс бурного физического, интеллектуального и духовного развития учащихся данной возрастной группы на формирование иноязычной коммуникативной компетенции, потребности учащихся пользоваться иностранным языком как средством общения, познания, самореализации, социальной адаптации.
Учебный предмет «Иностранный язык» входит в образовательную область «Филология» и является средством познания языка и культуры других народов и стран, способом более глубокого осмысления родного языка, предопределяет цель обучения английскому языку как одному из языков международного общения.
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.
Данная программа реализует принцип непрерывного образования по английскому языку, что соответствует современным потребностям личности и общества и составлена для реализации курса английского языка в 5 классе, который является частью основной образовательной программы по английскому языку со 2 по 11 класс.
Виды контроля:
Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения определенной части учебного материала.
Промежуточный контроль проводится по завершению темы и позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала (проводится в конце каждой четверти). Данный контроль осуществляется с целью проверки усвоения основных языковых навыков (чтения, аудирования, письма, говорения), а также знание грамматики и лексики.
Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате освоения значительного по объему материала (проводится в конце учебного года).
Формы промежуточного и итогового контроля: лексико-грамматические тесты, письменные контрольные работы, устный опрос, зачеты, проекты, презентации, диктанты. Ведущий вид контроля – тестирование.
Цель – научить учащихся правильному и грамотному оформлению ответов по требованиям ГИА и ЕГЭ.
Рабочая программа предусматривает систему контроля всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. После изучения каждой темы проводятся контрольные работы по всем видам речевой деятельности, что позволяет оценить коммуникативные умения обучающихся в аудировании, говорении, чтении и письме и убедиться в том, что языковой и речевой материал ими усвоен.
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ УМК “RAINBOW ENGLISH” (59 КЛАССЫ)
Обучение английскому языку в основной школе с помощью УМК серии “Rainbow English” можно условно разделить на два этапа. Первый включает в себя обучение в 57 классах, второй охватывает 8 и 9 классы.
Основной целью первого этапа является более целенаправленное развитие коммуникативной компетенции у учащихся. При этом больше внимания уделяется обучению устной речи в ее монологической и диалогической формах. Также значительно расширяется круг ситуаций речевого общения. От разговора о вещах, которые касаются их непосредственно (семья, школа, друзья и т.п.), ученики переходят к темам более общего характера (путешествия, различные города и страны, экология ипр.). Постепенно школьники начинают самостоятельно продуцировать свои высказывания, идет целенаправленная работа над речевыми клише. Значительно обогащается словарный запас учащихся, причем конкретная лексика постепенно начинает уступать место словам, выражающим абстрактные понятия. Кроме того, от учеников 57 классов требуется более осознанный подход к изучению грамматики, при котором они не только работают по готовым моделям, но и анализируют грамматические явления английского языка, самостоятельно применяют правила для создания высказывания. На первом этапе получают дальнейшее развитие умения аудирования, чтения и письма. Значительно увеличивается объем прочитанного или прослушанного текста. Происходит овладение умениями восприятия и понимания связного текста небольшого объема, а не отдельных фраз, как это имело место прежде. При обучении чтению начинают выделяться три вида чтения ознакомительное, изучающее и просмотровое. На данном этапе получает значительное развитие социокультурная компетенция учащихся. Учащиеся приобретают разносторонние знания о странах изучаемого языка.
На данном этапе обучения английскому языку преследуются также развивающие, образовательные и воспитательные цели. Важнейшими из них являются формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие интереса к филологии, а также развитие языковой и контекстуальной догадки, чувства языка. Происходит дальнейшее расширение представления школьников об окружающем мире природе и человеческом обществе, науке, культуре, языке; учащиеся развиваются как личности и как члены общества, в них воспитывается уважительное отношение и толерантность к представителям других культур, ответственность, положительное отношение к предметам, учителям и одноклассникам как к партнерам общения.
УМК для 57 классов состоят из шести блоков (units), каждый из которых выстраивается вокруг определенной учебной ситуации и включает в себя материалы как из соответствующих разделов учебников, рабочих тетрадей, так и книг для чтения и лексико-грамматических практикумов.
3. Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение английского языка выделяется 102 ч. в 5 классе (из расчета 3 часа в неделю, 34 рабочих недели в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- развитие таких качеств личности, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:
- умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
- умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать и отстаивать свое мнение;
- умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии;
- умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.
Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать следующие результаты освоения иностранного языка:
В коммуникативной сфере.
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении
начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдать нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;
делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
чтении
ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием значимой/ нужной/интересующей информации;
письме
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка.
В плане языковой компетенции выпускник основной школы должен знать/понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
- признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- основные различия систем английского и русского языков.
Кроме того, школьники должны уметь:
- применять правила написания слов, изученных в основной школе;
- адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;
- соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.
В отношении социокультурной компетенции от выпускников требуется:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- умение распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятые в странах изучаемого языка в различных ситуациях формального и неформального общения;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, стихи);
- знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
- наличие представления об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- наличие представления о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
В результате формирования компенсаторной компетенции выпускники основной школы должны научиться выходить из затруднительного положения в условиях дефицита языковых средств в процессе приема и передачи информации за счет умения:
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (интернациональные слова, словообразовательный анализ, вычленение ключевых слов текста);
- прогнозировать основное содержание текста по заголовку или выборочному чтению отдельных абзацев текста;
- использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, картинки, фотографии, шрифтовые выделения, комментарии, подстрочные ссылки);
- игнорировать незнакомую лексику, реалии, грамматические явления, не влияющие на понимание основного содержания текста;
- задавать вопрос, переспрашивать с целью уточнения отдельных неизвестных языковых явлений в тексте;
- использовать перифраз, синонимические средства, словарные замены, жесты, мимику.
В познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) происходит дальнейшее совершенствование и развитие универсальных учебных действий (УУД) и специальных учебных умений (СУУ).
Универсальные учебные действия (общеучебные умения):
регулятивные:
- определять цель учебной деятельности возможно с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта в ходе «мозгового штурма» под руководством учителя;
- составлять план выполнения задачи, проекта в группе под руководством учителя;
- оценивать ход и результаты выполнения задачи, проекта;
- критически анализировать успехи и недостатки проделанной работы.
познавательные:
- самостоятельно находить и отбирать для решения учебной задачи необходимые словари, энциклопедии, справочники, информацию из Интернета;
- выполнять универсальные логические действия:
анализ (выделение признаков),
синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
выстраивать логическую цепь рассуждений,
относить объекты к известным понятиям;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
обобщать информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта,
составлять простой план текста (в виде ключевых слов, вопросов);
коммуникативные:
- четко и ясно выражать свои мысли;
- отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;
- учиться критично относиться к собственному мнению;
- слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);
Специальные учебные умения:
- сравнивать явления русского и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний и предложений;
- владеть различными стратегиями чтения и аудирования в зависимости от поставленной речевой задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- ориентироваться в иноязычном печатном и аудиотексте, кратко фиксировать содержание сообщений, составлять субъективные опоры для устного высказывания в виде ключевых слов, объединенных потенциальным контекстом, зачина, концовки, отдельных предложений;
- вычленять в тексте реалии, слова с культурным компонентом значения, анализировать их семантическую структуру, выделять культурный фон, сопоставлять его с культурным фоном аналогичного явления в родной культуре, выявлять сходства и различия и уметь объяснять эти различия иноязычному речевому партнеру или человеку, не владеющему иностранным языком;
- догадываться о значении слов на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательных моделей;
- использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста;
- узнавать грамматические явления в тексте на основе дифференцирующих признаков;
- действовать по образцу или аналогии при выполнении отдельных заданий и порождении речевого высказывания на изучаемом языке;
- пользоваться справочным материалом: грамматическими и лингвострановедческими справочниками, схемами и таблицами, двуязычными словарями, мультимедийными средствами;
- пользоваться поисковыми системами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и др.; находить нужную информацию, обобщать и делать выписки для дальнейшего использования в процессе общения на уроке, при написании эссе, сочинений, при подготовке проектов;
- овладевать необходимыми для дальнейшего самостоятельного изучения английского языка способами и приемами.
В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры общения;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных, межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном и поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
В трудовой и физической сферах:
- формирование самодисциплины, упорства, настойчивости, самостоятельности в учебном труде;
- умение работать в соответствии с намеченным планом, добиваясь успеха;
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Виды речевой деятельности
Говорение
Диалогическая форма речи
В 57 классах продолжается развитие речевых умений ведения диалога этикетного характера, диалога-расспроса, диалога побуждения к действию, начинается овладение умениями ведения диалога обмена мнениями.
Диалог этикетного характера начинать, поддерживать разговор в рамках изученных тем, заканчивать общение; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность, вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться, извиняться. Объем диалога 3 реплики со стороны каждого партнера.
Диалог-расспрос запрашивать и сообщать фактическую информацию («кто?», «что?», «где?», «когда?», «куда?», «как?», «с кем?», «почему?», переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего); целенаправленно расспрашивать. Объем диалогов до 4 реплик с каждой стороны.
Диалог побуждение к действию обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ ее выполнить; приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться принять в нем участие. Объем диалога 3 реплики с каждой стороны.
Диалог обмен мнениями выражать свою точку зрения о том, что нравится или не нравится партнерам по общению. Объем диалогов 3 реплики со стороны каждого участника общения.
Монологическая форма речи
Высказывания о себе, своей семье, учебе с использованием таких типов речи, как повествование, сообщение, описание; изложение основного содержания прочитанного с опорой на текст; сообщения по результатам проектной работы. Объем монологического высказывания 68фраз.
Аудирование
Владение умениями воспринимать на слух простые и короткие сообщения с различной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста). При этом предусматривается овладение следующими умениями:
понимать тему и факты сообщения;
вычленять смысловые вехи;
выделять главное, отличать от второстепенного.

·Время звучания текстов для аудирования 11,5 минуты.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения: понимание основного содержания (ознакомительное чтение), полное понимание (изучающее чтение), выборочное понимание нужной или интересующей информации (просмотровое чтение).
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных текстах с ориентацией на предметное содержание речи для 57 классов, отражающее особенности культуры Великобритании, США, России. Объем текстов для ознакомительного чтения 400500 слов без учета артиклей.
Предполагается формирование следующих умений:
понимать тему и основное содержание текста (на уровне фактологической информации);
выделять смысловые вехи, основную мысль текста;
вычленять причинно-следственные связи в тексте;
кратко, логично излагать содержание текста;
оценивать прочитанное, сопоставлять факты в различных культурах.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных текстах, ориентированных на предметное содержание речи на этом этапе. Предполагается овладение следующими умениями:
полно и точно понимать содержание текста на основе языковой и контекстуальной догадки, использования словаря;
кратко излагать содержание прочитанного;
выражать свое мнение по поводу прочитанного.
Объем текстов для чтения с полным пониманием 250слов без учета артиклей.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать нужную,
интересующую учащихся информацию.
Письмо
Происходит совершенствование сформированных навыков письма и дальнейшее развитие умений:
делать выписки из текста;
составлять план текста;
писать поздравления с праздниками, выражать пожелания (объем до 30 слов, включая адрес);
заполнять анкеты, бланки, указывая имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес;
писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, здоровье, делах, сообщать то же о себе, своей семье, друзьях, событиях в жизни и делах, выражать просьбу и благодарность).
Объем личного письма 5060 слов, включая адрес, написанный в соответствии с нормами, принятыми в англо-язычных странах.
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Языковые знания и навыки оперирования ими
Графика и орфография
Знание правил чтения и орфографии, с опорой на знание букв английского алфавита, основных буквосочетаний и звукобуквенных соответствий, полученных в начальной школе. Навыки применения этих знаний на основе изучаемого лексико-грамматического материала. Знание транскрипционных значков и соотнесение транскрипционной записи лексической единицы, навыки чтения слов по транскрипции. Написание слов активного вокабуляра по памяти.
Фонетическая сторона речи
Адекватное с точки зрения принципа аппроксимации произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения
(долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога и слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными). Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), деление предложения на синтагмы (смысловые группы). Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопросы) предложений.
Лексическая сторона речи
В лексику учащихся 57 классов входят лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах предметного содержания речи в объеме около 500 лексических единиц для рецептивного и продуктивного усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоязычных стран. Таким образом, к концу 7 класса общий лексический минимум должен составить около 1000 единиц: 500 единиц, усвоенных в начальной школе и 500 единиц, планируемых для усвоения на первом этапе обучения в средней школе. За период с 5 по 7 классы учащиеся овладевают следующими словообразовательными средствами:
аффиксация суффиксы для образования существительных: -tion (translation), -ing (feeling), -ment (government), -nеss (darkness), -th (length); суффиксы для образования прилагательных -ful (wonderful), -y (sunny), -al (musical), -an (Russian), -less (timeless), -ly (kindly), -able (readable); суффикс для образования наречий -ly (strongly); префикс для образования прилагательных и существительных: un- (unhappy, unhappyness);
конверсия образование прилагательных и глаголов на базе субстантивной основы (chocolate a chocolate cake, supper to supper);
словосложение (sunflower, raincoat, classroom, etc.).
Внимание учащихся привлекается к устойчивым словосочетаниям с предлогами (to be good at, to arrive to/at, to be sure of, etc.). Начинается изучение фразовых глаголов с различными послелогами (hand in/back/out/over; give out/back/away/out, etc.).
Значительная часть материала посвящается различию между лексическими единицами, в том числе между синонимами, а также другими словами, выбор между которыми может вызывать трудности (much many, few little, dictionary vocabulary, maybe may be, such so, illsick, etc.). Происходит знакомство с речевыми клише, используемыми для различных коммуникативных целей. В частности, школьники изучают лексику, необходимую для общения учеников с учителем, для сообщения о своих преференциях, выражения удивления, оценки события или факта и т.п. Школьники учатся правильно формулировать поздравления с различными праздниками и памятными датами, давать инструкции в корректной форме.
Грамматическая сторона речи
Морфология
Имя существительное:
- исчисляемые и неисчисляемые имена существительные;
- регулярные способы образования множественного числа;
- некоторые случаи особого образования множественного числа (a deer deer, a sheep sheep, a raindeer raindeer, a person persons/people, etc.);
- способы выражения части и целого (a piece of cake/paper, music, etc.);
- существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа (trousers, shorts, scissors, mittens, leggins VS a pair of trousers, shorts, scissors, mittens, leggins, etc.);
- имена существительные, употребляющиеся только в единственном числе (money, information, news, hair);
- артикли единицы языка, употребляющиеся перед именем существительным: определенный, неопределенный и нулевой артикли;
- нулевой артикль перед существительными school, church, hospital, university, college, work, bed в сочетаниях типа to go to school;
- употребление определенного/нулевого артикля с названиями языков (the English/the Russian language, но English/Russian);
- употребление неопределенного/нулевого артикля в сочетаниях such + Noun (such a book, such books, such weather);
- употребление артиклей с именами существительными названиями наций (the Chinese китайцы; the French французы) и отдельных их представителей;
- использование артиклей с именами существительными в восклицательных предложениях с what (what an interesting book, what interesting books, what nasty weather);
- использование артиклей с именами существительными headache, stomachache, earache, toothache, etc.;
- определенный /нулевой артикль с географическими названиями (the Baltic Sea, the Thames, Paris, Palace Bridge, Trafalgar Square);
- полисемантичные имена существительные (state 1.штат 2. государство; free 1. свободный 2. бесплатный);
- имена существительные, обозначающие названия наук с буквой -s на конце (physics, mathematics, statistics) и их согласование с глаголом.
Местоимение:
- абсолютная форма притяжательных местоимений (mine, hers, ours, etc.);
- возвратные местоимения (myself, himself, ourselves, еtc.);
- отрицательное местоимение и его эквиваленты not a, not any;
- местоимения any, anybody в значении «любой, всякий»;
- неопределенные местоимения something, someone, somebody, everyone, everybody, none, nobody, anything, anybody, everything, nothing;
- неопределенные местоимения some, any, few, a few, little, a little;
- относительные местоимения who (whom) и whose, which, that для соединения главных и придаточных предложений (the book that/which you wanted to read, the man who is waiting for you, the lady whom you know, the cottage whose name is Sunny Beach).
Имя прилагательное:
- сравнение прилагательных в структурах as ... as, not so ... as, not as ... as, more than ...;
- имена прилагательные, используемые с определенными предлогами afraid of, fond of, proud of, sure of, tired of.
Имя числительное:
- количественные числительные от 1 до 100;
- порядковые числительные от 1 до 100 (включая супплетивные формы first, second, third);
- количественные числительные для обозначения порядка следования и нумерации объектов/субъектов (room 4);
- числительные hundred, thousand, million; использование этих слов в сочетаниях типа hundreds of cities two hundred cities, thousands of people, etc.
Наречие:
- наречия времени just, already, never, ever, yet, before, lately и их место в предложении;
- наречие enough с глаголами, прилагательными и иными наречиями (not to practice enough, long enough, quickly enough);
- наречие too с прилагательными (too cold, too late, too early, etc.);
- наречия hard и hardly;
- наречия also, too, either, as well и их место в предложении;
- наречие so для усиления прилагательного или наречия (so late, so quickly);
- наречия fairly rather quite.
Глагол:
- формы неправильных глаголов в past simple;
- временные формы past progressive (утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения);
- глаголы, обычно не используемые в present и past progressive (to love, to know, to have, to own, to understand, etc.);
- временные формы present perfect (durative and resultative), present perfect progressive;
- времена present perfect/past simple = past simple/past progressive, present perfect/present perfect progressive в оппозиции друг к другу;
- инфинитив в функции определения (easily to teach);
- конструкция shall I do something? для предложения помощи и получения совета;
- различие в употреблении глаголов to be и to go в present perfect (He has been there. He has gone there);
- вариативные формы выражения будущего (future simple, present progressive, оборот to be going to) и их различия;
- present simple для описания действий, происходящих в соответствии с расписанием (The train arrives at 5.);
- -ing-формы после глаголов to love, to like (to love reading);
- конструкция let’s do something;
- оборот have got/has got как эквивалент глагола to have;
- невозможность использования оборота have got в значении «иметь» в past simple;
- отсутствие двойного отрицания в предложении (I can’t do anything);
- модальные глаголы can (could), must, may, should;
- невозможность употребления глагола could для описания конкретной ситуации в прошлом (I didn’t feel well and was not able to (не couldn’t) go to school);
- эквиваленты модальных глаголов can и must (соответственно, to be able to, have to).
Синтаксис
- Восклицательные предложения (What wonderful weather we are having today! How wonderful the weather is!).
- Побудительные предложения с глаголом let (Let’s do it! Don’t let’s do it!).
- Придаточные предложения, вводимые союзами who, what, whom, which, whose, why, how.
- Придаточные предложения времени и условия с союзами и вводными словами if, when, before, after, until, as soon as и особенности пунктуации в них.
- Использование глагола в present simple в придаточных предложениях времени и условия для передачи будущности, в отличие от изъяснительных придаточных (If they go to
Moscow, they will be able to do the sights of the city./I don’t know if they will go to Moscow).
- Вопросы к подлежащему, а также разделительные вопросы в предложениях изъявительного наклонения.
- Специальные, альтернативные вопросы во всех известных учащимся грамматических временах (present/past/future simple; present/past progressive; present perfect; present perfect progressive).
- Предлоги among и between.
- Предлоги at, on, in в составе некоторых обстоятельств времени (at three o’clock, at Easter, at noon, at Christmas, at night, on Monday, on a cold day, on New Year’s Eve, on Tuesday night, in January, in the afternoon, etc.).
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
На первом этапе обучения в основной школе страноведческий материал значительно расширяется и приобретает не только информационный, но и обучающий характер, так как многие тексты, предназначенные для чтения, содержат в себе страноведческую информацию. Учащиеся знакомятся заново и продолжают знакомство:
- с родной страной, ее географией, природными условиями, городами, достопримечательностями, культурой;
- со странами изучаемого языка, их историей, географией, крупными городами, достопримечательностями, традициями и обычаями, культурой, образом жизни;
- с системой школьного образования в странах изучаемого языка;
- с проблемами экологии и охраны окружающей среды, особенностями флоры и фауны отдельных стран;
- с элементами англоязычного фольклора, включающего песни, пословицы и поговорки, скороговорки, детские стихи.
За время обучения школьников в 57 классах продолжается формирование лингвострановедческой компетенции, которая предполагает:
- знакомство с различными видами национально-маркированной лексики;
- овладение умением сопоставлять культурологический фон соответствующих понятий в родном и английском языках, выделять общее и объяснять различия (например, в словах garden и сад, cupboard и шкаф, high/tall и высокий и т.п.);
- овладение способами поздравления с общенациональными и личными праздниками;
- изучение речевых клише, которые помогают сделать речь более вежливой;
- овладение способами решения коммуникативных задач, например дать оценку событию, факту или явлению, проинструктировать собеседника о том, как правильно выполнять те или иные действия, сообщать о своих преференциях и т.п. Социокультурная компетенция учащихся формируется в процессе межкультурного общения, диалога культур,
что создает условия для расширения и углубления знаний учащихся о своей культуре.
КОМПЕНСАТОРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
В 57 классах продолжается совершенствование и развитие компенсаторных умений. Первые шаги в этом направлении делаются еще в начальной школе. Однако на следующем этапе обучения школьники сталкиваются с более сложными задачами. Так, во время говорения учащиеся должны быть способны:
- выражать ту же мысль иначе, в том числе с помощью использования синонимических средств;
- использовать разноструктурные средства выражения для описания одного и того же референта;
- задавать уточняющие и другие вопросы в процессе беседы;
- переспрашивать и обращаться за помощью в случае отсутствия коммуникации.
Особое внимание на данном этапе уделяется формированию компенсаторных умений чтения. Учащиеся пользуются языковой и контекстуальной догадкой при чтении текстов. В самих же текстах происходит постоянное увеличение количества незнакомых школьникам лексических единиц. При этом языковая догадка включает умение различать в тексте интернациональные слова и проводить словообразовательный анализ. Контекстуальная догадка основывается на общем понимании текста с опорой на ключевые слова, заголовки, иллюстрации.
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
В процессе обучения английскому языку в 57 классах осуществляется дальнейшее совершенствование сформированных в начальной школе умений, а также выработка и развитие новых, что обусловлено усложнением предметного содержания речи, расширением проблематики обсуждаемых вопросов. Все это требует от учащихся умения самостоятельно добывать знания из различных источников. На данном этапе обучения предполагается овладение следующими необходимыми умениями:
- сравнивать, сопоставлять языковые явления, делать самостоятельные умозаключения и выводы, строить словосочетания и предложения по аналогии и т.п.;
- работать с двуязычными словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой на бумажных и электронных носителях;
- пользоваться подстрочными ссылками;
- выполнять различные виды заданий из учебника, рабочей тетради, лексико-грамматического практикума;
- выполнять контрольные задания в формате ГИА;
- участвовать в выполнении проектной работы, оформляя ее в виде иллюстрированного альбома и т.п.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения английского языка в 5 классе ученик должен:
Знать / понимать:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, артиклей, существительных, местоимений, числительных, предлогов);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.
Уметь:
говорение
начинать, вести / поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, о своей стране и стране изучаемого языка;
делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудирование
понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- радиопередач, объявления на вокзале / в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;
понимать основное содержание несложных текстов монологического или диалогического характера;
использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.


5. Содержание учебного курса
№ п/п
Раздел
Количе-ство часов
Основные изучаемые вопросы
Основные виды деятельности

1.
Unit 1 Holidays Are Over Steps 110
17
Каникулы. Проведение досуга. Планы на выходной. Погода. Страны и города Европы
Учащиеся:
извлекают запрашиваемую информацию из текстов для чтения и аудирования; устанавливают логико-смысловые связи в текстах для чтения;
рассказывают о событиях, произошедших в настоящем и прошлом, используя present simple и past simple;
составляют монологические высказывания на тему “My Holidays” на основе перечня вопросов;
описывают времена года;
знакомятся с новыми неправильными глаголами и учатся употреблять их в речи;
дифференцируют на слух звуки/слова/словосочетания английского языка;
соотносят верные и ложные утверждения с содержанием текста для чтения или аудирования;
говорят о планах на будущее, используя конструкцию to be going to;
соотносят содержание текстов для аудирования с картинками;
соблюдают нормы произношения английского языка при чтении вслух;
описывают тематические картинки; задают специальные вопросы с использованием Past Simple;
знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи;
систематизируют знания о городах Европы и их столицах;
дополняют тексты верными глагольными формами;
повторяют правила образования степеней сравнения прилагательных;
знакомятся с конструкциями as... as/not as... as или not so ... as и учатся употреблять их в речи;
сравнивают предметы и явления;
знакомятся с особенностями значения и употребления лексической единицы country, учатся использовать ее в речи;
пишут своим друзьям открытки, в которых описывают то, как проводят каникулы;
догадываются о значениях сложных слов при помощи картинок;
пишут диктант на лексический материал блока;
воспринимают на слух и выразительно читают стихотворение;
воспринимают на слух, разучивают и поют песню;
восстанавливают последовательность событий в басне и выразительно читают ее;
самостоятельно оценивают свои учебные достижения.

2.
Unit 2
Family History (Steps 110)
17
Семья.
Достопримечательности русских городов. Местожительства. Обозначение дат. Русские писатели. Профессии
Учащиеся:
извлекают запрашиваемую информацию из текстов для чтения и аудирования;
подбирают заголовки к текстам для чтения;
дополняют тексты верными глагольными формами;
знакомятся с орфографическими особенностями написания форм past simple правильных глаголов;
составляют диалоги на основе диалога-образца;
дифференцируют на слух звуки/слова/словосочетания английского языка;
знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи;
соблюдают нормы произношения при чтении новых слов и словосочетаний;
знакомятся с новыми неправильными глаголами и учатся употреблять их в речи;
чатся правильно обозначать время, говорить о событиях, произошедших в определенный момент времени;воспринимают на слух обозначения времени и письменно фиксируют их;
накомятся со способами выражения вежливой просьбы в английском языке, соблюдают нормы вежливости при разыгрывании диалогов;
огадываются о значениях производных слов с помощью словообразовательных элементов;
относят утверждения типа «верно/неверно/в тексте не сказано» с содержанием текста для аудирования;
твечают на вопросы о своем образе жизни;
оставляют развернутые монологические высказывания об образе жизни различных людей на основе ключевых слов;
накомятся С конструкцией let's do ..., учатся ее использовать при построении диалогических высказываний;

3.
Unit 3
Healthy Ways Steps 110
17
Виды спорта. Обозначение времени. Детские игры. Здоровье. Здоровый образ жизни. Увлечения и хобби
Учащиеся:
выразительно читают стихотворения и рифмовки;
извлекают запрашиваемую информацию из текстов для чтения и аудирования;
выполняют задания на множественный выбор к текстам для чтения;
описывают события, произошедшие в прошлом;
дополняют тексты верными глагольными формами;
знакомятся с глаголами, после которых в английском языке используется глагольная форма с окончанием -ing;
составляют диалоги на основе диалога-образца;
дифференцируют на слух звуки/слова/словосочетания английского языка;
знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи;
соблюдают нормы произношения при чтении новых слов и словосочетаний
знакомятся с новыми неправильными глаголами и учатся употреблять их в речи;
учатся правильно обозначать время, говорить о событиях, произошедших в определенный момент времени;
воспринимают на слух обозначения времени и письменно фиксируют их;
знакомятся со способами выражения вежливой просьбы в английском языке, соблюдают нормы вежливости при разыгрывании диалогов;
догадываются о значениях производных слов с помощью словообразовательных элементов;
соотносят утверждения типа «верно/неверно/в тексте не сказано» с содержанием текста для аудирования;
отвечают на вопросы о своем образе жизни;
составляют развернутые монологические высказывания об образе жизни различных людей на основе ключевых слов;
используют суффиксы -er/ ful для образования производных слов;
знакомятся с правилами написания личного письма другу;
знакомятся с особенностями американского варианта английского языка на примере разницы между глаголом to have и структурой have got, используют данные структуры в речи для обозначения действий в настоящем и прошлом;
развивают языковую догадку, сопоставляют значения слов, имеющих похожее звучание в русском и английском языках;
расширяют социокультурные знания, знакомятся с достопримечательностью Лондона Гайд-парком;
составляют развернутые монологические высказывания о том, как проводят свободное время члены их семьи, на основе текста-образца;
пишут диктант на лексико-грамматический материал блока;
составляют развернутые монологические высказывания о здоровом образе жизни на основе плана;
читают басню и рассуждают о ее морали;
выразительно читают стихотворение, соотносят его текст с литературным переводом;
пересказывают сказки С. Я. Маршака на английском языке;
самостоятельно оценивают свои учебные достижения.


4.
Unit 4 After School Steps 110
17
Свободное время. Домашние животные. Хобби. Цирк. Русские художники
Учащиеся:
извлекают информацию из текстов для чтения и аудирования;
отвечают на вопросы о своем свободном времени;
совершенствуют навыки построения общих и специальных вопросов в различных временных формах;
знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи;
соблюдают нормы произношения при чтении новых слов, словосочетаний;
воспринимают на слух тексты и соотносят их содержание с изображениями на картинках;
совершенствуют навыки построения альтернативных вопросов в различных временных формах;
описывают картинки на основе перечня вопросов;
знакомятся с конструкциями с инфинитивом типа easy/ difficult to do something и учатся использовать их в речи;
воспринимают текст на слух и письменно фиксируют существенную информацию;
воспринимают на слух текст и выполняют задание на множественный выбор;
знакомятся с этимологией слова hobby;
разыгрывают диалоги на основе диалога-образца;
используют префикс ип- для образования производных слов;
читают текст и подбирают заголовки к каждому из его параграфов;
соотносят верные и ложные утверждения с содержанием текста для чтения;
соотносят утверждения типа «верно/неверно/в тексте не сказано» с содержанием текста для аудирования;
знакомятся с правилами построения разделительных вопросов в различных временных формах, совершенствуют навыки построения разделительных вопросов на основе комплекса разнообразных упражнений;
читают текст, подбирают к нему заголовок, соотносят информацию, содержащуюся в тексте, с приведенными после него утверждениями;
дифференцируют на слух звуки/с лова/словосочетания английского языка;
дополняют тексты верными предлогами/лексическими единицами;
отвечают на вопросы по картинке;
отвечают на вопросы о своем отношении к цирку;
переводят лексические единицы урока с русского языка на английский;
содержание текстов для чтения с картинками;
строят развернутые монологические высказывания о своих хобби;
строят развернутые монологические высказывания о том, какие хобби предпочитают члены их семьи на основе текста-образца;
знакомятся с известными русскими художниками;
пишут диктант на лексико-грамматический материал блока;
отвечают на вопросы по теме « Хобби »;
читают басню и рассуждают о ее морали.

5.
Unit 5
From Place to Place
Steps 110

17
Путешествия.
Шотландия. Города мира и их достопримечательности. Рынки Лондона. Мосты Лондона. Русский и британский образ жизни
Учащиеся:
воспринимают на слух рифмовку и фиксируют недостающую в ней информацию, выразительно читают рифмовку;
составляют предложения на основе картинок;
совершенствуют навыки построения вопросов, начинающихся со слова whose;
знакомятся с абсолютными формами притяжательных местоимений и учатся употреблять их в речи;
знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи;
соблюдают нормы произношения при чтении новых слов, словосочетаний;
дополняют предложения подходящими лексическими единицами/верными глагольными формами;
соотносят содержание текста для аудирования с приведенными после него утверждениями;
совершенствуют навыки построения вопросов, начинающихся с what и which;
составляют развернутые монологические высказывания о своих путешествиях на основе списка вопросов;
учатся отвечать на разделительные вопросы, совершенствуют этот грамматический навык на основе различных упражнений;
составляют развернутые монологические высказывания о Шотландии на основе ключевых слов;
воспринимают на слух текст и письменно фиксируют существенную информацию;
знакомятся с городами мира и их достопримечательностями;
знакомятся с особенностями значений глаголов движения to соте и to go и учатся употреблять их в речи;
соотносят утверждения типа «верно/неверно/в тексте не сказано» с содержанием текста для аудирования;
разыгрывают диалоги на основе диалога-образца;
учатся вежливо извиняться по-английски и привлекать внимание собеседника при ведении диалога;
знакомятся с особенностями значений глаголов to say иto tell и учатся употреблять их в речи;
используют в речи характерные для диалогической речи штампы и клише;
читают тексты и соотносят их содержание с заголовками;
используют суффикс ~1у для образования производных слов;
расширяют представления об английских предлогах, совершенствуют навыки использования предлогов в речи;
воспринимают на слух тексты и соотносят их содержание с изображениями на картинках;
знакомятся с рынками Лондона;
составляют развернутые монологические
высказывания о своих городах на основе текста-образца;
пишут диктант на лексический материал блока;
отвечают на вопросы о месте (городе/селе/деревне), в котором они живут;
читают басню и рассуждают о ее морали;
знакомятся с американским писателем и поэтом
JI. Хьюзом и его стихотворением, выразительно читают стихотворение;
знакомятся с историей Лондонского моста, разучивают и поют песню о нем;
самостоятельно оценивают свои учебные достижения.

6.
Unit 6
About Russia Steps 110

17

Путешествия.
География России. Животные России. Знаменитые люди России
Учащиеся:
воспринимают на слух текст и соотносят следующие после него утверждения с содержащейся в нем информацией;
отвечают на вопросы о путешествиях;
знакомятся с конструкцией it takes... to... и употребляют ее в речи;
знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи;
соблюдают нормы произношения при чтении новых слов, словосочетаний;
извлекают информацию из текстов для чтения и аудирования;
читают текст, соотносят содержание его параграфов с заголовками;
расширяют знания о географии России на основе текста для чтения;
знакомятся с особенностями использования артикля с географическими названиями и тренируются в его корректном использовании;
совершенствуют навыки построения сложноподчиненных предложений;
строят развернутые монологические высказывания о России на основе плана и ключевых слов;
знакомятся с Past Progressive и используют его в речи;
знакомятся с правилами образования форм множественного числа существительных, являющихся исключениями из общего правила;
воспринимают на слух текст и соотносят его содержание с приведенными утверждениями;
знакомятся с особенностями использования в речи слова people;
рассуждают о величии России на основе текста для чтения;
задают вопросы, используя past progressive;
сравнивают образ жизни русских и британцев;
знакомятся с правилами написания глаголов в форме Past Progressive;
знакомятся с глаголами, которые не используются в Past Progressive;
дополняют предложения верными глагольными формами;
рассказывают о своем дне, используя Past Simple и Past Progressive;
отвечают на вопросы о России;
составляют подготовленные развернутые монологические высказывания о России на основе плана и ключевых слов;
составляют неподготовленные монологические высказывания о России на основе плана;
пишут диктант на лексический материал блока;
читают басню и рассуждают о ее морали, разыгрывают басню;
знакомятся с английской поэтессой К. Россетти и ее стихотворением, выразительно читают стихотворение;
разучивают и поют песню;
самостоятельно оценивают свои учебные достижения





















































Результаты формирования универсальных учебных действий обучающихся 5 класса:

Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД

1
Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2
Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, словари.
Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

3
Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
Определять самостоятельно критерии оценивания, производить рефлексию.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Составлять план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Понимать точку зрения другого
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.


7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы:
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект “Rainbow English”: учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, аудиозаписи к УМК для изучения английского языка (CD, MP3)
Рабочие программы к учебно-методическим комплектам «Английский язык» (24 классы, серия “Rainbow English”). Авторы О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова, Е. А. Колесникова
Примерная программа начального общего образования по иностранным языкам
Двуязычные словари
Алфавит
Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандартах для начальной ступени обучения, в демонстрационном (настенном) виде и на электронных носителях
Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры стран изучаемого языка в демонстрационном (настенном) виде и на электронных носителях
Карты стран(ы) изучаемого языка в демонстрационном виде и на электронных носителях
Флаги стран(ы) изучаемого языка представлены в демонстрационном виде и на электронных носителях
Материально-техническое обеспечение
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Классная доска с магнитной поверхностью.
Лингафонный кабинет.











to



 14 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15